Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2894.html (версия для печати)

  Дискуссии

Вузы получат карт-бланш на зачистку?

26 февраля 2013 22:51

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
На сайте Минобрнауки завершилось общественное обсуждение проекта приказа, регламентирующего применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся. Документ призван конкретизировать п. 4 ст. 43 нового закона "Об образовании", где говорится, что "за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность".

Так подзаконный акт разъясняет нам, что за каждый проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания, и при выборе наказания следует учитывать тяжесть проступка, причины и обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся и советов родителей. При этом отчислять можно только за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, если иные меры дисциплинарного взыскания и педагогического воздействия не дали результата. Не применяются санкции только к дошкольникам и обучающимся по программе начального общего образования, а также к ученикам с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости.

Но четкого понимания того, каким образом и за какие дисциплинарные проступки смогут наказывать обучающихся, проект приказа не дает. В связи с чем представители Российского студенческого союза всерьез опасаются, что "любой учащийся в случае необходимости может быть отчислен за любую провинность".

Разработчики документа утверждают, новый документ предусматривает общий порядок для всех образовательных учреждений, тогда как причины отчисления студентов прописаны в уставе вузов. Словом, как отчисляли студентов на основании университетских уставов, так будут делать и впредь, и принципиально ничего здесь не изменится. Однако, как отметил председатель РСС Артем Хромов, сложившийся порядок все же несколько изменится.

Так, по словам собеседника агентства, если раньше студентов наказывали только за нарушение университетских уставов, то сейчас к ним добавятся еще и локальные нормативные акты, на несоблюдение которых также будут применяться дисциплинарные санкции вплоть до отчисления. "Дело в том, что уставы, как правило, принимаются конференциями вузов, где каждый может высказать свое мнение, а вот локальные нормативные акты, такие как этический кодекс студента, правила внутреннего распорядка, зачастую подписываются руководством вуза без какого-либо обсуждения и могут содержать довольно широкие формулировки", — отметил Хромов. По его словам, в отличие от устава, в локальном документе вполне можно прописать, например, что любое оценочное суждение в адрес ректора карается отчислением. И в случае одобрения проекта приказа такие вот документы станут нормативными актами, которые имеют юридическую силу.

Председатель РСС напомнил недавний случай в отделении востоковедения ВШЭ, где местная администрация пыталась принять санкции в отношении учащихся, размещающих в соцсетях информацию с применением обсценной (нецензурной – "Росбалт") лексики. "Согласно документам внутреннего распорядка, которые были приняты у них в конце января, к этим студентам должны применяться меры дисциплинарного взыскания вплоть до отчисления", — подчеркнул Хромов.

Еще один пример того, насколько широкими могут быть основания для применения мер дисциплинарного взыскания – "Этический кодекс студента" Дальневосточного федерального университета. "Студент не должен допускать распространения информации антиобщественного содержания, направленной на дестабилизацию порядка, не должен участвовать в несанкционированных собраниях, демонстрациях, митингах, пикетах, акциях и шествиях, а также не должен допускать действий и поступков, порочащих высокое звание и престиж вуза", — говорится в документе, который пока, по причине недовольства студентов, носит рекомендательный характер.

В Российском студенческом союзе считают, что этот вопрос не стоит оставлять на откуп учебным заведениям. "Мы предлагаем в этом подзаконном акте четко прописать проступки и санкции, которые могут за ними последовать, а также наделить органы студенческого самоуправления правом вето при принятии подобных решений администрацией вуза, если это не касается академической успеваемости", — отметил председатель РСС. Свои предложения студенческое сообщество уже направило в Минобрнауки.

Однако директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина высказалась категорически против предложения РСС. По ее мнению, каждый вуз, как монастырь со своим уставом, и если студент выбрал конкретное учебное заведение, то должен соблюдать его правила. Ни в коем случае нельзя регламентировать такие вопросы на уровне власти, уверена собеседница агентства. Это ограничит академическую автономию учебных заведений.

В свою очередь эксперт по законодательству в сфере образования Анна Вавилова обратила внимание на то, что сам порядок применения мер дисциплинарного взыскания Минобрнауки определило достаточно четко и в рамках своих полномочий. Другое дело, что запишут вузы в своих уставах, правилах внутреннего распорядка и иных локальных нормативных документах.

Собеседница агентства обратила внимание, что локальные нормативные акты, на основании которых могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, в первую очередь, должны содержать четкие правила и нормы поведения, за нарушение которых могут последовать санкции. "Этические кодексы", которые зачастую содержат лишь заявления общего характера, не слишком подходят для этой роли. Однако если такие документы одобрены образовательной организацией в установленном уставом порядке, то и они вполне могут считаться нормативными актами, на основании которых к студентам могут быть применены санкции. Однако доказать вину студента на основании оценочных суждений вузам будет довольно сложно, полагает эксперт. Но в любом случае такое решение можно оспорить в специальной комиссии при вузе или в суде.

Кроме того, Вавилова подчеркнула, что содержание внутренних вузовских документов, которые могут служить основанием для дисциплинарного взыскания, обязательно должно быть доведено до сведения учащихся. "Если у студента будет возможность доказать, что он был не в курсе содержания акта, применить дисциплинарное взыскания будет невозможно", — заметила эксперт.

Она обратила внимание на то, что дисциплинарными проступками не могут быть признаны законные действия обучающихся, то есть реализация им своих прав и свобод, в том числе свободы слова. "Мы не должны приравнивать к дисциплинарному проступку выражение какой-либо позиции учащихся, отличной от позиции администрации вуза", — отметила Вавилова.

Немаловажным для студентов сегодня является вопрос о том, не будут ли их наказывать за проступки, совершенные во внеучебное время. "В законе четко этот вопрос не оговорен, но учитывая, что меры дисциплинарного взыскания практически полностью пришли в сферу образования из трудового кодекса, я считаю, что это невозможно", — отметила Вавилова.

Эксперт пояснила, что у этих дисциплинарных правил вполне четкая цель – они должны обеспечить адекватный нормальный учебный процесс, так же как дисциплина труда должна обеспечить нормальную работу организации. "Эти нормы – требования не к человеку, а к его социальной роли (обучающийся). Применять их тогда, когда человек находится вне этой социальной роли, как минимум странно с логической точки зрения", — считает собеседница агентства. Так, в трудовом кодексе дисциплинарный проступок – нарушение, совершенное работником во время выполнения своих должностных обязанностей. Нельзя совершить его, находясь в отпуске. Таким же образом эти правила должны примеряться и в отношении студентов, полагает она, за исключением случаев, когда человек, например, во внеучебное время распространяет заведомо ложную информацию, порочащую честь учебного заведения. Хотя и в этом случае, по мнению Валиловой, ответственность должна наступить скорее гражданско-правовая, нежели дисциплинарная.

Но, несмотря на то, что многие важные моменты в проекте приказа Минобрнауки были упущены, по мнению эксперта, прописывать их и не стоило.

"На министерском уровне решать, кого и за что наказывать, было бы категорически неправильно, потому что каждое образовательное учреждение специфично. Где-то первая пара начинается в 8:30, а где-то в 9:30, у кого-то пропуск пары — серьезнейший проступок, а у кого-то учебный процесс выстроен так, что это не является нарушением, потому что лекция записывается и транслируется он-лайн. Каждое учреждение должно само решать, какие правила устанавливать. Если сделать это на уровне министерства, мы существенно сузим возможности по саморегулированию образовательных организаций", — заявила собеседница агентства.

Однако, по ее мнению, какие-то руководящие принципы ведомство могло бы озвучить, но не в нормативной форме, а в виде рекомендательного письма. При этом Вавилова еще раз напомнила, что в случае, если студент не согласиться с отчислением за дисциплинарное нарушение, он всегда может его обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а потом и в суд.

Анна Семенец

источник: Росбалт