Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3231.html (версия для печати)

  Дискуссии

"На психфаки идут люди с очень большими собственными проблемами"

13 ноября 2013 23:02

Бизнес-тренер Елена Малькова. Фото с сайта www.strf.ru
Бизнес-тренер Елена Малькова. Фото с сайта www.strf.ru
В последние пару десятилетий психологическое образование стало довольно востребованным. Мало осталось вузов, которые не открыли бы в своих стенах психологического факультета. Как правило, абитуриенты идут получать профессию психолога с удовольствием. Но каково выпускникам психфаков ориентироваться на рынке труда, искать работу, устраиваться в реальной жизни после получения диплома?

Реалии для выпускников

Представление о том, каков расклад сил на рынке труда, дают разнообразные форумы. Люди с психологическим образованием, помимо научной деятельности и преподавания в вузах, востребованы в школах, детских садах и социальных службах. Успешно применять вузовские психологические знания можно также в сфере HR (кадровые агентства и отделы), консалтинговых компаниях, в проведении различных тренингов и в рамках частной практики. При этом студенту стоит как можно раньше определиться, чем именно он будет заниматься в дальнейшем.

"Если ты будешь работать маркетологом или HR, есть уверенность, что это востребовано на рынке, стоит развивать соответствующие навыки, может быть, пройти дополнительные курсы. Часто люди с психологическим образованием идут в PR. При собеседовании с выпускником учитывается всё: пол, какой у него опыт, почему он именно такой, – считает бизнес-тренер Елена Малькова, готовящая команды инновационных специалистов для представления проектов инвесторам. – При этом у выпускников часто встречается переоценка собственных возможностей и амбиций, даже при наличии положительного опыта при открытии собственного дела". По словам Елены, работодатель, в свою очередь, ориентируется на установку, что молодой специалист много денег при приёме на работу не попросит, и его можно загружать чем угодно. Как искать место работы, какую стратегию выбирать – вопрос индивидуальный. Если молодой специалист хочет найти работу в крупной компании, то предстоит пройти долгий формальный путь рассылки резюме и собеседований, часто через крупные кадровые агентства. Если же кандидат хочет проявить себя в инновационной деятельности – следует прибегнуть к знакомствам, "сарафанному радио", пытаться действовать через те каналы, которые существуют в вузах. Ну а если хочется найти работу в небольшой компании – стоит действовать через сайты трудоустройств и социальные сети.

Отдельная сфера деятельности – различные консалтинговые агентства. Они предлагают самые различные тренинги для бизнес-организаций и предпринимателей – от тренингов продаж до коммуникационных практик и работы в команде. Здесь встречаются довольно интересные подходы. Максим Журило, тренер Business Relations, рассказывает, например, как применять в работе методы, которые используются в спорте: ставить большие, яркие, вдохновляющие цели (допустим, пройти супермарафон Iron Man или научиться играть не хуже Роллингов) и идти к этим целям, постоянно наращивая нагрузку. Этот подход актуален и для отдельного человека, и для больших компаний.

Работа по специальности

В чём причины неадаптированнности выпускников? Мы опросили нескольких экспертов. Выводы оказались неожиданными – проблема и в самих молодых специалистах, и в качестве современного образования.

Острая проблема заключается в том, что часто молодые люди даже после пяти–шести курсов психфака не всегда готовы работать с людьми. Не хватает жизненного опыта. "Я разговаривала с довольно взрослыми звёздами-психологами, их было пятеро в моей выборке, – рассказывает Елена Малькова. – И все как один сказали – самое главное для психолога, который собирается вести собственную практику, – это жизненный опыт. Поэтому лучше брать ребят после 30, когда они уже наломают дров в своей жизни, будут готовы прорабатывать и понимать свои и чужие ситуации". Стоит отметить, что на рынке труда много активно продвигающих себя психотерапевтов и бизнес-тренеров. Но люди не могут извлечь ничего полезного из их консультаций и семинаров, они не прогрессируют, так как те заняты исключительно собой, считает Елена. Их технологии выучены, они не работают с внутренним индивидуальным миром человека, у них нет понимания собственной ответственности. При этом не надо забывать, что

с пограничными и болезненными состояниями человек, у которого за плечами психфак, справиться не может.

Директор кадрового агентства HR Сonsult Вадим Морозов тоже считает, что выпускники психфаков не вполне адаптированы к реалиям рынка: "Если мы имеем в виду кадровый бизнес, подбор персонала, их нужно учить всем азам. В институте ведь этому не учат, если только у студентов нет специализации “управление персоналом”. Конечно, некоторые методики даются в вузе, но всё равно их приходится обучать на практике".

Клинический психолог Евгения Белякова напомнила: на заре профессии психологическое образование было рассчитано на подготовку исключительно научных работников. Но в науку сейчас практически никто не идёт. И главным минусом современного психологического образования является неумение молодых специалистов отличить на приёме душевнобольных от здоровых людей. Подобные персонажи могут ходить к психологам подолгу, а те – имитировать деятельность, проводя с ними какие-то занятия. Иногда такая деятельность заканчивается трагически – человек попадает в стационар.

Большая проблема современных психфаков заключается в том, что сегодня учебные программы резко сокращены (иногда на 80%). Зато студентов стали учить тому, как провести тренинг за час.

"Это самое страшное образование на сегодняшний день, которое существует, – говорит Евгения Белякова. – За границей за психологом или психотерапевтом всегда стоит психиатр. И если что-то с пациентом случится – это подсудное дело. У нас – ничто не подсудно. Выпускники последних поколений – это люди, которые идут не в науку, а конкретно работать с людьми. И я готова под этим подписаться:

в психологию, на психфаки сейчас идут люди с очень большими собственными проблемами!

Многие из нынешних психологов – это люди сами нездоровые психически. Это видно невооружённым глазом". Часто это эмоционально бедные люди с неглубокими эмоциями, крайне закрытые, неспособные воспринимать другую личность. После получения соответствующего образования именно они идут работать с людьми. И неважно, что при этом они проходят супервизии и пытаются работать с собой, считает Евгения Белякова.

Главная беда современных выпускников психфаков – низкий уровень образования, порой откровенная малограмотность.

Если сравнить современное психологическое образование с начальным, можно сказать, что оно на уровне таблицы умножения.

Всё, что выше этого уровня, например дроби, – уже непонятно молодым специалистам, отмечает Евгения. При этом им часто свойственны невероятные амбиции, высокомерие, отсутствие базовых знаний, неумение видеть людей. А ещё – низкий уровень культуры, незнание элементарных сведений даже в области художественной литературы, которая подразумевает интерес к миру людей и их взаимоотношений.

Таким образом, если верить экспертам, вузам стоило бы подумать, как улучшить качество образования, которое даётся на психфаках. Профессия психолога подразумевает повышенную зону ответственности при общении с другими людьми. А значит, требует особого отбора будущих специалистов при поступлении. Возможно, дополнительного тестирования или специального собеседования. Ведь профнепригодных людей не берут в лётчики, почему с психологами должно быть иначе?

Попова Мария

источник: STRF