Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2999.html (версия для печати)

  Дискуссии

Бальзам для РАН от кандидата Фортова

16 мая 2013 23:54

Директор Объединённого института высоких температур РАН Владимир Фортов. Фото с сайта www.strf.ru
Директор Объединённого института высоких температур РАН Владимир Фортов. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
Фортов Владимир Евгеньевич родился 23 января 1946 года в Ногинске Московской области. В 1968 году окончил Московский физико-технический институт; в 1971 году стал кандидатом физико-математических наук; в 1976-м – доктором физико-математических наук. В 1987 году избран членом-корреспондентом АН СССР; в 1991 году – действительным членом РАН. С 1991 по 1997 год – председатель РФФИ; в 1996–2001 годах – вице-президент РАН; в 1996–1998 годах – заместитель председателя Правительства России, председатель Государственного комитета РФ по науке и технической политике, министр науки и технологий России; с 2001 года по настоящее время – академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН; с 1971 года по настоящее время – младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией, зав. отделом Института проблем химической физики РАН (г. Черноголовка); с 1986 года по настоящее время – директор Объединённого института высоких температур РАН (г. Москва)

Спокойный, компромиссный, рассудительный, не проявляющий эмоций даже в ответах на провокационные вопросы. Однажды уже проигравший в битве за пост президента РАН, в новой предвыборной гонке Владимир Фортов признаётся в уважении к своим соперникам и уверяет, что с пониманием и лёгкостью примет любой исход этого академического суперзабега. "Проиграю – поеду в кругосветку", – то ли в шутку, то ли всерьёз заявляет он журналистам на пресс-конференции в РИА "Новости", которая прошла в среду вечером, 15 мая. А пишущая и снимающая братия иронизирует над тем, что программы у кандидатов похожи. Программы и правда почти одинаковые, но на выборах президента Российской академии наук, как правило, конкурируют не программы, а личности. Владимир Фортов в некотором роде антипод властному, безапелляционному Жоресу Алфёрову, не похож он и на амбициозного, крайне осторожного и чувствительного академика Александра Некипелова. Этакий кот Леопольд с большими планами и мощной поддержкой.

Впрочем, за полтора часа общения с журналистами Владимир Фортов, заручившийся на днях особым доверием членов Президиума РАН, рассказал много интересного и подчас неожиданного о своих планах по преобразованиям в Академии. Причём, как показалось, говорил он довольно откровенно, без оглядки на консервативно настроенные академические круги. Благодаря мягким формулировкам и такой же интонации его речь об очень конкретных переменах, назревающих в Академии, походила на бальзам для ран, целительный и без побочных эффектов.

Заявив, что Академия всегда должна насмерть стоять за сохранение своих базовых принципов, Владимир Фортов назвал и главные болевые точки в управлении академической наукой (цитата приводится с сокращениями):

"Сейчас деньги идут большие в науку, но мимо РАН. Такого рассинхронизированного бюджета в истории никогда не было. Почему? Помимо прочих причин, это отражение и собственной инертности Академии, нежелания бороться за свои дела. Тогда как у нас есть все основания добиться лучшей доли: прекрасно подготовленные люди, и молодёжь в науку пошла <…> Мы должны постоянно доказывать свою необходимость. Мы не можем оставаться витриной государства, как раньше, когда всё спускалось сверху и никаких вопросов никто не задавал. Сейчас все должны знать, для чего нужна Российская академия наук, как она организована, что полезного делает".

Управление наукой в РАН, по мнению Владимира Фортова, должно осуществляться таким образом, чтобы абсолютно всё – от бюрократических процедур до денежных потоков – вращалось вокруг учёного, "как планеты вокруг Солнца". Потому что в противном случае РАН будет терять светочей науки, как когда-то потеряла Константина Новосёлова и Андрея Гейма, получивших уже в качестве учёных Манчестерского университета Нобелевскую премию по физике.

Также Владимир Фортов высказался за особый подход к начислению пенсий научным сотрудникам Академии: "Будет справедливо, если пенсия учёного составит 70% от зарплаты, деньги на неё должны направляться в том числе из корпоративных пенсионных фондов. Стандартные правила тут не применимы, иначе наука тоже будет давать стандартные решения, а ведь от неё ждут противоположных результатов".

Кроме всего прочего, Фортов твёрдо намерен наладить конструктивный диалог с Министерством образования и науки России, он подчеркнул, что подобный опыт у него уже есть: история противостояния академиков с профильным министерством началась ещё когда он работал в правительстве Виктора Черномырдина, и тогда ему удавалось усадить конфликтующие стороны за стол переговоров.

"По поводу напряжённых отношений с министерством считаю так: что было, то прошло. На обиженных воду возят. Я думаю, что правильные аргументы нынешней министерской командой будут адекватно восприняты. Дмитрия Ливанова знаю давно: у него есть сильные стороны", – отметил Владимир Фортов.

Ещё один острый вопрос, касающийся подсчётов результативности и эффективности академических институтов, их отдельных подразделений и самих учёных, академик Фортов прокомментировал так: "Коль стремимся делать науку открытой, добиваться лидерства на мировой арене, должны играть по правилам, которые существуют во всём мире. В них, как известно, учитываются индексы Хирша, рейтинги и т.д. Любой разговор на Западе о результативности науки начинается и заканчивается цифрами. Так что придётся всеми этими подсчётами, рейтингами заниматься. Хотя экспертную оценку при этом я не исключаю, считаю её не менее важной, обязательным дополнением к цифрам".

Допускает Фортов и внесение в устав РАН поправки, запрещающей занимать руководящие посты, начиная от академиков-секретарей и выше (в том числе и президента РАН), более двух сроков подряд: "Если за 10 лет не сделал, что было заявлено, то очередная пятилетка не поможет. Кроме того, при неизбежной сменяемости власти сложнее развивать коррупционные схемы, никто просто связываться с этим не захочет. Возможно, нужен и возрастной ценз для руководителей – 70 лет, но пока мы находимся в демографической яме, его вводить нецелесообразно".

Наконец, провальной, нулевой назвал уважаемый физик работу РАН по информационной поддержке её научной деятельности и пообещал, что если его изберут президентом, не упускать из виду этот вопрос, в том числе выделять на его решение деньги из внебюджетных фондов.

Быкова Наталья

источник: STRF