Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3082.html (версия для печати)

  Дискуссии

Другая миссия вуза

30 июля 2013 16:32

Проректор по учебной работе и академическому развитию САФУ Наталья Чичерина. Фото с сайта www.strf.ru
Проректор по учебной работе и академическому развитию САФУ Наталья Чичерина. Фото с сайта www.strf.ru
Справка:
Чичерина Наталья Васильевна окончила с отличием Архангельский государственный педагогический университет в 1984 году. В 1984–1992 годах работала в школе учителем английского языка. С 1992 по 1996 год училась в аспирантуре РГПУ имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург). В 1996 году защитила в РГПУ кандидатскую, а в 2008-м докторскую диссертацию. С 1999 по 2010 год – декан факультета иностранных языков Поморского государственного университета в Архангельске. С 2012 года – проректор по учебной работе и академическому развитию Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

Как в Северном (Арктическом) федеральном университете (САФУ) им. М.В. Ломоносова проходит приёмная кампания – 2013, из каких городов приезжают абитуриенты и какие специальности у них пользуются наибольшим спросом, почему вуз не стремится во что бы то ни стало попасть в мировые рейтинги и в чём видит свою миссию – об этом STRF.ru поговорил с проректором по учебной работе и академическому развитию САФУ Натальей Чичериной.

Как в САФУ проходит приёмная кампания этого года?

– Мы считаем, достаточно успешно, все бюджетные места, надеемся, будут закрыты при хорошем конкурсе. Это касается не только гуманитарных направлений, где традиционно высокий конкурс, но и, что нас очень радует, инженерных, технических и естественно-научных направлений подготовки.

Мы в этом году получили возможность принимать абитуриентов на 1673 места бакалавриата-специалитета и 321 место магистратуры по очным формам обучения. Конкурс, как я уже сказала, есть на все направления: от 2 до 29 человек на место. Последнее – это на специальность "государственное и муниципальное управление".

На эту специальность высокий конкурс сейчас объяснений не требует. А на инженерные и на регионально значимые специальности – на исследователей, на "северную науку"?

– На регионально значимые инженерные специальности конкурс составляет в среднем 4–5 человек на место. Из инженерных специальностей у нас лидируют нефтегазовое дело – там конкурс составил 6 человек на место; строительство – 5, землеустройство и кадастры – 9. Что касается "северных" направлений подготовки, то здесь нас очень радует интерес абитуриентов к новым специальностям. Например, в этом году мы начали набирать на направление подготовки "гидрометеорология", которое будет реализовываться в сотрудничестве с Северным отделением Росгидромета и иметь практико-ориентированный характер: уже запланированы практики студентов на северных метеостанциях.

Ещё по одной специальности мы будем готовить кадры для компаний, которые работают в северных и арктических регионах. Это "психология служебной деятельности", подготовка специалистов для помощи тем, кто работает по вахтовому методу.

В этом году у нас есть ещё одно новшество: мы вошли в число вузов – пилотных площадок по разработке программ прикладного бакалавриата. Более интенсивно их введут по всей стране через год, когда подготовят изменения в Федеральные государственные образовательные стандарты и все вузы начнут готовить как "академических", так и "прикладных" бакалавров. Мы выступаем в роли пилотной площадки по двум направлениям подготовки – это "электроэнергетика и электротехника" и "строительство". В этом году пришлось достаточно много объяснять абитуриентам, что имеется в виду под прикладным бакалавриатом, в чём преимущества этих программ. Я думаю, что за этими программами будущее, потому что в рамках обучения студенты будут иметь больше возможностей по прохождению практик, по прямому взаимодействию с работодателями, по разработке конкретных проектов для предприятий в процессе обучения и, как следствие, уверена, будут более востребованными на рынке труда. Однако если студенты уже понимают разницу между фундаментальной наукой и прикладной, то абитуриентам её ещё нужно объяснять.

Из каких регионов к вам едут учиться?

– В этом году у нас увеличилось число регионов, из которых к нам едут учиться. К сожалению, я не могу сейчас представить динамику, но расширение географии налицо. Подали заявления шесть абитуриентов из Санкт-Петербурга, по пять человек из Краснодарского и Ставропольского края. Из Мурманской области 33 человека, из Вологодской 67. Есть ребята из Липецкой, Курской и Воронежской областей, с Кавказа.

Если с северными областями и Питером понятно, то южанам и Москва поближе, и Южный и Северо-Кавказский федеральные университеты. На какие специальности к вам едут именно южане? В якутском Северо-восточном федеральном университете, по словам ректора Евгении Михайловой, из Белоруссии и Чечни студенты-медики.

– Вообще мы анализировали и не нашли у себя специальности, которая была бы однозначно более привлекательной для российских абитуриентов из других регионов, они распределились по разным специальностям и направлениям. А вот среди иностранных студентов наибольшей популярностью пользуются специальности Института нефти и газа; специальности, связанные с экономикой и управлением; достаточно много студентов поступает и на гуманитарные направления. В этом году мы наблюдаем также взлёт интереса к поступлению в САФУ со стороны иностранных граждан, которые поступают по линии соотечественников, то есть участвуя в конкурсе на бюджетные места. Это говорит о том, что мы в этом случае не используем выделенную для иностранных студентов квоту, эти абитуриенты соревнуются по уровню знаний с выпускниками российских школ и иногда выигрывают.

"Иностранный студент" – понятие весьма размытое. Из каких государств к вам едут? Это бывшие советские республики, Африка или же есть абитуриенты из Европы и Азии?

– На полные образовательные программы, то есть на бакалавриат или магистратуру, в основном, конечно, из бывших советских республик. В этом году очень много поступающих из Узбекистана. Из европейских университетов к нам тоже приезжает достаточно много студентов и довольно часто, но в основном на семестровые программы и на пакеты программ. Кстати, не обязательно по обмену, они приезжают в том числе и на платное обучение. То есть это семестр, который они потом могут зачесть у себя. Для них это, конечно, обмен, но это не двусторонний обмен в традиционном понимании.

Такие программы оплачивают они сами или за них платят их вузы?

– Есть и те, кто оплачивают сами, есть, действительно, возможности обучения по семестровым программам в рамках обычных обменов.

Европа здесь – это скандинавские страны или континентальные тоже?

– В основном, конечно, Скандинавия. У нас очень тесные связи с европейскими университетами, очень хорошо знают наш университет в северных странах. Хотя есть примеры расширения международного сотрудничества. Например, в этом году у нас проходила уже пятая по счёту летняя школа по русскому языку для иностранцев. Первые четыре года эта школа проходила под патронажем Генерального консульства России в Страсбурге, так как у нас очень тесные контакты с одним из университетов Верхнего Эльзаса в городе Мюлузе. А в этом году школа расширилась и к нам приехали студенты из девяти европейских стран и из США. Пока не было никого ни из Африки, ни с Ближнего Востока, ни с Дальнего, а вот Европа была представлена девятью странами ЕС.

Есть известная инициатива правительства по повышению уровня оплаты труда учёных и преподавателей. Как решается эта проблема в САФУ?

– Как известно, рекомендации Минобрнауки, касающиеся зарплаты, гласят, что размер оклада преподавателя должен быть не менее 80% от средней зарплаты по экономике соответствующего региона. У нас в университете средний должностной оклад профессорско-преподавательского состава с 1 сентября 2013 года составляет 87%, в том числе должностной оклад доктора наук – 155%, а кандидата наук – 98% от средней заработной платы по региону.

Это без учёта надбавок или с "северными"?

– Это целиком. У нас же средняя зарплата по региону считается с надбавками, поэтому и здесь тоже, конечно, с учётом надбавок. Отмечу, что здесь у нас скорее обратная ситуация: в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года, средняя зарплата ППС должна составлять 110% от заработной платы по региону. А у нас за первое полугодие 2013 года этот показатель превышает установленный. Министерство также предписывает нам сейчас ограничивать количество преподавателей, которые работают на долю ставки, до 15% от общего числа ставок. У нас это количество составляет 6%.

Вы эти деньги изыскиваете за счёт бюджета или привлекаете внебюджетное финансирование? Заказные исследования, может быть?

– В университете проводился аудит структуры, и проводится политика сокращения расходов на административно-управленческий персонал в том числе; выполнение каких-то функций, которыми раньше занимались сотрудники университета, выводится на аутсорсинг. То есть это комплекс мер.

Недавно была запущена программа по продвижению ведущих российских вузов в мировых рейтингах. САФУ не стал в ней участвовать, даже не подавал заявку. Почему? Что помешало?

– Если оценивать наши позиции по определённым параметрам, которые нужны были для подачи заявки, то, пожалуй, самое слабое направление, которое требует серьёзной работы не только у нас, но и в большинстве российских университетов, – это индексы цитирования. Мы над этим сейчас очень серьёзно работаем, как и все российские университеты. Но есть ощущение, что все отечественные вузы ринулись скопом в одно узкое окошко. Я хочу сказать, что наш университет не подавал заявку осознанно. Это не потому, что мы считаем, что наши шансы на победу были малы. Напротив, у нас есть очень много выигрышных позиций. Вполне возможно, что итог мог бы быть и положительным для нас, тем более что три федеральных университета, подав заявки, оказались в списке победителей, с чем мы их искренне поздравляем – мы очень рады за наших коллег.

Говоря о том, что мы не подавали заявку осознанно, я имею в виду, что мы несколько иначе оцениваем нашу позицию и нашу миссию в современном образовательном пространстве. Федеральные университеты вообще-то создавались для совершенно конкретных задач, которые должны решаться в конкретных геополитических регионах. Сегодня эти задачи уточняются; уже сформировалась ассоциация федеральных университетов, которая более чётко прописывает их роль и позицию в российском образовательном пространстве. Для федеральных университетов значение имеет в первую очередь развитие макроэкономики региона. То есть: включение в проекты и программы федерального масштаба; поддержка функций полномочных представителей президента в федеральных округах; включение в проведение федеральной политики в регионах; и, конечно же, самое главное – подготовка высококвалифицированных кадров для комплексного развития экономики своего региона. Наш университет сфокусирован на подготовке кадров для развития Арктики, и очень важно, что мы сегодня работаем в условиях, когда уже принята "Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года". Там определены очень многие задачи, в которых может, должен и будет принимать участие наш университет. А это уже всё-таки несколько другой уровень задач, другие масштабы и другие сферы деятельности. И здесь мы скорее должны говорить о том, что задачей нашего университета должно быть не попадание в мировые рейтинги, а сотрудничество, или, может быть, соперничество в Арктическом регионе, и разноплановое взаимодействие с университетами регионов, которые участвуют в аналогичных процессах в своих странах.

Можно ли сказать, что если НИУ и другие федеральные университеты, которые выиграли этот конкурс, ориентированы вовне, на интеграцию в мировой образовательный контекст и конкуренцию с американскими, европейскими и азиатскими университетами, то вы сфокусированы именно на прилегающих областях и вас интересуют российская Арктика, Скандинавия и, может быть, американская и канадская Арктика?

– Нас волнуют интересы России в Арктике. Для их защиты мы должны дать качественное образование, подготовить кадры и проводить научные исследования. Исследования – это тоже очень важная часть задач университета. Но приоритеты здесь выстраиваются всё же иначе. Мы уже провели анализ того, как работают другие ведущие арктические вузы, и увидели, что никто из наших зарубежных коллег рейтингоманией не страдает. Нас это тоже пока не коснулось. Наша задача – с опережением готовить специалистов, которые завтра будут работать здесь, в северных регионах.

Муравьёва Марина, Соловей Игнат

источник: STRF