Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/308.html (версия для печати)

  Дискуссии

Эти кадры в итоге все и решат

19 апреля 2007 19:05

Первая советская атомная бомба РДС-1 в Музее ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров)
Первая советская атомная бомба РДС-1 в Музее ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров)
Как известно, в связи с сокращением срока службы по призыву отменен целый ряд отсрочек, в том числе и для работающих в оружейных федеральных ядерных центрах. Вряд ли три-четыре сотни молодых специалистов из Арзамаса-16 (Сарова) и Челябинска-70 (Снежинска), часть из которых даже не имеет офицерского звания, будучи призванными в ряды Вооруженных Сил, сколь-нибудь значимым образом повысят боеспособность войск. А вот урон для краеугольной базы обеспечения обороны страны может быть огромным. И вот почему...

Проблема формирования профессиональной компетентности для ядерных оружейников, прежде всего зарядчиков, имеет особую окраску. Создание ядерного боеприпаса и его основной составной части – ядерного боезаряда (ЯЗ) – процесс сложный и наукоемкий. При этом от всех остальных современных научно-инженерных сфер работа в ядерном оружейном комплексе (ЯОК) отличается совершенно конкретной кадровой спецификой – только для ядерных оружейников полноценная предварительная вузовская подготовка невозможна ввиду высокого уровня закрытости тематики. Даже для физиков, не говоря уже об инженерах.

Ввиду крайней серьезности ситуации я хотел бы еще раз повторить и подчеркнуть: только в сфере ядерных оружейных работ предварительная вузовская подготовка невозможна из-за высокого уровня закрытости тематики. Специалистом-оружейником (теоретиком, экспериментатором, проектантом, конструктором) выпускник вуза становится только в процессе прямого общения с опытными профессионалами и после изучения "закрытых" научно-технических отчетов. Процесс становления и передачи опыта занимает поэтому длительное время, и любой перерыв здесь недопустим!

Причина же невозможности формирования оружейника-ядерщика уже в вузе – вполне объективно заданный высший уровень секретности. Сама по себе физика ядра несекретна. Но конкретные методики счета, реальные приемы работы, конструкция термоядерного заряда относятся к высшим секретам любого ядерного государства. Выходом всегда была послевузовская подготовка. Не просто традиционное вживание молодого специалиста в коллектив, а именно его доучивание. Однако теоретическое подразделение ядерного центра, оружейное КБ – это все же не вуз. У них другие задачи, и поэтому превращение "просто" физика или инженера в физика и инженера-зарядчика должно происходить "в бою", в процессе работы, о сути которой молодой специалист еще недавно не знал ничего!

Скажем, специалистов-ракетчиков готовят со студенческой скамьи. Любой выпускник любого авиационного института – Московского, Харьковского, Казанского, Куйбышевского – по специальности "двигатели летательных аппаратов" (за этой формулой скрывались ЖРД – жидкостные ракетные двигатели, а также другая ракетно-космическая двигателистская экзотика) очень неплохо знал, что это такое – ЖРД, каковы его конструктивные особенности, как его надо конструировать и совершенствовать. Студенты-"жэ-эр-дисты" листали совершенно секретные альбомы ракетных КБ с подробными чертежами ЖРД; знали физические основы их работы, изучали реальные конструкции и щупали сопла тех самых двигателей, которые поднимали в космос "Восток" Гагарина, новейшие "Союзы", разгоняли к Марсу межпланетные автоматические станции. Но вот о конструкции тех ядерных зарядов, в разработке которых некоторым из них предстояло участвовать уже через год-другой, они имели представление не больше, чем о жизни на далеком Марсе. И до попадания на "объекты" ядерная оружейная работа была от них так же профессионально и психологически далека, как этот самый Марс.

Во всех остальных сферах научно-инженерной деятельности общества выпускник университета или вуза уже во многом сформирован как профессионал. И только физик-зарядчик, проектант-зарядостроитель, конструктор ЯЗ, инженер-экспериментатор, испытатель заряда были и остаются специалистами, в некотором отношении, "доморощенными".

Кадровое инженерное ядро ядерных оружейников – это отлично подготовленные выпускники 60-80 гг. лучших инженерных вузов страны. Однако только в стенах уже ядерных центров в повседневном живом общении со старшими товарищами молодые специалисты научились превращать физическую и инженерную идею в такое уникальное военно-политическое средство обеспечения национальной безопасности и глобальной стабильности, как ядерное оружие. Этот круг ученых, инженеров и технологов весьма узок. Войти в него даже отличному "просто" физику или инженеру "со стороны", пользуясь лишь отчетами, комплектами документации и т.п., сложно, практически невозможно, в том числе и потому, что тонкие особенности конкретного ЯЗ знают только сами его разработчики. Специалистом-оружейником (теоретиком, экспериментатором, проектантом, конструктором) выпускник вуза может стать только непосредственно в ходе конкретной работы. Я опять повторяюсь и повторяюсь все с той же целью: все ветви законодательной и исполнительной власти должны осознать ситуацию в реальном масштабе времени и откорректировать вопросы отсрочек в части только и исключительно молодых кадров ЯОК.

У нас принято задаваться вопросом: "А как там у них?". Вообще-то такой подход вполне правомерен – если мы не сбиваемся на путь неумных обезьян и некритического копирования. Так вот, еще в середине 90-х годов американское Министерство энергетики (МЭ) заявило, что "постоянное обеспечение надежного и безопасного потенциала ядерного сдерживания является краеугольным камнем политики Соединенных Штатов в области национальной безопасности". И с этой целью МЭ во исполнение директивы президента и решения Конгресса начало выполнять программу сохранения ядра интеллектуальной и технической компетентности США в области ядерного оружия. При этом состояние ядерного арсенала Америки прямо и однозначно связывалось с проблемой компетентных кадров. Было подчеркнуто: "Уверенность в потенциале сдерживания будет основываться на уверенности в компетентности людей, которые будут формировать научные и технические заключения, касающиеся безопасности и надежности ядерных боеприпасов. <...> Уверенность является субъективным понятием и, следовательно, основывается на суждениях людей. <...> Эта связь между уверенностью, суждениями и людьми является причиной того, что компетентность и опыт наших специалистов в области ядерного оружия столь важны для ядерной программы США".

Вот как смотрят на проблему "у них". И смотрят, надо заметить, абсолютно верно! А ведь суть научных и инженерных задач и проблем и у них, и у нас сходна. Есть и еще один момент, особо критический именно для ядерных оружейников. Последнее испытание было проведено СССР в 1990 г. С тех пор выросло уже не менее двух (даже трех) поколений оружейников, которые ни разу в жизни не имели дело с разработкой реального (испытываемого на полигоне) оружия.

Соответственно, ведущие специалисты ядерных центров – основной костяк наиболее компетентных исполнителей, которые имеют опыт самостоятельной разработки реального заряда, – это люди уже, мягко говоря, в годах. И именно они являются носителями опыта полноценной разработки заряда. Скажем, конструкторской разработки заряда после получения технического задания от физиков-теоретиков с последующим контролем изготовления и сборки заряда и его отправкой на полигон для проведения натурных испытаний.

Лишь этот стареющий слой специалистов обладает и опытом совершенствования разработанных ими зарядов по результатам испытаний и – как конечный результат – передачи их в серийное производство с осуществлением авторского надзора. Подобное положение складывается не только с конструкторскими кадрами, но и с молодыми кадрами физиков-оружейников, которые не имеют опыта работы над физическими схемами зарядов, работоспособность и уровень новизны которых могут быть проверены в реальном полномасштабном эксперименте.

Возраст же многих наиболее компетентных оружейников приближается к пенсионному или выше его. Поэтому они должны передавать свой опыт молодым кадрам без всяких перерывов, не завтра, а сегодня, в реальном масштабе времени. Иначе мы поставим под угрозу воспроизводство полноценных оружейных кадров, а также существование сложившихся за десятилетия оружейных физических, конструкторских и инженерных школ, что чревато вообще утратой разработчиками оружия способности его разрабатывать. Свое значение имеет и кадровый провал 90-х годов, когда приток молодых специалистов, особенно из престижных вузов страны, значительно сократился. В последние годы ситуация несколько выправилась в лучшую сторону, однако лишение права на отсрочку для молодых специалистов оружейных центров может свести на нет и эти скромные успехи.

Неужели не ясно, что люди, ответственные за разработку документов об отмене ряда отсрочек, мысля категориями дефицита призывников в сотни тысяч человек, просто не знали об особой специфике ядерных оружейников, а проконсультироваться у самих оружейников забыли. Да, речь – о нескольких сотнях молодых ученых и инженеров ЯОК. Всего-то! Однако они – будущее ядерной оружейной работы!

Да, документы уже подписаны. Но даже это не отменяет того факта, что только и исключительно в отношении молодых ядерных оружейников ликвидация отсрочек программирует ситуацию, прямо обратную тем целям, которые преследуют соответствующие законы, указы и постановления. Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил, что эти меры "улучшат качество призывного контингента". Возможно... Но применительно к кадровой компоненте ЯОК отмена отсрочек способна угрожающе снизить перспективное качество той работы, которую предстоит вести уже новым кадрам оружейников.

Мало того, что перерыв в уникально специфичном профессиональном становлении может стать губительным для перспектив ядерной оружейной работы. Ведь, кроме того, далеко не факт, что все призванные на годичную службу молодые оружейники, отслужив, вернутся в оружейные центры. И это при том что они, кроме прочего, уже являются носителями особо секретной информации и профессиональных знаний.

Автор надеется, что его тревога будет всеми, кто способен выправить ситуацию, воспринята с пониманием. Да, в печати уже появлялись разъяснения о том, что руководство оборонных предприятий в каждом конкретном случае может обращаться с просьбой об освобождении от призыва в военкоматы и решения там будут приниматься с учетом таких просьб. Однако из сказанного выше, надеюсь, видно, что для специалистов основной тематики ядерных оружейных центров необходимо сделать исключение на самом высоком уровне. Кроме прочего, такая мера, безусловно, получив публичную огласку, возвысит статус профессии ядерного оружейника как в глазах всего общества, так и в глазах самих молодых оружейников. А это лишний раз подчеркнет особое значение для России ее ядерных вооружений.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Сергей Брезкун, профессор Академии военных наук.

источник: Общероссийская еженедельная газета "Военно-промышленный курьер"