Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3104.html (версия для печати)

  Дискуссии

Место под солнцем

14 августа 2013 16:28

Ректор Томского политехнического университета Пётр Чубик. Фото с сайта www.strf.ru
Ректор Томского политехнического университета Пётр Чубик. Фото с сайта www.strf.ru
Диплом Национального исследовательского Томского политехнического университета даёт каждому выпускнику на рынке труда приличную добавленную стоимость, и эта стоимость резко возросла после попадания ТПУ в топ-15 ведущих университетов России, считает ректор вуза профессор Пётр Чубик.

Пётр Савельевич, что, на ваш взгляд, позволило Томскому политехническому университету попасть в число 15 вузов страны, которым будет оказана государственная поддержка в продвижении к вершинам мировых рейтингов?

– Во-первых, неплохая стартовая база. Наш университет – один из старейших технических вузов России, он был основан 117 лет назад и долгое время являлся единственным высшим учебным заведением, выпускающим практических инженеров на территории от Волги до Тихого океана. ТПУ в последние годы динамично развивается и стабильно входит в десятку лучших университетов страны по версии различных рейтинговых агентств. С 2011 года входим и в QS World University Rankings – это тоже наш плюс. А во-вторых, думаю, что экспертов и членов Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов удовлетворили идеи, заложенные в конкурсной заявке ТПУ.

Если вкратце, в чём суть этих идей?

– В своей презентации мы представили дорожную карту повышения конкурентоспособности ТПУ в виде схемы метрополитена из четырёх веток: "Наука", "Образование", "Кадры", "Управление и инфраструктура". На каждой ветке обозначены станции, являющиеся промежуточными пунктами на пути к достижению поставленных целей. Среди этих станций – "Сетевой центр превосходства в области ресурсоэффективных технологий", "Институт постдоков", "Интернет-лицей" и другие. Движение обеспечивают локомотивы, обозначающие механизмы реализации задач: "Преобразование в университет магистерско-аспирантского типа", "Модульный принцип организации образовательного процесса", "Создание двуязычной образовательной среды", "Привлечение талантливой молодёжи и выдающихся учёных" и так далее.

Мы чётко дали понять, что готовы к серьёзным изменениям, потому что университет мирового уровня – это концентрация талантов: студенческих, преподавательских, причём неважно, из какой они страны. Это концентрация ресурсов – финансовых, материальных, кадровых и информационных, а также эффективное управление и развитая инфраструктура. По всем этим позициям мы проработали и просчитали ряд конкретных шагов, которые должны привести нас к достойному результату.

На опыт каких зарубежных вузов из топ-100 мировых рейтингов вы ориентировались, разрабатывая программу повышения конкурентоспособности?

– По условиям конкурса, мы должны были представить референтную группу не менее чем из трёх зарубежных университетов. Мы выбрали для себя, во-первых, Университет штата Аризона США (Arizona State University). Его особенность в том, что это сильнейший американский исследовательский университет, который находится за пределами столиц штатов. И там очень большое количество аспирантов и магистрантов. Во-вторых, Королевский технологический институт Швеции (Royal Institute of Technology). Он интересен потому, что у него "на флаге" близкая нам тематика ресурсоэффективности. Нам важно было понимать, что особенное они делают и что можно позаимствовать в плане опыта. И в-третьих – один из технических университетов Сингапура (Nanyang Technological University). Главная его характеристика – он самый интернациональный вуз на азиатском континенте. В нём самое большое количество студентов и преподавателей из других стран. Этот опыт нам очень интересен, и мы будем его изучать.

На что в первую очередь вы планируете направить средства, предназначенные для господдержки вашего вуза?

– Самое главное направление расходования средств в программе повышения конкурентоспособности – это люди: повышение квалификации, стажировки, академическая мобильность, привлечение талантов, создание института постдоков из числа тех аспирантов, кто защитил кандидатские диссертации и совсем не обязательно в ТПУ. Прежде чем занять постоянные позиции в профессорско-преподавательском составе университета, постдоки за рубежом, как правило, до трёх лет работают исследователями, чтобы показать и зарекомендовать себя. У нас такого института в стране пока нет. Так что главное вложение средств – это, повторюсь, люди.

Предполагается ли обмен студентами?

– Конечно. Предполагается усилить академическую мобильность, увеличить число программ уровня "двойной диплом" с университетами-партнёрами, входящими в топ-100. Планируется и обмен преподавателями. Теперь стажировки будут не в виде краткосрочных командировок, это будет полноценная работа, занимающая по времени не менее трёх месяцев, чтобы преподаватель мог подготовить свой курс, подробно изучить то, что делают коллеги в лучших университетах. За три года – повышение квалификации, преимущественно за рубежом, и стажировка на производстве, не только в российской, но и в зарубежной компании, которая близка по отрасли к научной или преподавательской теме сотрудника.

Что, на ваш взгляд, самое сложное на пути в топ-100 мировых университетских рейтингов?

– Самое сложное, пожалуй, – изменить психологию сотрудников университета, чтобы у них была потребность постоянного роста, самосовершенствования, стремление быть лучшими. Это крайне непростая задача, потому что ещё лет восемь-десять назад многие из них думали не о науке и качестве преподавания, а об элементарном выживании. А сегодня мы призываем и требуем, чтобы они равнялись на мировую научно-образовательную элиту, соответствовали самым высоким критериям исследовательской и преподавательской деятельности. Молодым, конечно, проще, а вот представителям старшего поколения изменить себя будет нелегко. В ТПУ создана достаточно эффективная система стимулирования труда, мы одними из первых в России начали переходить на эффективные контракты, но реалии таковы, что даже приличные материальные стимулы не всегда дают нужный результат, многие предпочитают довольствоваться малым. Поэтому мы намерены не только "шевелить" свои кадры, но активно привлекать к работе в университете талантливую амбициозную молодёжь, высококвалифицированных преподавателей и исследователей, менеджеров, в том числе с международного рынка труда. Должна быть внутренняя конкуренция, если хотите, постоянная борьба за "место под солнцем". Лучших студентов, магистров, аспирантов могут обучать только лучшие научно-педагогические работники.

В связи с попаданием в топ-15 не будут ли повышены требования к поступающим?

– Они уже повышены. В этом году мы увеличили минимальный балл ЕГЭ для поступления в ТПУ. И сейчас, по итогам зачисления, средний балл ЕГЭ абитуриентов составил около 73, это на пять баллов больше, чем в прошлом году. И он будет расти в дальнейшем. Мы, конечно, хотели бы, чтобы к нам поступали самые-самые. Все, кто поступил или планирует поступать в ТПУ, могут быть уверены в своем блестящем и светлом будущем, потому что диплом университета, который входит в число лучших университетов страны и, я надеюсь, войдёт в мировую элиту, – это приличная добавленная стоимость каждому выпускнику на рынке труда. Поэтому абитуриентам есть за что бороться!

Сергей Иванов

источник: STRF