Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3281.html (версия для печати)

  Дискуссии

Лазейка для своих при приеме в вузы

17 декабря 2013 22:57

Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Весьма полезно иногда заглядывать на порталы, предназначенные для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти нормативных актов. Сегодня, правда, эта страница "на обновлении". А вот недавно была открыта для доступа. И на ней висел проект приказа "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год". Документ достоин как минимум всеобщего удивления и "восхищения" изобретательностью желающих вузовской халявы.

Основные вопросы вызывает пункт 22 этого документа, где черным по белому прописано, что организации высшего образования могут включать в перечень вступительных испытаний для поступающих на базе среднего общего образования дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности. В этом достаточно обширном перечне специальностей, при поступлении на обучение по которым нужны дополнительные испытания, – кстати, год от года ширится это движение вузов за предоставление дополнительных испытаний, – есть сегодня такие, как "стоматология", "лечебное дело", "международные отношения", "строительство", "филология", "лечебное дело" и др.

Вот очень любопытно, какие такие дополнительные творческие испытания нужны абитуриентам по вышеперечисленным дисциплинам? Какими такими особенными качествами должен обладать человек, выбирающий строительную специальность? Или какими качествами должен обладать стоматолог? Физически сильным, стрессоустойчивым? Или сразу знать названия всех зубов по латыни? Как считает ректор Высшей школы экономики (НИУ) Ярослав Кузьминов, это практически неприкрытая лазейка для своих.

Дело в том, что дополнительные испытания проводят вузы, которым разрешено это Министерством образования и науки РФ. Но... устанавливать, какие дополнительные испытания и по каким дисциплинам, вузы должны самостоятельно. В какой форме – письменной или устной, – тоже. Дополнительный экзамен, как правило, по профильному общеобразовательному предмету, определен "Перечнем вступительных экзаменов". Почему в этом году он пополнился вот такими странными предложениями – загадка с известным ответом. Значит, это кому-то очень нужно.

Еще напомним, что дополнительные вступительные испытания проводятся по мере формирования экзаменационных групп из числа абитуриентов, подавших необходимые документы, в несколько этапов, но не раньше начала приема документов. Кроме того, они могут проводиться параллельно со сдачей Единого государственного экзамена в дополнительные сроки его проведения. При этом оцениваются все экзамены, в том числе и дополнительные, по 100-балльной шкале.

Родители абитуриентов знают и очень часто жалуются на то, что дополнительный экзамен – это "кот в мешке". Потому что вы практически никогда не найдете ответа на простой вопрос: а что нужно знать абитуриенту для этого самого дополнительного испытания? Нет, иногда какие-то общие вопросы на сайте присутствуют, но принимающие этот самый экзамен почему-то все равно любят экспромт.
Очень показательно они проходят на факультетах журналистики. Кого-то из абитуриентов могут спросить: "Кто такой Ленин?", а другого – подробно про методы Джозефа Пулитцера. Угадайте, какому студенту пойдет первый вопрос.

Но сначала, чтобы этот вопрос, заметно повышающий шанс для поступления, можно было бы задать студенту, нужно, чтобы в списке дополнительных экзаменов появилась такая специальность – "международные отношения", "филология" и т.д. Вот они и появились...

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета