Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2776.html (версия для печати)

  Дискуссии

Полтора миллиарда на науку

16 ноября 2012 22:52

Проректор по науке и инновациям Дальневосточного федерального университета Игорь Проценко. Фото с сайта www.strf.ru
Проректор по науке и инновациям Дальневосточного федерального университета Игорь Проценко. Фото с сайта www.strf.ru
Полтора месяца назад проректором по науке и инновациям Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) стал Игорь Проценко, ранее возглавлявший Департамент международной интеграции Минобрнауки России. В новой должности он строит планы по удвоению научного бюджета вуза и увеличению в несколько раз количества публикаций. STRF.ru выяснил, как в университете будут добиваться намеченного.

На что вы сделали ставку, выстраивая научную и инновационную политику ДВФУ? Какие конкурентные преимущества университета будете использовать?

– Мы пошли по пути большинства ведущих вузов, концентрируя финансовые и человеческие ресурсы на направлениях, которые в ближайшие пять–десять лет могут стать прорывными. Для нас это, прежде всего, нанобиотехнологии, в частности связанные с ресурсами мирового океана: сюда входят получение новых лекарств, пищевых продуктов, БАД, созданных по результатам экспедиций в Тихом океане. Второе направление связано с металлообработкой, новыми материалами, технологиями, сваркой. Здесь хорошие перспективы при выходе на рынок АТЭС: Японии, Вьетнама. Там много потребителей нашей продукции. Также можно выстраивать сотрудничество с российскими предприятиями автомобильной отрасли, ВПК.

Сейчас у нас развивается проект по строительству завода глубокой переработки нефти в Находке. И мы рассчитываем продолжать исследования по нефтехимии вместе с компанией "Роснефть". В городе Большой Камень появится судостроительная верфь. И если всё получится, то будем развивать направление по судостроению. У нас есть проект по созданию центра ядерной медицины. Совместно с "Росатомом" работаем над подготовкой специалистов для вьетнамских атомных станций, чтобы корпорация могла строить там свои предприятия.

Как выстраиваете отношения с предприятиями? От кого исходит инициатива сотрудничества?

– Здесь есть несколько методик, которые используют многие вузы. Стандартная выглядит так: университет находит промышленного партнёра, устраивает научные семинары и конференции с участием сотрудников его инновационного подразделения, на которых разбираются взаимовыгодные проекты. Либо это происходит в рамках технологических платформ. И дальше участники приходят к консенсусу, какие проекты интересны обеим структурам.

Примерно так мы работаем с одним из наших основных партнёров – компанией "РусГидро". Сейчас мы активно готовим соглашение, в рамках которого сможем выполнять для них ряд проектов: например, будем решать проблему фильтрации сточных вод термоэлектростанции на Камчатке, выделять из них борную кислоту, литий и другие элементы.

Какая ситуация по количеству публикаций у ДВФУ?

– В университете принята программа по улучшению публикационной активности наших сотрудников. За каждую статью выплачиваем премию до 100 тысяч рублей. Конкретный размер зависит от уровня публикации, вклада в развитие мировой науки. Такая практика действует уже около года. За это время публикационная активность наших сотрудников увеличилась в полтора раза. И она продолжает расти. Помимо прямых выплат наши преподаватели и учёные при бонусном финансировании также получают надбавки, связанные именно с публикационной активностью. Конечно, мы не сможем свернуть горы в данной сфере, ведь даже удвоение количества публикаций – это долгий и трудоёмкий процесс.

Когда я работал в министерстве, у нас велась статистика по так называемой стоимости статьи. Если разделить НИОКРовский бюджет университета на количество публикаций в ведущих журналах, то получится сумма в 50–200 тысяч рублей. Это говорит о том, что данный вуз использует статьи местной Академии наук. Стандартная ситуация для учебных заведений, которые занимаются стандартными фундаментальными исследованиями. Те вузы, которые сосредотачивают свою работу на опытных конструкторских проектах, имеют условную стоимость статьи от 1,5 до 2 миллионов рублей. Есть и такие вузы в России, у которых стоимость статьи – 5 миллионов рублей. Им просто некогда публиковаться, потому что они сосредоточены на опытных конструкторских работах.

По этой причине помимо дотирования публикаций необходимо прикладывать усилия для увеличения научного бюджета вуза. Это невозможно без широкого участия вуза в федеральных целевых программах и кооперации с промышленностью. Здесь также есть два пути: можно идти по фундаментальному направлению – меньшие деньги и условно более дешёвые статьи. Или же можно сосредотачивать свою деятельность в области опытных конструкторских работ. Это большие деньги, но и более высокая стоимость статей.

На ваш взгляд, какой путь ближе для Дальневосточного университета?

– Учитывая потребности региона, мы сосредоточимся на опытных конструкторских работах. Наши статьи будут появляться после серьёзных прикладных исследований. Основная трудность заключается в существенном расширении научного бюджета. Сейчас он составляет у нас около 600 миллионов рублей. Через три–четыре года планируем выйти на 1,5 миллиарда.

Из этих денег каков будет объём внебюджетных средств?

– Для ведущих вузов России ситуация такова: в бюджете НИОКР хоздоговорные средства, полученные от предприятий и промышленности, составляют около 20%. В очень хороших университетах – 40%. Мы как раз и хотели бы достигнуть такого уровня к 2015–2016 году.

Предприятию сложно наладить сотрудничество с вузом из-за разного подхода к бизнес-процессам. Каждый новый проект требует огромных усилий с обеих сторон. У нас большой вуз, и с этим связано много условностей, а юридические отделы крупных компаний не позволяют принимать решения достаточно быстро. Тем не менее сейчас благодаря Минобрнауки и Минэкономразвития в программах госкорпораций и других ведущих компаний есть разделы по взаимодействию с вузами. И волей-неволей им необходимо эти пункты реализовывать. Будем делать это совместно.

Каким образом в вашей стратегии прописано сотрудничество с ДВО РАН?

– Вся наша работа невозможна без ДВО РАН. У нас полное взаимопонимание по этому вопросу. Обязательно планируем проводить совместные исследования. По сути отделения РАН являются одновременно и нашими сотрудниками. Например, президент ДВО РАН Валентин Иванович Сергиенко руководит нашей школой.

Наш научный потенциал сопоставим с Новосибирском, Томском. Кроме того, у нас выгодное территориальное расположение. Мы находимся недалеко от одного из центров мирового бизнеса – азиатского региона. В радиусе тысячи километров от нас живут 400 миллионов человек, это две с половиной России. Нигде в стране нет такой концентрации населения.

Планируете привлекать иностранных специалистов?

– Да. У современных вузов есть проблемы с консолидацией коллектива вокруг конкретных направлений. В ряде случаев это невозможно без привлечения стороннего ведущего учёного. Кроме того, в программе развития вуза написано, что четверть наших студентов в 2020 году должны составлять иностранцы, соответственно, возникает вопрос международных образовательных программ. Это невозможно решить без участия в образовательном процессе иностранных учёных. Прежде всего мы собираемся пригласить их в науку, а после и в образовательный процесс. У нас есть программа развития, в которой заложены расходы на это направление. Также, конечно, мы будем участвовать в 220-м постановлении – по привлечению в вузы ведущих учёных мира. По тем приоритетным направлениям, по которым мы не сможем победить по 220-му постановлению, думаю, будем привлекать иностранных учёных с помощью наших промышленных партнёров. Такие примеры есть у того же Физтеха и Бауманки.

Учёные едут к нам не за зарплатой и жильём, они ищут новые идеи и возможности работать с талантливыми студентами. В этом наше конкурентное преимущество по сравнению с другими странами.

Привлечение иностранцев для выполнения совместных научно-исследовательской работ, надеемся, будет способствовать и увеличению количества публикаций.

Планируем развернуть широкую программу обучения учёных, которые работают в Приморском крае, методикам подготовки статей, чтобы их не отклоняли по техническим причинам.

Актуальна ли для вас сейчас закупка нового оборудования или же университет хорошо укомплектован?

– В принципе мы достаточно хорошо оборудованы. Тем не менее, так как сейчас на острове Русском заканчивается строительство лабораторного корпуса площадью 22 тысячи м2, приоритетное направление вуза касается совершенствования образовательного процесса, поэтому мы будем покупать новое оборудование. Есть соответствующее поручение по этому вопросу председателя правительства Дмитрия Медведева о выделении дополнительно 1,5 миллиарда рублей.

Есть ли у вас отдельные ставки для научных сотрудников?

– В рамках государственного задания на науку мы, конечно, имеем ставки для таких сотрудников. Однако планируем провести реформу, которая позволит нам все средства, приходящие по грантам, в рамках государственных приоритетных направлений, по хозяйственным договорам оформлять как вновь создаваемые научные ставки. В рамках всех грантов на данные позиции будут зачисляться наши студенты и аспиранты уже начиная с магистратуры и, может быть, более младших курсов. Таким образом, на научных ставках у нас окажутся наши студенты и аспиранты. Соответственно, планируется сокращение выплат по договорам гражданско-правового характера. Они будут переведены на научные ставки в виде совместительства или обычных трудовых договоров. И будем двигаться дальше. Это позволит нам существенно улучшить показатели по средней заработной плате.

Муравьёва Марина

источник: STRF