Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3346.html (версия для печати)

  Дискуссии

Наука для молодых

07 февраля 2014 20:55

Фото с сайта минобрнауки.рф
Фото с сайта минобрнауки.рф
Накануне Дня российской науки глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов обсудил с преподавателями дополнительного образования, как сделать науку популярной для школьников.

"Основная задача – привлечение детей к науке, повышение их интереса к инженерно-технической деятельности, – сказал министр образования и науки РФ. – Очень важна тема популяризации науки, научного знания и в целом – научного подхода к жизни. Только так мы можем противостоять суеверию и тому, что называется псевдонаука. В советские годы теме дополнительного образования детей уделялось большое внимание, действовала широкая сеть кружков. Эту систему надо развивать сегодня с опорой на наши традиции. Президентом поставлена задача повышения средней зарплаты педагогов допообразования до средней по региону к 2018 году. Уверены, что все регионы с этой задачей справятся. К развитию допообразования надо активнее привлекать вузы. При аттестации преподавателей вузов следует учитывать их работу со школьниками. Кроме того, в каждом федеральном округе должен быть создан учебно-научный центр – СУНЦ. На Дальнем Востоке сейчас обсуждаем такую возможность".

Очень важна популяризация науки, согласился с министром руководитель общества юных биологов Академической гимназии СПбГУ Александр Жук. Детей надо знакомить с реальными лабораториями, с новым оборудованием. А ещё важно, чтобы они понимали: учёные – люди успешные, имеющие хорошие перспективы, причём в своей стране.

"Вузы заинтересованы в школьниках, но в школьниках-абитуриентах. Это краткосрочная перспектива. Для этого не надо заниматься исследовательской деятельностью, достаточно провести олимпиаду и отобрать талантливых учащихся, – сказал Артур Ляндзберг, директор эколого-биологического центра "Крестовский остров" ГБОУ ЦО "Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных". –

Министерство должно создать какие-то стимулы для сотрудников высшей школы, научных организаций, чтобы им было интересно заниматься научно-исследовательской работой со школьниками.

Результаты получаются только тогда, когда людям интересно чем-то заниматься, а не тогда, когда их заставляют что-то делать".

"Настоящий педагог работает не за деньги, а за то счастье и крылья за спиной, которые ему дарит работа. И поддержать его нужно, прежде всего, вниманием, иначе он выгорает, – поэтично начал своё выступление Кирилл Хвостунков из Центра дополнительного образования для детей "Дружба" города Черноголовка, но потом всё-таки перешёл к вопросам материальным. – Наш муниципальный бюджет пытается из-за всех сил поддержать допобразование, но по факту получается муниципальный заказ на 20–30% учащихся. А в эту систему нужно вовлекать 90% – наша задача увести детей с улицы. В моём учреждении, например, 2 тысячи детей, а муниципальный заказ только на 190 человек. А нам нужно гарантировать зарплату учителям, проводить мероприятия и т.д. Да, надо расширять частно-государственное партнёрство, но у бизнеса горизонт планирования 1–2 года, так что трудно наладить долгосрочное партнёрство. Ещё один путь – активнее работать с вузами, НИИ, РАН. В этом направлении я предлагаю законодательно ввести статью финансирования и отчётности вузов и НИИ по работе с учреждениями дополнительного образования и школьниками. Сотрудники должны как-то поощряться за эту работу".

Модель "школа – учреждения допобразования – вуз" должна стать основой для развития системы образования, считает директор филиала Московского городского дворца детского (юношеского) творчества Александр Леонтович. Эта модель нуждается в нормативном регулировании, её можно было бы назвать "образовательный кластер". Важно выделять учреждениям дополнительного образования целевое финансирование, чтобы они могли заказать, допустим, у вуза то, что им нужно. Эти кластеры надо развивать на базе ведущих образовательных организаций, где существуют признанные педагогические школы. Можно создать реестр этих школ и предоставить им возможность организовать подведомственные сетевые структуры.

"Необходимо развивать региональные системы оценки качества научно-исследовательской деятельности, – сказал Александр Леонтович. – Проблема в том, что когда ребёнок приносит диплом какой-то конференции или выставки, то не ясно, что значит этот диплом, какого качества и уровня конференция. На уровне регионов необходимо проранжировать все подобные мероприятия по каким-то понятным и объективным критериям".

За использование новых технологий в образовании выступила Ирина Васильева, директор центра телекоммуникационных и информационных систем в образовательных учреждениях Ярославской области: "Мы работаем в интернете. Организовываем там научно-исследовательскую деятельность с привлечением людей из разных городов и стран. Наши участники из 20 стран мира, в частности, 90 тысяч школьников из всех регионов Российской Федерации. Это очень важно, когда ребёнок из какой-нибудь деревни Ярославской области работает в одной творческой команде с детьми из престижных школ Японии, США. Наши исследовательские проекты представляют собой командную работу. Дети пробуют себя в роли экспериментаторов, исследователей. Причём все проекты практиоориентированы. Если это, например, экологический проект, то задания дети выполняют в виртуальном пространстве, а родник охраняют тот, что рядом с их домом. Всё это создаёт предпосылки для вовлечения детей в исследовательскую деятельность".

Муравьёва Марина

источник: STRF