Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2858.html (версия для печати)

  Дискуссии

Финансовая альтернатива

31 января 2013 22:30

Директор РФТР Михаил Рогачёв. Фото с сайта www.strf.ru
Директор РФТР Михаил Рогачёв. Фото с сайта www.strf.ru
Получить финансирование на исследования и разработки в России можно, не только став участником какой-то из федеральных целевых программ или грантовых конкурсов. Займы на НИОКРовские проекты выдаёт Российский фонд технологического развития (РФТР). Кому и на какие цели? В чём особенность экспертизы и сопровождения таких проектов? Каковы условия возврата заёмных средств? Эти и другие вопросы были в центре проведённой STRF.ru на минувшей неделе онлайн-дискуссии: "Плюсы и минусы заёмного финансирования НИОКР". Отвечал читателям директор РФТР Михаил Рогачёв.

Алексей Огнёв, корреспондент STRF.ru: Уважаемый Михаил Борисович, расскажите, пожалуйста, почему именно участник технологической платформы получает заём Российского фонда технологического развития в приоритетном порядке?

Михаил Рогачёв: Благодарю за вопрос, Алексей. Для начала напомню, что такое технологические платформы. Это коммуникационный инструмент, созданный в России по инициативе Министерства экономического развития для объединения усилий бизнеса, науки, государства (см. подробнее в презентации директора Департамента стратегического развития Минэкономразвития А.Е. Шадрина).

Платформы разрабатывают стратегические программы исследований и разработок (СПИР), что позволяет Фонду определять, насколько поступающая к нам заявка на заём важна для отрасли.

Наблюдательным советом РФТР было определено, что Фонд в первую очередь осуществляет поддержку проектов организаций – участников технологических платформ, а также проектов, поддержанных Агентством стратегических инициатив (см. сайт РФТР).

В начале 2012 года Наблюдательный совет РФТР в качестве приоритетных определил 13 технологических платформ: "Медицина будущего", "Биоиндустрия и биоресурсы – БиоТех2030", "Биоэнергетика", "Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии – Фотоника", "Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности", "Перспективные технологии возобновляемой энергетики", "Малая распределённая энергетика", "Материалы и технологии металлургии", "Технологическая платформа твёрдых полезных ископаемых", "Технологии добычи и использования углеводородов", "Глубокая переработка углеводородных ресурсов", "Освоение океана", "Технологии экологического развития".

Почему надо поддерживать проекты технологических платформ? Дело в том, что технологические платформы хотя и были созданы по инициативе государства, но, насколько мы знаем, Минфин не согласовал пока финансовое стимулирование и целевое финансирование даже их организационной деятельности. В связи с этим Наблюдательный совет поручил РФТР как институту развития работать с приоритетными технологическими платформами с целью поддержки их проектов. За полтора года работы (начиная с середины 2011 года, когда Фонд возобновил работу после нескольких лет перерыва) РФТР выстроил систему взаимодействия с технологическими платформами по использованию их экспертного потенциала. Так, например, на этапе независимой научно-технической экспертизы заявок на финансирование РФТР привлекает специалистов, рекомендованных профильной технологической платформой, которые оценивают проекты по регламентированным формам.

Почему нужна такая экспертиза, если проекты уже включены в СПИР? По той причине, что СПИР определяет направления и задачи, а их конкретное решение может выполняться различными коллективами и с различным успехом.

К.И. Сыпало, секретарь правления ТП "Авиационная мобильность и авиационные технологии": Скажите, пожалуйста, в чём особенность экспертизы проектов в фонде, есть ли методика экспертизы?

Михаил Рогачёв: Спасибо за любопытный вопрос! Да, в РФТР разработаны методика и регламент экспертизы. Экспертиза двухступенчатая. С учётом предыдущего опыта работы было принято решение о том, что для экономии средств и времени заёмщиков они подают вначале заявку на финансирование, которая и проходит экспресс-экспертизу. По её результатам Проектный комитет Фонда принимает решение о проведении экспертизы полного пакета документов, который должна подготовить организация-заёмщик. Затем по проекту проводится научно-техническая, финансово-экономическая и юридическая экспертизы. Научно-техническую экспертизу проводят государственная экспертная организация – ФБГНУ НИИ РИНКЦЭ и два независимых эксперта. Независимые эксперты, как я говорил ранее, подбираются согласованным решением Научно-технического совета (НТС) Фонда и координатора технологической платформы по профилю проекта. Финансово-экономическая и юридическая экспертизы проводятся силами сотрудников Фонда; при необходимости привлекаются внешние специалисты. Подготовленные экспертные заключения рассматриваются на заседании Научно-технического совета (НТС) с участием заявителя. На этом заседании принимается решение о рекомендации к выделению целевых займов на выполнение НИОКР.

О.М. Драгунова, руководитель Департамента региональных проектов КГ "Инсайдерс": Подскажите, пожалуйста, на каких условиях может получить заём организация? Может ли получить заём РТФР физическое лицо?

Михаил Рогачёв: Благодарю за вопрос, Ольга! Конкурс проектов прошлого года уже закончился. В 2013 году будет объявлен новый конкурс. Его сроки и порядок подачи заявок будут опубликованы на сайте Фонда в начале февраля.

Заявки на финансирование проектов могут подавать только юридические лица (организации). Я лично не понимаю, как физическое лицо может сделать проект без создания предприятия и организации продажи продукции. А без этого нельзя вернуть заём Фонду – ведь это же не грант, а возвращаемые средства.

О.М. Драгунова: Работает ли кто-то ещё из профильных министерств, кроме Минэкономразвития, с технологическими платформами?

Михаил Рогачёв: К работе с технологическими платформами присоединилось Министерство образования и науки РФ, привлекая технологические платформы к формированию тематик и объёмов финансирования НИОКР в рамках реализации ФЦП "Исследования и разработки".

Ольга Королёва, журналист: Михаил Борисович, кто ещё может быть получателем займа вашего Фонда?

Михаил Рогачёв: Ольга, как я уже писал, отвечая на первый вопрос, согласно решению Наблюдательного совета РФТР приоритетной поддержке также подлежат проекты, переданные и рекомендованные Фонду Агентством стратегических инициатив (АСИ). Реализация таких проектов должна способствовать выявлению системных сложностей российской бизнес-среды и демонстрировать эффективный путь их преодоления посредством поддержки самых современных технологий – особенно в отраслях, где велик груз традиционных решений. Так, например, в 2012 году был выдан заём ООО "Тверьстеклопластик" (г. Тверь) для реализации инновационного проекта "Разработка конструктивных элементов мостовых сооружений из современных полимерных композитных материалов для строительства пешеходных объектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации".

В ходе реализации проектов по композитной тематике, поддержанных РФТР в 2011–2012 годах, были обнаружены проблемы, препятствующие интенсификации массового производства и экспорта продукции из композиционных материалов. Для содействия в решении указанных вопросов РФТР разработал и направил в Минпромторг России соответствующие предложения. Они включают:

– разработку нормативной документации (регламентов, СНиПов и т.п.) по применению композитов в строительстве и их утверждение в органах исполнительной власти;

– создание одной или нескольких СРО, объединяющих организации, заинтересованные во внедрении композитов в капстрой; разработка их внутренней методической базы, позволяющей обосновывать выдачу допусков на применение композитов в рамках существующей нормативной базы – до создания специализированной нормативной базы по композитам;

– проведение пилотного проекта сертификации и согласования применения композитов в строительстве на примере цельнокомпозитных пешеходных мостов: разработка ТУ; согласование ТУ в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; проведение согласований органами ФАУ "Главгосэкспертиза" и Ростехнадзора.

Как правило, проекты, поступающие в РФТР с рекомендацией АСИ, то есть проекты малого и среднего бизнеса, требуют большего внимания Фонда, поскольку их авторы, наряду с очевидным энтузиазмом и стремлением к новаторству, не всегда обладают достаточными знаниями и опытом при подготовке бизнес-планов, финансового учёта результатов НИОКР и т.п. В этих случаях становятся особенно актуальными консультационно-образовательные инструменты, которыми обладает РФТР вследствие значительного технологического потенциала его сотрудников и экспертов.

Так, в частности, перспективный проект по мостовым сооружениям из композитных материалов, поступивший в Фонд из АСИ, был существенно доработан с участием консультантов РФТР и в улучшенном виде получил единогласную поддержку Научно-технического совета Фонда.

Такой подход является инструментом реализации установок государства по выявлению и решению проблем, препятствующих технологическому развитию страны.

Добавлю, что для удобства заявителей на нашем сайте размещены ответы на часто задаваемые вопросы, исходя из опыта работы Фонда.

Михаил Шадрин, СофтЛаб-НСК: 1. Правительство по закону № 217 разрешило институтам РАН создавать малые инновационные предприятия. Есть ли в планах РФТР поддержка проектов от этих МИПов в 2013 году?

2. До сих пор РФТР не поддерживал IT-проекты. Однако нужда в реализации таких проектов в России большая. Изменится ли политика РФТР в области IT-проектов в 2013 году?

Михаил Рогачёв: Спасибо за вопрос из славного новосибирского Академгородка, где я неоднократно бывал и видел много активно работающих предприятий, разрабатывающих и выпускающих продукцию, которую сейчас принято называть инновационной. Ответ на вопрос № 1. Да, в 2013 году мы планируем провести конкурс проектов, реализуемых инновационными предприятиями, созданными институтами РАН в рамках закона № 217 (МИПов).

Ответ на вопрос № 2. Да, в России сейчас усиливается тренд на ускоренное развитие информационных технологий. Фонд в рамках конкурсов 2013 года будет уделять особое внимание проектам в приоритетных для нас областях – медицины, биотехнологий, биоэнергетики, в которых существенную роль играет проблемно-ориентированное IT. И подобные нацеленные на сохранение и развитие человеческого потенциала проекты мы будем поддерживать.

Т.М. Шиманская: Для получения займа требуется ли оценка интеллектуальной собственности и наличие залоговой собственности?

Михаил Рогачёв: Благодарю за интересный вопрос. В соответствии с условиями конкурсной документации, регламентирующей отбор проектов для предоставления поддержки со стороны Фонда в 2012 году, стоимость чистых активов организации-заявителя по состоянию на последнюю отчётную дату должна превышать сумму запрашиваемого займа. Стоимость чистых активов организации-заявителя определяется по данным бухгалтерского учёта в порядке, установленном уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти для организаций конкретной организационно-правовой формы. Объекты интеллектуальной собственности, а также объекты заложенного имущества, принадлежащие организации, учитываются на соответствующих счетах баланса (забалансовых счетах) по правилам бухгалтерского учёта. Предоставление обеспечения исполнения обязательств по возврату займа не является обязательным условием при решении вопроса о предоставлении проектам финансовой поддержки. Предоставление заключения независимого оценщика об оценке имущества организации-заявителя или его части конкурсной документацией не предусмотрено.

Выражаясь менее юридически точно, для получения займа у Фонда залог не требуется и мы не претендуем на интеллектуальную собственность заявителя. Но вот потратить средства займа можно только на НИОКР, и стоимость проведённой НИОКР должна быть отражена в бухгалтерском учёте именно как НИОКР, что упрощает её последующую оценку.

Чтобы помочь заявителям организовать правильный учёт, мы регулярно проводим с заявителями обучающие семинары, например "Учёт затрат и формирование себестоимости научно-технической продукции". Ведущий, Анна Алексеевна Ефремова, работает в области аудита и бухгалтерского учёта более 15 лет, имеет квалификационный аттестат по общему аудиту и аттестат профессионального бухгалтера. Семинар "Сложные вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения расходов на НИОКР" ведёт профессор Ирик Сабиржанович Мухамедшин, известный специалист в области права интеллектуальной собственности, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС).

Мария Наумова, ООО "Корвет": Уважаемый Михаил Борисович, во время дискуссии Вы сказали, что Фонд будет финансировать проекты РАН и созданных при её институтах инновационных предприятий. Однако Вы лично неоднократно говорили о неэффективности и необходимости реорганизации РАН и даже написали в соавторстве с нынешним министром образования Д. Ливановым три статьи на эту тему в журнале "Эксперт" (сентябрьский номер 2010 года) и газете "Ведомости" (май и июнь того же года). Эти статьи у нас в Академгородке вызвали, как иногда говорят, неоднозначную реакцию. Нет ли тут противоречия? Это инициатива Фонда или это просто поручение Министерства образования и науки?

Вы сказали, что Фонд планирует в 2013 году провести конкурс проектов МИПов, созданных согласно закону № 217. Но в России уже есть с конца 90-х годов много предприятий, созданных по инициативе или совместно с институтами РАН. Я сама – директор такого предприятия. Мы тесно работаем с Институтом автоматики и электрометрии СО РАН. При Институте катализа СО РАН есть, например, успешное предприятие "КАТАКОН". Этот список легко расширить. Надеюсь, что проекты таких предприятий, как наши, тоже достойны участия в конкурсе. Возможно ли это?

Михаил Рогачёв: Ответ на 1-й вопрос. Мария, Ваш вопрос глубокий и не такой простой. Как вы, наверное, знаете, я на прежних местах работы много взаимодействовал с РАН, её институтами, и результаты этого взаимодействия не всегда были положительными. Например, так называемая водородная программа "Норильского никеля". Обсуждение этих проблем, в том числе роли РАН именно как органа управления институтами, с Д.В. Ливановым, в ту пору ставшим ректором МИСиС – успешно развивающегося вуза, одного из самых первых национальных исследовательских университетов, показало сходство наших позиций по ряду вопросов. И это не связано с тем, что я сам выпускник МИСиС. Оказалось, что проблемы РАН видны не только бизнесу. Я рад, что эти статьи вызвали дискуссию в новосибирском Академгородке.

Да, я и сейчас могу сказать, что РАН как организация имеет очень высокий потенциал для повышения эффективности. Наука управления развивается, как и любая другая наука. Но это не значит, что сейчас ничего не делается – в Академии и университетской науке идут различные преобразования. Создано некоммерческое партнёрство "Совместный центр трансфера технологий РАН и Роснано", с которым Фонд готовит соглашение о взаимодействии.

Важно получить объективные оценки результатов этих преобразований. A что может быть лучшей позитивной оценкой, чем получение организацией в ходе конкурса средств на превращение научных идей в конкретную разработку?

Отмечу, что взаимодействие с Академией наук, в том числе с институтами – участниками приоритетных технологических платформ, для нас началось давно и в рамках конкурса 2012 года мы поддерживали проекты, где ответственными исполнителями НИОКР были институты РАН. Двое из восьми членов нашего наблюдательного совета – академики, это вице-президент РАН С.М. Алдошин и директор Института катализа СО РАН В.Н. Пармон. Один из наших управляющих директоров, профессор С.Л. Мушер – бывший сотрудник нескольких институтов новосибирского Академгородка.

По инициативе С.М. Алдошина и В.Н. Пармона Наблюдательный совет Фонда на декабрьском заседании рекомендовал нам в 2013 году усилить работу с Академией наук и одобрил проведение в 2013 году специального конкурса проектов, реализуемых инновационными предприятиями при поддержке РАН, в том числе созданными институтами РАН в рамках 217-ФЗ.

В ходе сбора заявок, их комплексной экспертизы и определится, насколько Российская академия наук готова к внедрению своих разработок, как проявит себя РАН как управляющая структура и насколько активны будут институты РАН и научно-исследовательские предприятия при них.

Бюджет этого конкурса 350 миллионов рублей; я считаю, что для серьёзного начала это вполне достаточно.

Ответ на 2-й вопрос. Благодарю за важный вопрос. Тут необходимо ещё раз сказать: в новом конкурсе проектов могут участвовать разные типы инновационных предприятий, созданных для внедрения разработок институтов РАН. В том числе предприятия, в которых институт РАН является одним из учредителей. То есть в конкурсе смогут участвовать не только организации, созданные согласно Федеральному закону № 217 научными учреждениями РАН в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности. Однако мне лично представляется, что больше шансов будет именно у них, так как их связь с Академией более, так сказать, непосредственная. Так что готовьтесь!

Вячеслав Сергеевич Семёнов: Уважаемый Михаил Борисович, при получении займа какие существуют дополнительные расходы (по обслуживанию займа) для заёмщика? Какова стоимость услуг по договору об оказании услуг, который необходимо подписать заёмщику?

Михаил Рогачёв: Вячеслав Сергеевич, благодарю за вопрос. Для помощи заёмщикам в реализации проекта, для контроля за целевым использованием средств займа, а также для снижения риска невозврата займов Фонд осуществляет работы по сопровождению проекта – от момента подготовки документов к комплексной экспертизе проекта до полной реализации проекта и возврата заёмщиком полученных денежных средств.

Конкурсной документацией и условиями договора беспроцентного целевого займа установлено, что одновременно с договором займа организации необходимо заключить договор возмездного оказания услуг.

В рамках договора возмездного оказания услуг РФТР проводит ежеквартальный мониторинг выполнения работ по проекту, организует консультационно-образовательные семинары и проводит консультации по вопросам организации финансового планирования, бухгалтерского и налогового учёта НИОКР для специалистов организаций-заёмщиков.

Годовая цена оказания услуг по договору не превышает 3% от суммы полученного займа. Реально, с учётом постепенного возврата займа после выполнения стадии НИОКР, стоимость услуг составляет 2,175 % от суммы займа.

До середины 2011 года, когда Фонд возобновил работу после нескольких лет перерыва, заёмщик был обязан уплатить Фонду за предварительную экспертизу проекта сумму в размере 0,3% от суммы предполагаемого займа, независимо от исхода экспертизы. В случае принятия решения о предоставлении заёмщик также сразу единовременно выплачивал сумму в размере 2,7% от суммы займа.

Сейчас экспертиза заявки для заёмщика бесплатна.

Более подробно с типовыми договорами и требованиями к конкурсной документации Вы можете ознакомиться на сайте РФТР в разделе "Заявителям".

Иван Охапкин, выпускающий редактор журнала New Scientist RU: Михаил Борисович, в чём заключается сопровождение проекта, рекомендованного экспертами и научно-техническим советом РФТР к получению займа?

Михаил Рогачёв: Уважаемый Иван, для начала ещё раз, более детально, чем в ответе на предыдущий вопрос, объясню, почему необходимо сопровождение проекта. Опыт работы Фонда показал, что не все заёмщики могут вовремя выполнить свои обязательства – вернуть взятые у РФТР на определённый срок денежные средства и выполнить НИОКР. Это даже не вопрос недобросовестности, хотя бывают и такие случаи в нашей практике. Проекты выполнения крупных НИОКР сами по себе достаточно сложные, причём не только и не столько по научным или инженерным причинам. Работа РФТР по финансированию инновационных проектов на стадии НИОКР является в определённом смысле нетривиальной и новаторской, здесь нет заранее прописанных правил. Поэтому для минимизации риска невозврата займа и повышения квалификации разработчиков инновационных проектов Фонд начал предоставлять консультационные услуги по сопровождению проекта от начала его рассмотрения (экспертиза проектов) до возврата займа.

Сопровождение проекта заключается в предоставлении услуг по мониторингу выполнения проекта, по анализу причин отклонений от календарного плана и/или сметы расходов в ходе его реализации, по проведению консультаций в области финансов и налогообложения, патентно-консультационной поддержки и т.п. Сотрудники РФТР, выполняя сопровождение проектов, выявляют проблемы в ходе реализации и помогают определить пути их решения. Ежеквартальный мониторинг выполнения работ по проекту специалистами Фонда позволяет скорректировать (при необходимости) календарный план и/или техническое задание проекта. Схема "Отчёт – замечания – доработка – заключение" позволяет собрать консолидированный материал, который по сути и является заключением о целевом использовании займа.

РФТР на регулярной основе организует консультационно-образовательные семинары для специалистов организаций-заёмщиков. В ходе семинаров рассматриваются вопросы, связанные с затратами и расходами на НИОКР, особенностями налогообложения и пр. Особое внимание уделяется семинарам по вопросам патентоведения. По материалам семинаров подготовлены методические рекомендации "Портфель компетенций для исполнителей НИОКР".

Константин Бакулев, директор Института социально-экономической модернизации, к.э.н.: Здравствуйте, Михаил Борисович! Скажите, проводите ли Вы оценку уровня владения заёмщиками информации о состоянии дел в смежных отраслях?

Михаил Рогачёв: Спасибо за вопрос, Константин! Начиная с 2013 года Фонд с участием технологических платформ будет готовить периодические инфопакеты для специалистов организаций-заёмщиков, в которые будут включены:

– мониторинг новостей о событиях своей отрасли и смежных отраслей, о появлении новых продуктов и технологий;

– отчёт о прошедших мероприятиях, связанных с тематикой выполняемых НИОКР, и приглашение к участию в планируемых событиях;

– релизы событийной и новостной ленты специализированных сайтов, тематически связанных с деятельностью Фонда и финансируемых им компаний.

Анна Горбатова, ООО "Парк-медиа", к.э.н.: Уважаемый Михаил Борисович! Можно ли получить займы на НИОКР в других институтах развития и на каких условиях?

Михаил Рогачёв: Да, Анна, такая возможность существует. Финансирование проектов на возвратной основе, кроме РФТР, из институтов развития предоставляют Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, "Роснано", МСП Банк и Внешэкономбанк.

МСП Банк в январе 2012 года ввёл в действие новый кредитный продукт для банков-партнёров "ФИМ Целевой". Этот продукт предназначен для предоставления доступных и долгосрочных финансовых ресурсов предприятиям малого и среднего бизнеса для модернизации и расширения действующего производства, внедрения новых технологий, покупки и ремонта технологического оборудования, а также на другие цели, кроме выполнения НИОКР. Типовая ставка по кредитам МСП банка 11–13% годовых.

РФТР начал сотрудничество с МСП Банком по инновационным проектам; первым успешным примером такого сотрудничества является проект красноярской компании "Теплофон", выпускающей инновационные обогревательные панели. РФТР в конце 2012 года предоставил заёмное финансирование на стадию НИОКР, а МСП Банк – кредит на развитие производства и внедрение новых разработок.

Для предприятий малого и среднего бизнеса по проектам, целью которых является разработка и внедрение новых технологий и продуктов, Фонд содействия компенсирует до половины процентной ставки по кредитам МСП Банка. Необходимое условие для этого – победа проекта в конкурсе программы "Ставка" Фонда содействия.

Займы ОАО "Роснано" являются сопутствующим инструментом в общем объёме финансирования проекта, направленного на развитие нанотехнологий. При этом "Роснано" значительную часть средств предоставляет не в виде взноса в уставный капитал, а в виде заёмного финансирования, а также может выступать в роли поручителя по банковским кредитам. "Роснано" и его партнёры не раскрывают условия своего сотрудничества по конкретным проектам. В среднем поручительство "Роснано" обходится получателю в 2% от суммы, заём – в 15% годовых.

РФТР может выделять займы на выполнение НИОКР компаниям, которые на предыдущих стадиях своего становления получали финансовую поддержку "Роснано", при условии, что эти проекты соответствуют тематике приоритетных технологических платформ и включены в их программы стратегических исследований.

Государственная корпорация "Внешэкономбанк" предоставляет заёмные средства на реализацию крупных стратегических проектов с длительным сроком окупаемости и с объёмом финансирования не менее 2 миллиардов рублей. Типовая кредитная ставка Внешэкономбанка для таких проектов равна ставке рефинансирования Центробанка РФ плюс 3%, на данный момент это 11,25%.

РФТР начинает взаимодействовать с Внешэкономбанком в реализации таких крупных интеграционных проектов, в которых существенную роль играют инновационные разработки; при этом стадия НИОКР этих проектов может осуществляться на заёмные средства РФТР (один из таких проектов уже получил поддержку Фонда, по второму, рекомендованному технологической платформой ТП "Медицина будущего", – завершается стадия технической экспертизы). РФТР по решению экспертного совета Внешэкономбанка является представителем Банка в работе с технологическими платформами.

В конце 2012 года Фонд начал проработку схемы привлечения кредитных средств МСП Банка для расширения спектра финансовых инструментов РФТР, в том числе для финансирования на возвратной основе стадий внедрения результатов НИОКР, приобретение оборудования или лицензий, строительство технологических сооружений.

Екатерина Боровикова, корреспондент STRF.ru: Михаил Борисович, как Вы оцениваете уровень кредитования малого и среднего инновационного бизнеса?

Михаил Рогачёв: Средства в стране есть, нужно только правильно ими распорядиться.

Объём рынка кредитования малого и среднего бизнеса только государственными и частными банками, по данным РБК, составил в 2011 году 6,056 триллиона рублей. Уровень прироста рынка в целом хотя и падает, но составил в 2012 году около 20%. Однако российские кредитные организации неохотно идут на финансирование инновационных проектов, в частности средства МСП Банка "не выбираются". Одна из основных причин – практическое отсутствие технологической/технической экспертизы в банках.

Опираясь на наш опыт в отборе и экспертизе перспективных наукоёмких проектов и учитывая квалификацию наших ключевых специалистов, имеющих работы в крупных финансово-промышленных группах, РФТР готов начать консультирование государственных и частных банков по инновационным проектам, используя свою большую базу экспертов по различным отраслям индустрии. В качестве подготовки к этой работе и для расширения спектра оказываемых услуг РФТР прошёл процедуру сертификации и с июня 2012 года включён в перечень специализированных организаций Внешэкономбанка по направлению "Консалтинг".

Фёдор Игоревич Петровский, экспертный совет техплатформы "Медицина будущего": Уважаемый Михаил Борисович, что, по Вашему мнению, может лучше всего обеспечить/гарантировать независимость экспертизы? Конфиденциальность, отсутствие конфликта интересов часто могут быть только декларированы. Утечку информации, наличие общих знакомых, дружеские отношения и т.п. отменить невозможно. По моему мнению, нарушение принципов честной игры не является репутационной катастрофой в России. Может, стоит привлекать к экспертизе "варягов" или наших соотечественников, устойчиво работающих не в России, для которых fair play – залог сохранения карьеры/рабочего места? Или всё-таки сможем сами?

Михаил Рогачёв: Фёдор Игоревич, большое спасибо! Работой с Вами как куратором экспертного сообщества технологической платформы "Медицина будущего" мы очень довольны. Мы относительно недавно создали с Вашим активным участием совместную систему экспертизы заявок, поступающих в Фонд, но она уже плодотворно работает.

Думаю, что и в России возможна честная игра, и есть люди, для которых сохранение репутации и интересы дела, интересы подъёма российской науки важнее всего. Ваш пример и работа председателя технологической платформы Л.М. Огородовой это подтверждают.

Согласен с Вами насчёт привлечения к экспертизе западных специалистов по тем направлениям, где в России мало экспертов. Планируем привлекать их при рассмотрении заявок на конкурсе 2013 года, где основной поток предполагается от малых инновационных предприятий, созданных с участием РАН и вузовской науки, в том числе согласно Федеральному закону № 217.

Горбатова Анна

источник: STRF