Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2891.html (версия для печати)

  Дискуссии

Будущее научных кадров

22 февраля 2013 22:02

Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Справка:
Сергей Владимирович Салихов окончил с отличием физико-химический факультет Московского института стали и сплавов по специальности "физика металлов" в 1996 году. В 1995–2001 годы работал в компаниях "Союзконтракт", "Перекрёсток", "Госинкор-холдинг". В 1996–1997 годы учился в очной аспирантуре МИСиС. В 2001–2005 годы – заместитель директора департамента компании IBS. С 2004 года по настоящее время – доцент кафедры физического материаловедения МИСиС (по совместительству). В 2005–2008 годы – генеральный директор компании "Сервис Плюс Софт". С 2008 по июль 2012 года – начальник управления науки ФГОУ ВПО "Государственный технологический университет "Московский институт стали и сплавов" (с 2011 года – "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"). С июля 2012 года – директор Департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки России.

В последний год реализации федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы в Министерстве образования и науки РФ завершается подготовка программы-преемницы – на 2014–2020 годы. О предварительных результатах действующей программы и о концепции новой STRF.ru рассказал директор Департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки Сергей Салихов.

Сергей Владимирович, как повлияла ФЦП "Кадры" на ситуацию в секторе исследований и разработок?

– Я считаю, что федеральная целевая программа "Кадры" – один из самых эффективных инструментов поддержки исследований. Не секрет, что до начала этой ФЦП ситуация с кадрами в науке была, мягко говоря, не очень благополучная, особенно с приходом молодёжи в научную сферу. Я бы даже сказал, существовало определённое недоверие к тому, что наука может быть делом жизни, занимаясь которым можно чувствовать себя комфортно. Приоритетные задачи ФЦП "Кадры" – создание благоприятных условий для научной деятельности, удержание, воспроизводство и развитие кадрового потенциала. И мы уже видим положительные результаты в этом направлении.

Во-первых, значительно увеличилось количество докторов и кандидатов наук, участвующих в программе. Если в 2009 году оно составляло примерно 2–5% по разным мероприятиям программы, то сейчас цифры доходят до 30%.

Во-вторых, мы наблюдаем рост интереса молодёжи к науке – я имею в виду студентов и аспирантов. Здесь немаловажную роль сыграли так называемые сопутствующие мероприятия: научные конференции и школы, олимпиады и конкурсы.

Добавлю, что в период с 2009 по 2011 год участие в мероприятиях ФЦП, связанных с НИОКР, приняли более 100 тысяч докторов, кандидатов, аспирантов и соискателей. И ещё 150 тысяч участвовали в различных научных конференциях и школах-семинарах.

Мы провели социологический опрос, по итогам которого выяснилось: примерно 82% аспирантов и примерно 70% студентов – участников ФЦП видят своё будущее в науке.

Ещё одно достижение в рамках программы – это расширение "организационной географии" участников. В ФЦП "Кадры" есть две особенности. Первая: в программе нет ограничений по типу учреждений, в её орбиту вовлечены институты Российской академии наук, высшие учебные заведения, отраслевые институты министерств и ведомств, госкорпорации, которые ведут научные исследования. Так что ФЦП работает на все научные и научно-образовательные учреждения в стране.

Вторая особенность: в отличие от ФЦП "Исследования и разработки", где финансируются приоритетные направления развития науки, технологий и техники, ФЦП "Кадры", имея сопоставимый объём финансирования, поддерживает и гуманитарные науки.

Какие мероприятия оказались наиболее востребованными у научного сообщества, например по количеству заявок, и с чем это было связано?

– Одно из самых популярных – это исследования, проводимые коллективами научно-образовательных центров. Всего с 2009 по 2012 год был заключен 1781 контракт (с учётом грантов 2012 года) по НОЦ. Число контрактов по исследованиям, проводимым под руководством докторов наук и кандидатов наук (мероприятие 1.2), ещё выше – 3843 контракта (с учётом грантов 2012 года).

В настоящее время мы уделяем особое внимание академической мобильности. С нашей точки зрения, мобильность – это один из факторов успеха в науке, поэтому при разработке новой ФЦП в этой области мы предложили некоторые изменения.

Как повлияла программа на показатели результативности российской науки?

– Один из самых ярких показателей – рост публикаций и общего индекса цитируемости российских учёных в международных изданиях. Мы считали его по базе Web of Science. Так, коллективы научно-образовательных центров – участников программы в 2009 году опубликовали порядка 70 статей, в 2010-м – уже 700, в 2011-м – около 1500 статей. Динамика очевидна. И мы намерены продолжать работу в этом направлении.

По ФЦП "Кадры" было создано свыше 1300 научно-образовательных центров. Какова их дальнейшая судьба?

– Мероприятие по НОЦам – одно из самых дискуссионных. Мы считаем, что по индикаторам оно одно из самых успешных. Связано это с тем, что в большинстве НОЦов сформировались серьёзные коллективы, устойчивые исследовательские команды. Поэтому в новой федеральной целевой программе "Кадры" мы планируем мероприятие, которое будет логическим продолжением и развитием мероприятия по НОЦам. С лёгкой руки журналистов оно получило название:"1000 лабораторий". Теперь учёный/научный коллектив с определённым опытом и успешными кейсами в области научных исследований, которые были реализованы в рамках НОЦ, сможет самостоятельно подать заявку на создание лаборатории. То есть акцент будет перенесён на наличие исследовательской повестки научного коллектива. Мы возьмём всё лучшее, что было в НОЦах, и добавим новые параметры.

Как реализовывалось мероприятие 1.5. "Проведение научных исследований коллективами под руководством приглашённых исследователей"? Сколько проектов поддержано, какие результаты получены?

– Это мероприятие – одно из самых интересных мероприятий программы. Могу сказать, что знаменитая программа мегагрантов по постановлению правительства № 220, собственно, и выросла из мероприятия 1.5 ФЦП "Кадры". В этом постановлении также есть требование обязательного присутствия в России – только на больший срок.

На конец прошлого года в мероприятии 1.5 приняли участие 581 приглашённый исследователь из 35 стран. Причём география стран достаточно широкая – это США, страны Евросоюза, включая Великобританию, Япония. На них приходится до 80% всех исследователей, которые к нам приезжают.

Если сравнить это мероприятие с другими мероприятиями ФЦП "Кадры" по результативности, то качество научных исследований в нём оказалось выше, большая часть работ публиковалась в международных индексируемых журналах. Приглашённые исследователи отличаются особой культурой публикаций и объясняют российским коллегам, почему необходимо печататься в зарубежных изданиях.

Все соотечественники, участвовавшие в этом мероприятии, отмечали в качестве недостатка необходимость два месяца пребывать в России. Если мероприятие будет продолжено, изменится ли данное условие, или вы не считаете его проблематичным?

– Мы обсуждали этот вопрос с соотечественниками, работающими в западных университетах. Для большинства из них пребывание в России в течение двух месяцев не является препятствием, поскольку многие включают в свои контракты специальный подпункт (sub-article), находят другие возможности, чтобы приехать сюда. Люди в этом заинтересованы.

Препятствием был, скорее, короткий срок проекта, поскольку исследователям сложно достаточно быстро изменить свой график. Мы же хотим увеличить длительность проектов и по этому мероприятию, раздвинуть рамки между объявлением конкурса и началом реализации проекта, чтобы зарубежный учёный смог заранее спланировать своё пребывание в России.

В целом мероприятие 1.5 останется примерно в таком же формате.

С 2012 года часть мероприятий по ФЦП "Кадры" переведена на систему конкурсного бюджетного финансирования в форме грантов. Как это отразилось на реализации программы?

– Это очень интересный и актуальный для нас вопрос. С моей точки зрения, наука должна финансироваться по грантовому принципу. Ведь наша цель – обеспечить вовлечённость стабильных научных групп в исследования по приоритетным направлениям, в задельные фундаментальные исследования. Принципиально важно, чтобы учёные занимались именно наукой – проводили исследования, получали патенты, внедряли разработки в производство, выступали на конференциях, публиковали научные статьи.

ФЗ-94 налагает определённые обременения на учёных – начиная с подготовки конкурсной и отчётной документации и заканчивая ограничениями по распределению внебюджетных средств в рамках проекта.

Начиная с лета 2012 года мы проводим активные консультации с Минэкономразвития и с Минфином на эту тему, объясняя коллегам, что грантовый принцип финансирования научных исследований – наиболее правильный и удобный для учёных и науки, и он может быть реализован в рамках ФЦП.

И у нас есть радостная новость:

Минэкономразвития согласовало проекты концепций федеральных целевых программ "Кадры" и "Исследования и разработки" на 2014–2020 годы, в которых конкурсы в части исследований будут проводиться по грантовому принципу, а не по 94-му закону.

Я благодарен коллегам из Минэкономразвития за то, что они нас активно поддержали в этом вопросе. Следующий шаг – получить согласование от Минфина. И я надеюсь, что коллеги из Минфина нас поддержат.

Планируется ли упростить процедуру подачи заявок и оформления отчётов, в частности перейти к отчётам раз в год, отказаться от промежуточных?

– Кое-что уже сделано. Сейчас промежуточные отчёты по ФЦП "Кадры" сдаются в аннотированном виде. Полный отчёт об исследованиях требуется на заключительном этапе.

Кроме того, практически все документы уже сдаются в электронном виде. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить учёных – участников программы и одновременно членов рабочей группы по упрощению отчётности. Они уделили немало своего времени, чтобы проанализировать структуру отчётов, другие требования, высказали предложения на осеннем заседании группы. Так что, начиная с этого года требования к отчётности уже упрощены.

К сожалению, мы не сможет резко сократить объём отчётных документов, поскольку он указан в заключённых государственных контрактах, как и определённый тип закупки. Условия госконтракта необходимо исполнять. Но в новых федеральных целевых программах мы перейдём, как я уже сказал, к другому типу закупки в рамках грантовой системы, что повлечёт за собой серьёзное сокращение отчётной документации. Правильным отчётом, на наш взгляд, был бы список публикаций или выступлений на международных конференциях по результатам исследований, проведённых в рамках госконтракта. Я думаю, грантовое финансирование как раз позволит это сделать.

Каковы концептуальные отличия новой ФЦП "Кадры" от завершающейся? Будет ли предложен механизм развития научной мобильности?

– Новая ФЦП будет, я бы сказал, ярче и интереснее. В ней предусмотрено несколько стержневых мероприятий. Главное мероприятие, связанное с исследованиями, – это "1000 лабораторий", о которых я говорил выше. С 2014 по 2020 год мы планируем реализовать 1000 проектов. Продолжительность проектов будет составлять до 5 лет. Ежегодный объём финансирования каждого проекта – до 16 миллионов рублей. Заявку на конкурс исследовательских повесток, повторюсь, подаёт научный коллектив.

К анализу и к экспертизе заявок мы предполагаем привлечь наших коллег, работающих за рубежом – так, как это делается по постановлению № 220. Сейчас обсуждаем с различными научными группами, как построить экспертизу лабораторий. Правильная экспертиза, с моей точки зрения, – ключевой фактор успеха.

Помимо такого большого мероприятия будет, конечно, и ряд поддерживающих мероприятий. Одно из них – проведение научных исследований молодыми учёными – кандидатами наук. Объём мероприятия – до 6 миллионов рублей в год. Проекты – двух– и трёхлетние. За всё время реализации программы мы планируем примерно 1800 таких проектов.

В мероприятие по мобильности кадров наряду с тем, что было (а это приглашённые исследователи и стажировки), мы впервые добавляем новое мероприятие – постдоки. Я знаю, что многие научные учреждения и вузы подобные программы уже реализуют, привлекая на короткий срок, до трёх лет, учёных, только что защитивших диссертации. К этому мероприятию большой интерес у наших молодых ребят, которые после окончания университета уехали в какой-то западный университет, защитили там диссертацию и сейчас хотят вернуться. Это мероприятие и ориентируется главным образом на таких ребят. Оно также обеспечит возможность защитившимся исследователям переехать из одного города в другой и будет содействовать усилению внутрироссийской мобильности. Мы разговаривали со многими нашими коллегами, в основном из академических институтов, которые считают, что отсутствие института постдоков в России тормозит проведение эффективных научных исследований.

Это мероприятие – довольно сложное с точки зрения конкурса. Он будет иметь две стадии. Первая – когда учреждение, которое собирается участвовать в конкурсе, информирует нас о том, какую вакансию для постдока оно открывает, в какой лаборатории, какая исследовательская повестка. То есть формирует для постдока предложение о работе (job offer). Единственное ограничение для организаций в этом мероприятии – приглашаемый постдок не должен быть сотрудником той же организации – ни штатным, ни внештатным.

На второй стадии подтверждается финансирование этого проекта. У организации есть, скажем, 4–5 месяцев для того, чтобы найти специалиста и пригласить к себе. Объём финансирования на одного постдока – до 3 миллионов рублей в год, из которых оплачивается заработная плата молодого учёного. Из этой суммы, конечно, нужно вычесть налоги, накладные расходы.

Блок, связанный с российскими и международными научными конференциями, школами-семинарами, в новой программе останется, но мы хотим сосредоточиться на качестве проводимых мероприятий. Возможно, их будет чуть меньше, до 100 в год. Эти проекты должны быть ярче, быть действительно международными и иметь более высокий уровень.

Примерно так выглядит концепция новой ФЦП "Кадры". Она достаточно простая – в ней три крупных блока мероприятий, меньше ограничений и всяких формальностей.

Какие ещё новые мероприятия обсуждаются в министерстве? В частности, высказывались идеи об апробации новой модели аспирантуры.

– Один из самых больших блоков в ФЦП "Кадры" связан с развитием сети национальных исследовательских университетов. И в новой программе он также предусмотрен. Но у нас есть планы изменить структуру проектов. Мы предполагаем сформировать несколько направлений совершенствования национальных, федеральных, ведущих региональных университетов, которые могут быть реализованы по проектному принципу. Пример такого проекта – создание институтов передовых исследований. С группами влиятельных учёных, работающих в основном в теоретических областях – математике, физике, заключаются контракты на длительный срок. Тогда в рамках одной организации можно собрать критическую массу учёных для развития этих направлений.

Другой проект, который мы рассматриваем, – это новая модель аспирантуры, когда университет или научное учреждение формулирует некие институциональные изменения в подготовке аспирантов, которые могут быть проведены в рамках финансируемого проекта.

Третий обсуждаемый проект – центры технологического превосходства. За это предложение я хочу поблагодарить коллег из КНИТУ и КНИТУ имени А.Н. Туполева. Если университет видит точку роста в области технологий, которым он учит и которые развивает, в нём фактически создаётся технологический центр, позволяющий нарастить экспертизу в конкретной области.

Какие предложения по усовершенствованию программы поступают от учёных?

– Прежде всего я хотел бы сказать огромное спасибо всем учёным – участникам ФЦП за критические замечания.

Сейчас мы делаем для программы новые информационные ресурсы, на которых создадим дискуссионную площадку, чтобы участники программы могли высказывать свои мнения.

Понятно, что при широком охвате проектов и имеющихся рычагах управления мы не всегда даже физически способны видеть какие-то реальные проблемы. Для нас крайне важно знать о каждой из них. Нам нужна обратная связь. Предложения учёных, которые носят конструктивный характер, нами учитываются. Но я прошу участников ФЦП персонифицировать свои проблемы. Сложно помочь человеку с таким текстом запроса: "Я участник ФЦП “Кадры”, мне не переводят денег", не зная ни его фамилии, ни университета, в котором он работает, ни номера и даты государственного контракта или гранта.

С чем связана критика неравномерности поступления средств по заключённым контрактам?

– Это самый больной для нас вопрос. Он связан не только с нашими возможностями, но и с текущим законодательством, с тем, как перечисляются деньги между различными организациями. Мы знаем случаи, когда с наших счетов деньги ушли, а на счёт института, где работает участник ФЦП, деньги зачислялись через 2–3 месяца. Но это объясняется, скорее, не работой конкретных бухгалтеров на местах, а достаточно длительной процедурой: сначала мы перечисляем деньги на счёт главного распорядителя бюджетных средств – так называемый ГРБС, далее он – в институт, и уже потом доходит очередь до бухгалтерии.

Перенос сроков финансирования по ФЦП ближе к началу года – это, с нашей точки зрения, ключевой момент. Минобрнауки ещё в апреле прошлого года подготовило поправки в Бюджетный кодекс, принятие которых позволит напрямую перечислять финансовые средства получателю гранта.

И второй важный момент – смещение даты объявления конкурсов. Например, по ФЦП "Исследования и разработки" уже сейчас идёт подведение итогов конкурсов. В феврале будут заключены государственные контракты и откроется финансирование. Раньше это делалось в середине или в конце года.

В этом году мы ожидаем "жаркую" осень, поскольку планируем все конкурсы по новым программам начинать в осенний период, чтобы уже с начала следующего года открыть финансирование по контрактам. В связи с этим я обращаюсь к коллегам: уже сейчас продумывайте проекты, заявки на которые вы намерены подавать по новым федеральным целевым программам.

Горбатова Анна

источник: STRF