Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2927.html (версия для печати)

  Дискуссии

Законодательные новации в науке

21 марта 2013 22:23

Фото с сайта http://rosmu.ru
Фото с сайта http://rosmu.ru
На сайте Министерства образования и науки России опубликован проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, а также финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации". В соответствии с поручением Президента России, Минобрнауки предлагает внести в Федеральный закон № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Трудовой кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ ряд существенных изменений, касающихся организации и финансирования научной деятельности, а также прав научных работников.

Так, статья 2 закона 127-ФЗ дополнится определениями понятий "поисковые научные исследования, "научные разработки", "научный и (или) научно-технический проект", "научная инфраструктура", "центр коллективного пользования научным оборудованием", "уникальные научные установки".

Пункт 9 статьи 4 этого закона предлагается дополнить следующим важным положением. В договоре научных работников о совместной научной и (или) научно-технической деятельности в целях создания научного коллектива должен быть определён научный работник, который представляет интересы иных членов научного коллектива в отношениях с государственными органами и иными юридическими и физическими лицами. По сути это руководитель коллектива (группы). Он получает финансирование научных и научно-технических программ и проектов и несёт расходы в целях реализации научных и научно-технических программ и проектов.

Кроме того, указано, что при осуществлении научных и научно-технических проектов научным коллективом все его члены несут солидарную ответственность. Деятельность научного коллектива по осуществлению научных и научно-технических программ и проектов не является предпринимательской.

В статью 5 добавлен пункт 8, наделяющий научные организации правом заключать договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности в целях создания научных консорциумов, которые не являются юридическими лицами. В таких договорах должна быть определена научная организация, которая представляет интересы иных членов научного консорциума в отношениях с государственными органами и иными юридическими и физическими лицами, а также получает финансирование научных и научно-технических программ и проектов и распределяет его между членами консорциума.

Согласно предлагаемой редакции пункта 3 статьи 15, основным источником финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований являются средства федерального бюджета, а также средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Основной источник финансирования разработок – федеральные целевые программы, государственные программы, средства фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

В редакции пункта 4 этой статьи подчёркивается связь между финансированием научной, научно-технической деятельности и повышением результативности научных исследований, использованием ранее полученных научных и научно-технических результатов при реализации последующих научных, научно-технических программ и проектов.

В Трудовом кодексе РФ проектом закона предлагается установить, что трудовые договоры на замещение должностей научных работников в научных организациях могут заключаться как на неопределённый срок, так и на срок, определённый сторонами трудового договора. Конкурс на замещение должности научного работника, занимаемой работником, с которым заключён трудовой договор на неопределённый срок, в соответствии с законопроектом, должен проводиться один раз в пять лет.

Также устанавливается право научных работников образовательных и научных организации высшего образования на отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной научной деятельности.

Уточняется пункт 6 статьи 217 Налогового кодекса РФ, согласно которой от налогообложения освобождаются доходы физических лиц, полученные в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством России. Документом предложено распространить эту норму и на гранты, предоставленные "фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, включённые в реестр таких фондов в порядке, определённом Правительством Российской Федерации".

Горбатова Анна, Ерусалимский Дмитрий

источник: STRF