Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3172.html (версия для печати)

  Дискуссии

Детей защитили от преступников справками

01 октября 2013 21:29

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
Очередные последствия законодательных инициатив Дмитрия Медведева расхлебывали в сентябре преподаватели, врачи и тренеры России. Все эти специалисты стояли в огромных очередях за справками о том, что они не наркоманы, несудимы и психически здоровы.

"В этом году вдруг оказалось, что для того, чтобы читать студентам лекции, необходимо предоставить справку о несудимости, справку из психдиспансера и справку из наркодиспансера. Был вчера в психдиспансере. Там столпотворение. Множество преподавателей погнали за этими справками, врачи не справляются. Картина: в обшарпанном коридоре толпа приличных людей — доцентов, профессоров и прочих учителей, понуро стоящих в очереди за справкой, что они не психи. Через час стояния в очереди задерганная до истерики тетя психиатр обругала меня за то, что наш отдел кадров направление на получение справки написал не такими, как надо, словами. Даже жалко ее стало, попытался успокоить. "Жалоб нет?" — "Нет". Справку получил. Но какое-то чувство тоски и беспомощности у меня всегда остается после общения с бюрократической системой, когда ясно понимаешь, что любой мелкий чиновник может над тобой издеваться, сколько захочет, придираться к любой букве в любой бумажке, гонять по инстанциям. Законодательство совершенствуется. Идиотские бюрократические правила очень нужны государству — хотя бы для того, чтобы людишки помнили свое место. Очень это вредно для духовных скреп, когда людишки, особенно интеллигентишки, начинают много о себе думать. Теперь у меня есть справка, что я не псих. И еще одну справку, что я не наркоман, тоже вчера получил — без очереди, ура! Правда, за неправильное направление тоже поругали. Осталось получить последнюю, что я не бандит" — так описывает ситуацию известнейший российский ученый, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН Александр Марков.

Напомним, что нынешние очереди за справками – следствие требований статьи 351.1 трудового кодекса России, новая редакция которой была инициирована еще в 2011 году самым известным юристом России, тогда исполнявшим роль президента страны.

"В прошлом году мы ужесточили наказание за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних. Но профилактика такой преступности не менее важна. Считаю, нужно раз и навсегда закрыть доступ в образовательные и воспитательные учреждения тем, кто был осужден за любые насильственные преступления или вовлекал детей и подростков в преступную деятельность. Таких людей на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям", — заявил тогда, обращаясь к депутатам, Дмитрий Медведев.

Заметим, что на тот момент в Госдуму уже был предложен проект закона, предполагающего запрет на работу с детьми лицам, осужденным на сексуальные преступления, что было действительно разумно. Но Медведев предложил не ограничиваться только этим видом преступлений, а заявил о необходимости "закрыть доступ в образовательные и воспитательные учреждения тем, кто был осужден за любые насильственные преступления".

Поскольку речь шла о предложении президента, тупая, но послушная парламентская машина проштамповала именно такой вариант закона, действительно запретив любую работу с детьми всем лицам, имевшим когда-либо судимость "за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности".

В итоге, помимо педофилов, запрет на профессию получили люди, осужденные за нарушения требований пожарной безопасности или вандализм, потому что эти статьи числятся в главе 24-й УК РФ "Преступления против общественной безопасности". Больше того, согласно новым поправкам запрету на профессию подвергались все лица, судимые, к примеру, за антисоветскую деятельность во времена СССР – никакого срока давности не было предусмотрено. В результате по всей России были уволены тысячи граждан, самоотверженно работающих с детьми за ничтожную зарплату, причем судимых за педофилию среди них было ничтожное количество.

Так, в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ были уволены:

— сторож детского сада Шипов В.Б., имевший судимость за преступление, совершенное по неосторожности. (см.: Некоузский районный суд Ярославской области, дело № 2-293/2011[3]);

— кочегар котельной общеобразовательной школы, имевший погашенную судимость. (см.: Тоншаевский районный суд Нижегородской области, номер дела не указан); — сторож средней общеобразовательной школы, имевший погашенную судимость. (см.: Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области, дело №2-667-2011);

— оператор электробойлерной средней общеобразовательной школы, привлекавшийся более 20 лет назад к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов (см.: Сухобузимский районный суд (Красноярский край), номер дела не указан);

— уборщица служебных помещений муниципального бюджетного образовательного учреждения Яворовская Т.В., имеющая судимость за умышленное преступление. (см.: Тюхтетский районный суд Красноярского края, дело № 2-13/2012);

— Ефременко Н.Л., имевший в 1998 году судимость за умышленное преступление. (Тюхтетский районный суд Красноярского края, дело № 2-4/2012).

При этом, по результатам исследования судебных решений из общего числа уволенных работников в связи с применением ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ и обратившихся в суд с иском о восстановлении на работе, 37% истцов вообще не были связаны с образованием и воспитанием несовершеннолетних и занимали должности вахтеров, сторожей, уборщиц, операторов, кочегаров.

То есть кочегар не может работать в котельной при детском садике, потому что 20 лет назад он не заплатил алименты! Что интересно, в депутаты Госдумы или президенты можно любым лицам с погашенной судимостью, причем за любое преступление – хоть изнасилование, хоть разбой, хоть убийство с каннибализмом.

Впрочем, вернемся к справкам. Минувшим летом Конституционный суд в пух и прах раскритиковал инициированные юристом Дмитрием Медведевым поправки в Трудовой кодекс, указав на их вопиющую неконституционность сразу по нескольким позициям. Так, было подчеркнуто, что закон не может иметь обратной силы – т.е. людей нельзя увольнять за погашенную 20 лет назад судимость, если ранее вы этого человека на работу приняли. Кроме того, судьи КС обратили внимание законодателей на истинный смысл закона – не допускать к детям судимых за насильственные преступления против несовершеннолетних, а также за тяжкие и особо тяжкие преступления, а не за правонарушения вроде неуплаты алиментов. Было высказано еще несколько претензий, характеризующих низкое качество принятого парламентом закона.

Однако это летнее решение КС так и не было исполнено – справки по-прежнему требуют со всех, а факт привлечения к уголовной ответственности однозначно рассматривается как повод для увольнения. Больше того, к законным поводам для увольнения преподавателя или врача недавно добавилось участие в так называемой "экстремистской деятельности", что по факту означает увольнение за критику власти.

Весьма показательным является сам факт стояния сотен тысяч российских специалистов в очередях за справками в госучреждениях, которые обязаны выдавать эти справки в автоматическом режиме. Это требование содержится в инициированном все тем же Медведевым Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", благодаря которому ведомства обязаны запрашивать справки друг у друга, а не гонять граждан по инстанциям. Но когда юрист Медведев готовил этот закон, он, по-видимому, позабыл, что ранее был принят закон "О персональных данных", который запрещает чиновникам разглашать конфиденциальную информацию о гражданине. Ссылаясь на запрет, прокуратуры на местах потребовали отменить централизованный сбор и пересылку справок о судимости или психическом здоровье по инстанциям и вернуть очереди в государственных учреждениях.

Ну а теперь о самом главном – о результате, ради которого и затевалась вся эта вакханалия со справками. После того, как всякий кочегар без справки получил от ворот поворот в детском учреждении, количество насильственных преступлений в отношении детей в России не изменилось, оставаясь на одном из самых высоких в мире уровней.

Так, согласно статистике МВД РФ, жертвами насильственных преступлений ежегодно становятся примерно 90 тысяч российских детей, при этом погибает более 2 тысяч. Так было в 2009-м, в 2010-м, в 2011-м и в 2012 годах, сохраняется та же динамика и в 2013-м. И главное: большая часть этих преступлений как совершалась, так и совершается в семье, а не в школах, бассейнах или детских садиках. Таким образом следующий ожидаемый шаг от высокопоставленных юристов – требование справок из МВД, нарко– и психдиспансеров от всех членов семьи, где воспитывается хотя бы один ребенок.

Почему-то нет никаких сомнений, что в той или иной форме эта законодательная инициатива будет реализована в самое ближайшее время.

Евгений Зубарев

источник: Росбалт