Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2765.html (версия для печати)

  Дискуссии

Путин уличил губернаторов в арифметических ошибках

08 ноября 2012 20:48

Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Президент Владимир Путин в ручном режиме контролирует выполнение собственных предвыборных обещаний. В частности, обещаний о повышении зарплат педагогам и школьным учителям. Решение этой задачи возложено на регионы, и успехи вроде бы есть – учительские зарплаты во многих субъектах Федерации уже вышли на уровень средних по местной экономике. Однако на поверку выясняется, что собственных средств у большинства регионов нет, и они обращаются за помощью в Минфин. Таким образом, основное бремя расходов ложится на федеральный бюджет.

Вчера Владимир Путин провел совещание по вопросам модернизации региональных систем общего образования и повышения зарплат учителей. Для участия в его работе были приглашены вице-премьер Ольга Голодец, помощник президента Андрей Фурсенко и министр образования и науки Дмитрий Ливанов. О своей работе в режиме видеоконференции отчитались несколько губернаторов. Ну а президент предварил их доклады критической оценкой ситуации. "Из некоторых регионов поступают тревожные сигналы: вместо продолжения роста мы наблюдаем снижение средней зарплаты учителей", – заявил Путин. По его словам, это происходит в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Вологодской, Челябинской и Магаданской областях. "Недопустимо, когда некоторые регионы, чтобы показать хорошую статистику в конце года, начинают накачивать зарплату педагогов, а в начале следующего года подкручивают зарплаты ровно в обратную сторону, в сторону уменьшения", – сказал Путин.

Президент потребовал впредь такой "арифметикой" не заниматься, поскольку она унижает граждан и дискредитирует власть. "Мы пообещали, что средние зарплаты учителей будут расти вместе с зарплатой по экономике, и мы должны выполнить эти обещания", – сказал Путин. По данным Минобрнауки, как минимум три десятка субъектов Федерации выполнили обязательства перед учителями по доведению средней зарплаты до средней по экономике. В тройке лидеров – Москва, где учительские зарплаты выросли на 61%, Карачаево-Черкесия (рост на 51%), Амурская область (рост на 35%).

В столичных школах педагоги получают в среднем около 55 тыс. руб., а в Амурской области в два раза меньше – немногим выше 26,5 тыс. руб. По уровню зарплат учителя приближаются к таким высокооплачиваемым категориям работников, как, например, главные бухгалтеры. По данным портала Superjob, среднее зарплатное предложение для главбуха в Москве составляет 75 тыс. руб., в Петербурге – 55 тыс. руб., в областных центрах от 30 до 40 тыс. руб.

Как считает Ливанов, прорыв в зарплатах педагогов совершен благодаря введению нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда. Мэр Москвы Сергей Собянин солидарен с министром – финансирование системы образования в столице за два года увеличилось на 35%, причем средняя зарплата учителей на 10–12% уже превышает среднюю зарплату в городе. Учителя одной из московских школы подтвердили "НГ", что сегодня многие из них получают по 55–60 тыс. руб. в месяц. Зарплата зависит от надбавок, например, за победы учеников в олимпиадах. Парадокс в том, что в прошлом году эти же московские учителя зарабатывали больше, чем сейчас. Выходит, повышение зарплат обернулось для части педагогов потерями. Непросто складываются и отношения в коллективе. Решения о выплате надбавок принимает директор школы. А четких критериев для поощрений нет. В связи с этим растет напряженность в коллективах.

Согласно нормативно-подушевому принципу, чем больше учеников в классе, тем выше оплата труда педагога. Но многие учителя считают такой подход ошибочным. Когда в классе 30 учеников и более, на индивидуальном подходе приходится ставить крест, что не лучшим образом отражается на знаниях школьников. Между тем зарплата учителей зависит и от этого показателя. Реалии таковы, что двойки ставить невыгодно. Даже откровенным неучам и бездельникам. Узнают "наверху" и школу замучают проверками, выясняя причины низкой успеваемости. Тогда о надбавках точно придется забыть.

Поиск источников финансирования для повышения зарплат педагогов проблематичен для регионов, выживающих за счет дотаций из федерального бюджета. Самостоятельно решать свои финансовые проблемы способны от силы 10 территорий-доноров. Остальные 73 идут в Минфин с протянутой рукой. Возможно, этим следует объяснять "арифметические" уловки губернаторов. Дефицит региональных бюджетов огромен. Например, Дагестану на повышение зарплат учителям на 2013 год дополнительно требуется 5,1 млрд. руб.

Игорь Наумов

источник: Независимая газета