Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3128.html (версия для печати)

  Дискуссии

За Арктику!

30 августа 2013 23:24

Иллюстрация с сайта www.rosbalt.ru
Иллюстрация с сайта www.rosbalt.ru
Международная экологическая организация "Гринпис" в августе провела в северных морях эффектные акции протеста. Вернее, одну акцию провела, а вторую ей не дали довести до конца российские пограничники.

13 августа в Баренцевом море активисты экологической организации спустились с борта принадлежащего "Гринпис" ледокола Arctic Sunrise на резиновые лодки и направились к разведочному судну "Академик Лазарев". Arctic Sunrise ходит под голландским флагом, но его экипаж был интернациональным, в том числе состоял и из российских экозащитников.

"Зеленые" принялись "дрейфовать" вокруг судна, развернув плакаты на русском и английском языках: "Роснефть убивает Арктику". Таким образом экологи заявили протест планам российской компании и ее западных партнеров добывать нефть в арктических широтах. Помимо "дефиле" на воде, гринписовцы попытались связаться с командой "Академика Лазарева" посредством радиосвязи. "Мы здесь, чтобы защитить Арктику от катастрофы, которую принесет добыча нефти. От имени "Гринпис" и трех миллионов наших сторонников мы требуем остановить подготовку к бурению", – призвала координатор арктической кампании "Гринпис" Кристи Фергюсон.

На следующий день "Академик Лазарев" прекратил свою работу в Баренцевом море и вернулся в Мурманск, а интернациональный экипаж Arctic Sunrise вознамерился идти дальше на восток – в Карское море, где работало сейсморазведочное судно "Геолог Дмитрий Наливкин", зафрахтованное "Роснефтью" и американским нефтяным гигантом ExxonMobil.

Чтобы выйти на Северный морской путь, "Гринпис Интернешнл" трижды подавал в российскую администрацию Севморпути заявки на получение пропуска, сообщив о своем намерении провести мирные и законные акции протеста. Дважды отказ мотивировался тем, что "не ясен ледовый класс судна", несмотря на представленный сертификат, в третий – тем, что информация о ледовом подкреплении судна "недостаточна". Поняв, что российские бюрократы продолжат присылать отписки, чтобы не пустить Arctic Sunrise в Карское море, экологи отправились в запланированное плавание на свой страх и риск.

26 августа гринписовский корабль приблизился к судну "Геолог Дмитрий Наливкин".

"Ледокол Гринпис Arctic Sunrise находился недалеко от судна "Геолог Дмитрий Наливкин", проводившего сейсмическую разведку для нефтяных компаний "Роснефть" и Exxon Mobile. Мы готовились к мирной акции протеста, спускали на воду лодки. Вместе с другими активистами я стоял на палубе корабля "Гринпис" с баннером "Спасем Арктику" и ждал сигнала спускаться в лодку. В это время на мостике наш капитан вызывал по радио "Наливкина", но тот на связь так и не вышел. За разведочное судно нефтяной компании говорили пограничники: они требовали, чтобы мы прекратили свой протест, приняли их инспекцию на борт и ушли из Карского моря. Наши лодки уже были на воде, едва мы успели раскрыть баннеры, капитан по рации попросил нас вернуться: инспекция ФСБ поднимается на наш корабль, к тому же нам угрожают предупредительным огнем", – рассказал о том дне русский активист "Гринписа" Георгий Тимофеев.

Представители российской береговой охраны предупредили экологов, что если ледокол не покинет акваторию Северного морского пути, они применят силу, а в случае необходимости – откроют огонь.

"Мы – мирный корабль, который выражает мирный протест. Мы не сделали ничего, что могло бы послужить оправданием угрозы применения силы против нас. Сейчас мы покидаем этот район, чтобы не подвергать риску команду, но мы не остановимся до тех пор, пока не будет запрещено бурение на арктическом шельфе, и будем продолжать предавать гласности скрытную деятельность нефтяных компаний в российской Арктике. Нас невозможно заставить молчать", – прокомментировала произошедшее Кристи Фергюсон.

Вдогонку произошедшему высказался еще и МИД РФ, обозвав плавание экологов с баннерами в руках "спланированной акцией с целью провоцирования российских властей и нагнетания ситуации". Что такого "гнетущего" увидели российские чиновники в плавании экологов на резиновых лодках с плакатами в руках, остается загадкой. Видимо, это тот случай, когда, при отсутствии других аргументов, остается лишь обвинять оппонентов в "провоцировании" и "нагнетании". Ну, не привыкли российские чиновники к тому, что кто-то смеет иметь собственное мнение, оттого их бросает в негодующую дрожь по поводу и без повода.

По мнению специалистов "Гринпис", добыча нефти в арктических водах неизбежно приведет к загрязнению акватории. Не сомневаются экологи в том, что эта добыча будет вестись самыми варварскими методами, к которым привыкли российские нефтяники.

"Роснефть" – мировой лидер не только по объему добычи нефти. Компании принадлежат еще два мировых рекорда: самое большое количество нефтяных разливов и самые грандиозные амбиции в Арктике", – утверждается в докладе "Гринпис".

"Видеть разведочные суда "Роснефти" в Арктике мне особенно тревожно: я был на нефтяных месторождениях "Роснефти" в Сибири и знаю, насколько безответственно эта компания относится к нефтяным разливам. В июне вместе с экспедицией Гринпис я обследовал разливы "Роснефти" под Сургутом. Каждый день мы преодолевали сотни километров, а кругом был один и тот же удручающий пейзаж: черные нефтяные озера и болота, погибшие леса, навечно замершие в нефтяной жиже животные… 216 тысяч баррелей нефти уже вытекло из труб "Роснефти". И это происходит недалеко от крупнейших городов России, где под рукой вся необходимая для устранения разливов инфраструктура, техника, человеческие ресурсы… Катастрофа большего масштаба случится в Арктике, если мы не остановим "Роснефть" и ее партнеров", – рассказал Георгий Тимофеев.

По замечанию экологов, на материке нефтяники не хотят тратиться на замену проржавевших труб тридцатилетней давности, на ликвидацию разлившихся нефтяных озер. Кто же теперь поверит их словам о "бережном отношении к природе в Арктике"?

"Роснефть" заключила соглашения о совместном освоении шельфа с ExxonMobil (США), Statoil (Норвегия), ENI (Италия), приглашала к сотрудничеству китайские CNPC, Sinopec и CNOOC, вьетнамскую Petrovietnam. "Роснефть" этим летом ведет геологоразведку ресурсов в Баренцевом и Карском морях при финансовой поддержке Statoil и Exxon Mobil. С помощью средств и технологий партнеров "Роснефть" рассчитывает пробурить первую скважину в Арктике уже летом 2014 года: в Карском море в партнерстве с Exxon Mobil.

Чем привлекает иностранных бизнесменов перспектива сотрудничества? "Западные компании идут в российскую Арктику, чтобы заработать на низких экологических стандартах и избежать ответственности за ущерб окружающей среде", – уверена Кристи Фергюсон.

Добыча в Арктике означает развитие нефтедобывающей отрасли по экстенсивному пути. Но инвестирование в разработку арктических месторождений потребует значительных капиталовложений. Найти дополнительные средства нефтяники надеются за счет уменьшения отчислений в российский бюджет: от того, что "Роснефть" и "Газпром" потратятся на разработку месторождений, они получат налоговые льготы.

"По оценкам экспертов, благодаря налоговым льготам компании смогут экономить на шельфе до 600 млрд рублей в год. А значит, федеральный бюджет недополучит около 5% доходов. Одно только месторождение "Приразломное", которое собирается разрабатывать "Газпром", если добыча нефти там выйдет на полную мощность, будет обходиться федеральному бюджету в 70 млрд рублей ежегодно. Это больше, чем финансирование общего образования (57 млрд рублей в 2013 году)! При этом компания считает, что месторождение "балансирует на грани окупаемости", – привели пример в "Гринписе".

Экологи призвали отказаться от расширения льгот нефтяным проектам в Арктике и рассмотреть альтернативные сценарии развития энергетики на основе энергосбережения и "зеленых" технологий". Но в России призывы к энергосбережению и "зеленым" технологиям уже, видимо, приравнены к "провоцированию российских властей и нагнетанию ситуации".

Дмитрий Ремизов

источник: Росбалт