Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3440.html (версия для печати)

  Дискуссии

Татьяна Голикова предложила подправить полномочия министерств

16 апреля 2014 21:37

Глава Счетной палаты РФ  Татьяна Голикова. Фото с сайта www.kremlin.ru
Глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Фото с сайта www.kremlin.ru
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова предложила вчера изменить работу правительства по исполнению майских указов президента. До сих пор координацию и контроль в ручном режиме осуществлял Владимир Путин – на регулярных совещаниях с министрами. Теперь же по инициативе Голиковой в правительстве должно быть назначено одно главное ведомство, которое и будет в дальнейшем координировать усилия других министерств. Достижение показателей майских указов остается важнейшей задачей кабинета Дмитрия Медведева. И появление супер-ведомства, которое фактически замыкает на себя работу правительства, станет несомненной административной новацией. На роль министра-координатора Голикова прочит Алексея Улюкаева, который возглавляет сегодня Министерство экономического развития. Эксперты ищут объяснения необычной административной активности Татьяны Голиковой.

За несколько часов до запланированного совещания Владимира Путина с министрами глава Счетной палаты Татьяна Голикова предложила вчера кардинальные административные изменения. По ее словам, в стране должен появиться специальный уполномоченный орган, который будет собирать информацию об исполнении указов и предоставлять ее правительству. Этим органом может стать ведомство Алексея Улюкаева – Минэкономразвития (МЭР).

Исполнение майских указов, судя по всему, идет в стране очень непросто. Анализ аудиторов показал, что межведомственная координация не налажена, единой методологии расчета стоимости мероприятий, проводимых под эгидой указов, нет, разные органы власти озвучивают порой противоречивые оценки финансового состояния регионов, "дорожные карты" провисают по срокам и не вписываются в запланированное финансирование.

Вчера Голикова привела пример такой неразберихи. Например, сначала регионы заявили, что стоимость майских указов Владимира Путина оценивается ими в 2,2 трлн руб. Но затем – в четвертом квартале 2013 года – эту оценку скорректировали, уменьшив на 150 млрд руб. Выходит, ни у федеральных ведомств, ни у самих субъектов нет целостного понимания того, сколько средств нужно на самом деле. Не исключено, что единый уполномоченный орган нужен в том числе для того, чтобы свести к минимуму разногласия между федеральными ведомствами и разными уровнями власти.

На первый взгляд идея Татьяны Голиковой создать на базе МЭР единый уполномоченный орган выглядит как чисто техническая корректировка. Но в этом предложении можно увидеть также кардинальную перестройку всей системы управления экономическим блоком правительства.

Ведь майские указы президента – это не какие-то второстепенные поручения. Это ключевые для всей страны стратегические ориентиры на весьма длительную перспективу. Долгосрочные ориентиры для всей страны сначала были сформулированы в предвыборных статьях Владимира Путина. А после его победы на выборах они были зафиксированы в виде конкретных показателей в указах, которые президент подписал 7 мая 2012 года. Эти показатели определяют развитие страны практически во всех ключевых сферах.

И вся работа правительства, естественно, подчинена именно исполнению майских указов президента. Путин фактически в "ручном режиме" контролирует весь процесс, дает указания конкретным министрам или же объявляет им выговоры за срывы и недоработки. Теперь же эта технология управления может быть существенно изменена: роль координатора может перейти к Алексею Улюкаеву. По крайней мере такой вывод сам напрашивается после заявлений Татьяны Голиковой.

До последнего времени именно президент организовывал механизм контроля исполнения своих указов, именно он учредил технологию постоянных совещаний с членами правительства по майским указам. Почему предложения по изменению работы правительства прозвучали не от президента или премьера, а от главы Счетной палаты – можно только догадываться. Так или иначе, столь важные административные идеи в устах Путина или Медведева звучали бы более естественно.

Причины административной активности главного контрольного органа могут быть разные. Не исключено, что Татьяна Голикова не проявляла никакой самостоятельности, а лишь транслировала решение, принятое самим Владимиром Путиным. Можно предположить, что сейчас для президента куда важнее не внутренние проблемы исполнения указов, а внешние вызовы. Очевидно, что ключевыми для страны стали геополитические разногласия. Возможно, Владимиру Путину проще иметь дело с одним министром-координатором, а не тратить время на ручное управление ведомствами.

При этом объявлять о переменах по политическим соображениям удобнее главе Счетной палаты, а не президенту. Тем более что Счетная палата получила недавно дополнительные функции и превратилась в своеобразного мегааудитора. Впрочем, возможны и другие версии происходящего.

По мнению экспертов, подобные административные изменения связаны с проблемами вокруг Крыма и украинского кризиса. Федеральным ведомствам надо перераспределить финансовые потоки, распространить на новую территорию общероссийские нормы и правила, и все это происходит на фоне одновременного оттока капитала и угрозы ужесточения санкций. Поэтому для концентрации внимания на майских указах понадобилось связующее звено.

"Такая практика часто используется в работе крупных корпораций, когда за комплексное решение проблемы отвечает конкретный человек или комитет", – уточняет коммерческий директор компании "Народная казна" Александр Гуськов.

Но есть и другие версии. Майские указы реализовывать все сложнее, поэтому руководству страны понадобился своего рода крайний, на которого потом можно будет переложить всю ответственность за стратегический провал.

"Для того чтобы навести порядок и понять, на какой стадии исполнения находится тот или иной указ, Голикова предложила назначить единый орган, который будет следить за происходящим и доводить до сведения остальных полученные результаты. Предложение может быть и неплохое, но Минэкономразвития рискует стать крайним", – поясняет аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева.

"Успешная реализация майских указов президента в текущей экономической ситуации выглядит маловероятной. Проблемы, которые мешают реализации майских указов, надо было решать в 2004–2008 годах", – считает эксперт Русской школы управления Андрей Ильдеменов. По его словам, назначение Минэкономразвития координатором и ответственным за исполнение указов – это не что иное, как "президентский аутсорсинг".

Как следует из объяснений эксперта, теперь если ситуация с майскими указами не улучшится, виноват в этом будет уже не президент, а уполномоченный орган. И тогда вполне можно будет ожидать кадровые перестановки и увольнения как в самом Минэкономразвития, так и в подотчетных министерствах.

Реакции Владимира Путина на административные идеи Татьяны Голиковой на момент сдачи номера не последовало.

Анастасия Башкатова

источник: Независимая газета