Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3353.html (версия для печати)

  Дискуссии

Математике ищут место в ЕГЭ

13 февраля 2014 20:58

Председатель комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков. Фото с сайта www.ng.ru
Председатель комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков. Фото с сайта www.ng.ru
Математику следует убрать из числа обязательных к сдаче на ЕГЭ предметов – такую идею предложил председатель комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктор Кругляков и тут же получил массу откликов, как негодующих, так и одобрительных. В предложенной к обсуждению мысли некоторые обнаружили попытки демотивировать старшеклассников, вновь поменять систему их аттестации. Однако у депутата нашлись и сторонники, которые считают, что новый подход, наоборот, улучшит математическую грамотность ребят. "НГ" предлагает читателям узнать аргументы двух сторон развернувшейся в педагогическом сообществе дискуссии.

Виктор КРУГЛЯКОВ считает, что нужные для жизни математические компетенции школьники должны получать до конца 9-го класса, а в 10–11-х классах продолжать профильное обучение. А значит, должны сами выбирать, нужно ли им сдавать на ЕГЭ математику.

– Виктор Михайлович, ожидали ли вы такой бурной реакции на свое предложение?

– Я считаю, что моя идея абсолютно нормальна и достойна обсуждения. Я был удивлен реакции некоторых коллег, которые тут же, не разбираясь, назвали идею вредной. Они лет на 70 опоздали, оставшись во временах, когда у нас были врачи-вредители, учителя-вредители. Обсуждать такие идеи можно и нужно.

– В чем состоит ваша идея?

– Я не вижу проблемы в том, что математика в ЕГЭ из обязательного предмета станет предметом по выбору. Математику будут выбирать те, кому она нужна для поступления в вуз и для дальнейшего профессионального роста. Говорю, чтобы всем было ясно: математика – очень важный предмет, который надо изучать, как и все остальные предметы, а в 9-м классе нужно обязательно ее сдавать на Государственной итоговой аттестации. И в 10-м, и 11-м классах математику тоже надо изучать, писать итоговую контрольную работу и получить итоговую оценку.

Но скажите, почему выпускник, который собирается идти в гуманитарный вуз, обязан сдавать математику на ЕГЭ? Он ее уже сдал в конце 9-го класса, учил два года, получил итоговую оценку. Зачем ему сдавать математику, если он идет, например, в театральный?

Я считаю, что исключение из обязательной сдачи в ЕГЭ было бы здорово для самой математики. Мы бы не понижали планку заданий так, чтобы как можно больше учеников смогли преодолеть ЕГЭ, а получили бы мотивированных школьников, которые сами выбирают для сдачи математику. И уровень экзаменационных заданий сделали бы соответствующим уровню тех, кто мотивирован на изучение этой науки.

Кроме того, экзамен по математике стал бы от этого честным. У нас 697 выпускников в прошлом году не получили аттестаты только потому, что не смогли сдать математику на ЕГЭ. Есть и другая цифра – еще несколько тысяч учеников, которые боялись математики, но сумели преодолеть экзаменационный барьер. А вот как они это сделали, какими методами, что использовали – вопрос сложный. Я считаю, что если экзамен по математике будет по выбору, то он будет честным. Его будут сдавать без фальсификаций, списываний, телефонов, выходов в туалет.

– Некоторые ваши оппоненты говорят, что исключение математики из ЕГЭ приведет к падению уровня знаний по математике и два года ученики будут учить ее кое-как.

– У нас два предмета обязательных – русский и математика. Если следовать логике моих оппонентов, получается, что у нас, кроме этих предметов, ничего не учат в школах? У нас физика – необязательный предмет. Химия тоже, литература, история, ну и далее по списку… Во всей этой истории я сделал вывод, что обязательная сдача математики на ЕГЭ – это административно навязанная всем установка.

– Кем навязанная?

– И Минобразования, и педагогами-учеными. Я намерен сделать дискуссию по этому вопросу широкой. Во-первых, чтобы в ней приняли участие выпускники. Это уже взрослые люди, которые трезво могут ответить на вопрос: что лучше – математика как обязательный предмет или по выбору. Причем у меня есть данные по одному из опросов школьников. Из 134 опрошенных выпускников 90 сказали, что выбрали бы математику для сдачи на ЕГЭ, а 44 не стали бы этого делать. Но все отметили, что было бы хорошо, если бы был выбор.

Надо послушать и родителей, у которых свое мнение. Надо послушать и педагогов, а учителя математики, с которыми я разговаривал, меня поддерживают. И люди, которые уполномочены обществом принимать решения в сфере образования, должны прислушаться к народному мнению.

– Есть какие-то сроки, в которые планируется реализовать вашу идею?

– Я не министр, я не издаю приказы, не подписываю директивы. Но читал, что министр образования уже заявил: ведомство не планирует ничего менять. Я высказал свое мнение, и обсуждение началось. Его ход покажет, нужно менять систему или нет. А когда это произойдет, зависит от результатов стартовавшей дискуссии.

Председатель Совета ректоров вузов Воронежской области Дмитрий ЕНДОВИЦКИЙ – однозначно против предложения об исключении математики из числа обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. По его словам, идею уже раскритиковали представители вузовского сообщества Черноземья.

– Дмитрий Александрович, как вы оцениваете предложение московского депутата Виктора Круглякова? К какому эффекту приведет воплощение его идеи?

– Этот вопрос мы уже обсуждали в ассоциации государственных вузов Черноземья. Практически все вузы Черноземья плюс учреждения из Тульской и Брянской областей входят в эту организацию, мы все обстоятельно поговорили по поводу этого предложения. И от себя лично, и от ассоциации могу сказать, что прозвучавшее предложение – антигосударственное. Я не знаю, кто его инициировал и откуда пошла сама идея отменить обязательный ЕГЭ по математике. У меня три варианта, откуда взялось это предложение. Первый – это прозвучало как попытка некой хохмы или юморески. Второе – это тонко спланированная диверсия под всю систему высшего и общего образования, бомба, заложенная под эту систему. Третье – это сказал просто не понимающий ничего в образовании человек. Но могу сказать, что, если такое предложение когда-нибудь будет принято и одобрено, это нанесет сильнейший удар по интеллектуальному потенциалу нации.

– Каким должно быть место математики в системе образования, по-вашему? Ее нужно сдавать при ЕГЭ обязательно или по выбору?

– Математика должна остаться для всех предметом, который нужно обязательно сдавать всем выпускникам. Ведь математика формирует логику мышления, оттачивает аналитические инструменты разбора ситуаций, будь то в психологии, филологии, истории, во всех точных науках. Математика необходима в нынешнем формате в российской школе, это очень важно.

– Автор предложения говорит, что выпускники сдают всего два обязательных предмета, однако это не значит, что они плохо учат другие предметы, которые можно сдать в ЕГЭ по выбору.

– Это популизм чистой воды. Я живу не только в системе высшего образования и слежу не только за абитуриентами, которые поступают в университет. У меня один ребенок учится на четвертом курсе университета, другой поступил на первый курс, и я знаю, как работает вся система. Я не знаком с человеком, который предложил исключить математику из обязательных предметов в ЕГЭ, может быть, это уважаемый человек, но его предложение и эти аргументы – это популизм.

– Виктор Кругляков считает, что предложенные им перемены приведут к уменьшению коррупции при сдаче ЕГЭ. Каково ваше мнение?

– Ничего не изменится. Давайте не будем спекулировать и наращивать политический капитал. Особенно когда депутат говорит по поводу коррупционности и честности. Это попахивает попытками манипуляции общественным мнением.

– Идея выдвинута на общественное обсуждение, какими вы видите его перспективы?

– Я вам уже рассказал о принципиальной позиции ассоциации вузов Черноземья. Они вместе с вузами нечерноземной зоны – центр России, и мнение общественности этого региона мы уже знаем. Проблему уже обсудили, и не надо испытывать работающую систему обсуждением неких утопичных футуристических предложений. Могу сказать больше – мои коллеги, которые работают в Нью-Йорке, в Кенте, в Калифорнии, все говорят: сохраните в России действующую систему подготовки в школе по естественно-научным и точным дисциплинам! Ни в коем случае не уподобляйте ее системе, которая действует в Европе и США, когда дети изучают некий общий естественно-научный курс и у них нет отдельно математики, химии, физики! Это путь в никуда.

– Если все же будет принято решение поддержать идею Круглякова, потребуется ли трансформировать образовательные стандарты, которые так долго рождались в России?

– Я думаю, что ничего не надо будет трансформировать. Потому что такого изменения не произойдет в принципе. У нас министр образования и науки – выходец из технического вуза, он прекрасно понимает, что такое математика, что она значит для страны, и не допустит воплощения таких губительных идей.

Александр Малышев

источник: Независимая газета