Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3289.html (версия для печати)

  Дискуссии

КАРТ-БЛАНШ. Страна вечных троечников

23 декабря 2013 22:36

Фото с сайта www.funduki.ru
Фото с сайта www.funduki.ru
Вчера поинтересовался успехами дочки в школе, мол, как там дела с оценками и соответственно с перспективами на золотую медаль. Как выяснилось, с оценками все отлично. А вот с "золотыми" перспективами все более чем печально. Как рассказала дочка, учителя им на днях сообщили, что решением Министерства образования золотые и серебряные медали в школах отменены.
Спрашиваю: "Но ведь у тебя все равно сплошные пятерки, неужели не дотянешь до конца года без четверок?" Отвечает как-то вяло, без энтузиазма: "Ну ладно, постараюсь…"

Министерство образования сегодня не критикует только очень ленивый. Другое дело, что, похоже, критиковать есть за что. На первый взгляд, вроде бы все в рамках законодательства. Оказывается, новым законом об образовании награждение выпускников "серебром" и "золотом" не предусматривается. Хотя отличники все-таки получат аттестат особого образца. Может, это будут красные "корочки" с золотым тиснением, может, какого-то другого цвета. А вот те, кто ранее мог рассчитывать на серебряную медаль, получат аттестат такого же цвета, как и троечники.

Но мне непонятно – зачем было отменять медали, если они все равно никак не влияют (уже несколько лет) на шансы поступить в вуз? Ведь льготы для медалистов давно отменили.
Конечно, можно предположить, что число медалистов в школах завышают искусственно и чиновники от образования таким образом борются с липовыми показателями. Но после короткого разговора с классным руководителем дочки стало ясно – это не так. Никаких выгод от медалистов ни учителя, ни школа не имеют. Да, конечно же, есть в каждом городе рейтинг школ, и от того, сколько будет выпускников-медалистов, зависит отношение к школе чиновников какого-либо РОНО. Ну и что? С таким же успехом это отношение будет зависеть от числа круглых отличников.

В гимназии "Новоскул" (с математическим уклоном и углубленным английским), где учится моя дочь, на золотую медаль претендуют не более десяти выпускников, на серебряную – вообще только один. Заметим, что это только в советское время медали изготавливали из настоящего золота. В современной России их делали из дешевого сплава с золотым напылением. Что, у государства нет денег даже на позолоченную железяку?
Интересно и то, что решение об отмене золотых и серебряных медалей принято в самый разгар учебного года. То есть те мальчишки и девчонки, которые рассчитывали на медали, узнали об этом, когда до выпускного бала им остались лишь две четверти. Это нормально?
Сегодня даже первый вице-премьер Игорь Шувалов заговорил о том, что общий уровень российского образования перестал был конкурентным преимуществом нашей страны в глазах иностранных инвесторов (см. "НГ" от 17.12.13). Лишая школьников даже минимальных моральных стимулов хорошо учиться, мы что, обойдем конкурентов?

В советское время материальные стимулы были редкостью. Советская власть предпочитала поощрять морально – грамотами, портретами на Досках почета и.д. Но и это было крайне важно. Помнится, после очередной боевой службы командующий Балтийским флотом вручил мне за успехи в БП и ПП (боевой и политической подготовке) ценный подарок – электробритву "Харькiв". Беда в том, что сделать подарочную надпись на бритве никто не удосужился. Я уже давно тогда перешел на бритье с помощью станка и лезвия "Нева" (если кто помнит). Но не поленился и не пожалел денег: сходил в граверную мастерскую и сделал за свой счет надпись: "Старшему лейтенанту А. Рискину от командующего БФ за успехи при выполнении задач боевой службы". Потому что бритва "Харькiв" – это просто бритва, а она же с надписью – это уже память о службе, оценка твоего труда, твоих успехов, твоих ратных, как тогда любили говорить, достижений.

Говорят, что школы сами могут заказать какие-то медали или сувениры для своих лучших учеников. А мне кажется, что это как та же бритва "Харькiв", только когда ты не просто сам делаешь на ней дарственную надпись, но и покупаешь ее за свой счет.
Да, конечно, мы живем вроде бы в капиталистической стране, но моральные стимулы, как мне представляется, людям по-прежнему важны. Вернул же президент, к примеру, звание "Герой Труда", да и те же Доски почета по-прежнему висят на многих заводах.
О патриотизме, о необходимости правильного воспитания молодежи, о важности качественного образования власти говорят много. Но делают почему-то все наоборот. Словно вечные троечники. Зато школьники получили еще один урок. Бесплатно.

Андрей Борисович Рискин – заместитель главного редактора "Независимой газеты".

источник: Независимая газета