Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/3065.html (версия для печати)

  Дискуссии

Реформа космического масштаба

04 июля 2013 00:47

Фото с сайта www.polit.ru
Фото с сайта www.polit.ru
Комиссия, которая расследует падение ракеты-носителя "Протон-М" через несколько десятков секунд после старта, склоняется к тому, что авария произошла из-за проблем с топливной системой двигателя первой ступени.

Отказ одного из шести двигателей из-за проблем с топливной магистралью рассматривается комиссией как основная причина аварии. Причина проблем с топливной магистралью будет понятна после расшифровки всей телеметрии. Пока что главные версии — засор или прогар.

Напомним, 2 июля в 6:38 утра по Москве был произведен запуск ракеты-носителя "Протон-М" с тремя аппаратами ГЛОНАСС на борту. Сразу после старта ракета-носитель начала вращаться вокруг своей оси, отклонилась от траектории, взорвалась и врезалась в землю недалеко от стартовой площадки. Позже телеметрия показала, что ракета, фактически, с первой секунды была неуправляема. Автоматика включила аварийную программу, которая отвела ракету на некоторое расстояние от места запуска, что позволило избежать человеческих жертв и серьезных разрушений. Около 600 тонн ракетного топлива сгорело после взрыва, однако все равно образовалось ядовитое облако, из-за которого пришлось произвести частичную эвакуацию служащих космодрома.

Последняя авария "Протона" отличатся от остальных тем, что, скорее всего, причиной ее стали неполадки не в разгонном блоке, а в самой ракете. Об этом заявил "Дождю" директор по развитию кластера космических технологий в Сколково Дмитрий Пайсон. "Предыдущие аварии были связаны с разгонным блоком, то есть самой верхней ступенью, которая сравнительно новая. Можно было сказать, что мы преодолеваем "детские болезни". То, что произошло на этой аварии, это первая ступень, то, что летает с 1964 года в тех или иных сочетаниях... Вопрос: является кризис системным или это временный выпад, который случается у всех", — сказал инженер.

Также стало известно, что три спутника ГЛОНАСС не были застрахованы. Роскосмос с целью экономии выделяет средства на страховку только уникальных научных аппаратов. Сразу после аварии 2010 года, когда также были потеряны три спутника ГЛОНАСС, Роскосмос начал лоббировать вопрос о страховании запусков космических аппаратов, но законопроект об этом так и не вышел за пределы ведомства. Также не удалось принять постановление правительства о субсидировании страхования космических аппаратов.

В 2012 году заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Давыдов даже жаловался, что парламент не только не поддержал законопроект о "космическом страховании", но и урезал бюджет Роскосмоса на страхование с 1,97 до 1,2 миллиардов рублей.

В условиях недофинансирования понятно, почему Роскосмос не страхует серийные и коммерческие аппараты. Средняя цена страховки научных аппаратов — около 11% от стоимости самого спутника, ракеты-носителя и запуска. Запуск 2 июля стоил бюджету, по крайней мере, 4,4 миллиарда рублей. Ракета-носитель "Протон-М" обошлась примерно в 1,3 млрд рублей, три спутника ГЛОНАСС стоили 2,5 млрд, а собственно космический запуск стоит 603 миллиона. Так что страховка обошлась бы примерно в треть всего бюджета, который выделен Роскосмосу на страхование рисков.

Впрочем, официальной информации о наличии или отсутствии страховки самой ракеты-носителя "Протон-М" пока не поступало. Известно только о том, что была застрахована ответственность перед третьими лицами. То есть, если бы "Протон-М" рухнул за пределами арендуемого Россией у Казахстана Байконура, Астана получила бы компенсацию за счет страховой компании. Максимальная сумма такой компенсации — шесть миллиардов рублей. Она была бы покрыта несколькими страховыми компаниями. Основная часть в 5,4 млрд рублей застрахована в "Русском страховом центре", еще по 100 миллионов – в компаниях СОГАЗ, "Ингосстрах", ВСК, "Капитал страхование", "Уралсиб" и "Рослес".

На весь проект ГЛОНАСС слишком большое количество неудачных запусков может оказать пагубное влияние. Для того, чтобы система работала в нормальном режиме, на орбите должны работать 24 аппарата, еще несколько, в идеале, должны быть в запасе. Аппараты ГЛОНАСС крайне недолговечны и служат всего несколько лет, в отличие от аппаратов американской GPS, которые могут находиться на орбите больше десяти лет.

За последние три года из 15 запущенных аппаратов ГЛОНАСС шесть так и не долетели до орбиты. Сейчас в космосе находится достаточная для работы группировка спутников, однако если и дальше до космоса будут долетать только три из пяти запущенных аппаратов, идиллия может продлиться недолго.

Комиссия Роскосмоса — не единственная, которая расследует произошедшее. Одновременно с ней работает специальная правительственная комиссия, о создании которой распорядился премьер-министр Дмитрий Медведев. Фактически, она будет заниматься поиском виновных в том, что произошло крушение ракеты. По сведениям "Коммерсанта", в "черном списке" рискуют оказаться двое заместителей руководителя Роскосмоса – Анатолий Шилов и Александр Лопатин. ""Разбор полетов" начнется только после того, как комиссия закончит свою работу, — пояснил газете источник в кабинете министров. — Не исключено, что дойдет до увольнений высокопоставленных чиновников".

Еще одна комиссия во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным создана президентом Владимиром Путиным. Эта комиссия должна будет не расследовать причины падения ракеты, а подготовить реформу всей космической отрасли.

Несмотря на то, что "президентская" комиссия еще даже не начала работать, а ее первое заседание намечено на 5 июля, Дмитрий Рогозин уже рассказал в общих чертах о будущей реформе. "В том виде, в котором существует ракетно-космическая отрасль, мы дальше двигаться не будем", — заявил вице-премьер, комментируя падение ракеты-носителя "Протон-М".

Все предприятия ракетно-космической отрасли, уверен Рогозин, будут объединены в рамках открытого акционерного общества. Организации с условным названием "Объединенная ракетно-космическая корпорация" будут переданы все государственные акции соответствующих предприятий.

Напомним, что предыдущая реформа космической отрасли планировалась после аварийного запуска ракеты-носителя "Протон-М" в августе 2012 года по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева. Тогда Роскосмос предложил создать космическую госкорпорацию, однако правительство отклонило этот проект. Также рассматривался план создания ЗАО "Космопром" или передачи управления над космическими предприятиями от Росимущества напрямую космическому агентству, однако и эти планы были отвергнуты.

Очевидно, что проект будущей реформы космической отрасли уже давно обсуждается и в правительстве, и в Кремле. Концепция не трогать систему, пока она работает, скоро будет совсем неприменима в случае с Роскосмосом. К счастью, пока обходится без жертв, но аварии при запусках космических аппаратов стали до обидного привычны.

Илья Карпюк

источник: Полит.Ру