Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2720.html (версия для печати)

  Дискуссии

Верхи не хотят, поэтому остальные не могут

08 октября 2012 20:34

Фото с сайта www.ng.ru
Фото с сайта www.ng.ru
В пятницу в Минкульте прошло общественное обсуждение концепции нового музейного здания Государственного центра современного искусства на Бауманской улице. Баталии были жаркими, но обсуждения не вышло. Противники повторно выразили недовольство, хотя ранее это уже было сделано на заседании Общественного совета при Минкульте в начале сентября. Сторонники отбивались. Команда ГЦСИ предъявила чуть измененный план, над которым работала архитектурная мастерская Михаила Хазанова и гендиректор ГЦСИ Михаил Миндлин, – теперь там будет не 16, а 11 этажей. Глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков предложил в качестве одного из вариантов объединить федеральный ГЦСИ с Московским музеем современного искусства.

Широким новое обсуждение можно назвать с большой натяжкой. "Спикеры" главные были все те же, ни сторонники, ни противники строительства нового ГЦСИ на Бауманской не смогли предъявить каких-то новых бойцов, один-два присоединились к тем и другим баррикадам. Директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, недавно назначенный на общественных началах советником министра культуры по вопросам современного искусства, об идее объединения ГЦСИ с ММоМа услышал впервые вместе со всеми. Об этом он сказал и в комментарии "НГ". Правда, рассказать, что он думает о нынешней концепции ГЦСИ, не захотел. По всему видно, строительства музея, обещанного ГЦСИ государством, не видать еще долго. Это печально и свидетельствует о тенденциях совсем не отрадных.

Как известно, концепцию нового здания, о которой уже не раз писали, одобрили два градсовета при Москомархитектуры, она была утверждена, но тут был назначен новый министр, при нем появился новый общественный совет, и пошло-поехало… Случай не единственный – и концепцию музейного городка Пушкинского было приняли, да потом тоже появились новые идеи, и вот уже несколько лет – обсуждают и советуют. У обеих институций нынешний год праздничный – 20 и 100 лет, но год закругляется, а там, глядишь, поутихнут разговоры, что надо бы что-то такое памятное сделать во благо. Риторический вопрос – почему не дать людям, которые в музее будут работать, самим решить, какое здание им нужно?

Политика – это жестокие игры, культурная политика не исключение. Не на жизнь, а на смерть стоят против нынешней концепции музея многие коллеги из арт-сообщества. Тут есть за что конкурировать и какие сферы влияния делить, хотя формально по профилю с ГЦСИ никто не пересекается. Директору "Гаража" и руководителю рабочей группы Общественного совета (ОС) при Минкульте по современному искусству Антону Белову, видимо, не нравится уже название – функции музея и центра современного искусства должны быть, по его мнению, разными. Он без устали критикует перенос прежнего проекта с Зоологической на Бауманскую и беспокоится о потраченных госсредствах. Примерно в том же духе высказался сидевший рядом с ним Александр Мамут, тоже член ОС и один из учредителей "Стрелки". Директор МАММ Ольга Свиблова прислала вместо себя видеообращение с сомнениями в качестве коллекции ГЦСИ по части западного искусства, при том что деньги на пополнение музейного фонда лягут на государство. Галерист Владимир Овчаренко ("Риджина", Red October) предложил задуматься над механизмом государственно-частного партнерства (ГЧП) и над созывом попечительского совета.

Государство, пообещавшее музей, видимо, склонно менять (надеемся, не отменять) решения. Что ж, в правительстве у новых людей новые взгляды. Советник министра культуры Андрей Аристархов нашел проект дорогим и хотел бы увеличить контроль за финансированием. Сам министр Владимир Мединский своей позиции не раскрыл. Правда, недавно он подписал документ о выделении средств на разработку сети региональных центров культурного развития, к сотрудничеству в них приглашены и руководители московских частных институций – например, "Гаража" и "Стрелки" (Александр Мамут в проекте участвовать намерен). И еще эпизод вроде бы из другой оперы. Недавно министр высказался, что государство не обязано тратить средства на пополнение музейных фондов – пусть им помогают коллекционеры. Но в мире никакие частные собрания и дары, вошедшие в музейные фонды, не отменяют господдержки. А для государства инвестиции в культуру – ещё и имиджевый фактор.

Глава столичного Департамента культуры Сергей Капков перечислил существующие площадки по показу contemporary art, не забыв своего детища (МВО "Манеж") и подытожил неожиданно – строительство нового здания на развитие современного искусства не повлияет. Впрочем, какие территории только ни предлагали музею ГЦСИ – и на месте гостиницы "Россия", и промзону какую подыскать. А в связи с механизмом ГЧП припомнили пример "Сколково" (еще не построенного, но, как известно, туда уже предлагали пристроить филиал и чуть ли не депозитарий ГМИИ имени Пушкина!). Для последнего такой музей, пожалуй, был бы привлекателен – если только член градсовета "Сколково", недавно назначенный главным архитектором Москвы Сергей Кузнецов примет концепцию ГЦСИ. Нынешнюю не одобрил.

Среди оказавшихся в меньшинстве сторонников ГЦСИ были арт-директор МВО "Манеж" Марина Лошак, культуролог и социолог Даниил Дондурей и замминистра культуры Андрей Бусыгин (при этом он подчеркнул, что это его частная позиция). Призывая "ничего не убивать" (Дондурей), они говорили: "Будет музей – будет коллекция" (Лошак). В комментарии "НГ" руководитель Винзавода Софья Троценко сказала, что, кроме ГЦСИ, "у нас нет больше институций, которые на протяжении стольких лет системно работают с современным искусством", если есть сомнения, их нужно обсуждать, "но более конструктивно и было бы неправильно отменить строительство музея". А у выхода из министерства художница Аня Желудь устроила одиночный пикет, расставив плакаты в защиту ГЦСИ.

Можно открыть сколько угодно арт-площадок и кластеров, в том числе и с правительственной поддержкой, как МВО "Манеж" или КЦ "ЗИЛ", но в молодом в России современном искусстве 20-летний ГЦСИ останется старейшим, проверку временем прошедшим. И единственным, помогающим своими филиалами актуальному искусству в регионах.

Ломать то, что собираются построить, – это, простите за тавтологию, не строить. А пряников сладких всегда не хватает, – ну, вот и вспомнилось под конец: есть такие хорошие конфеты шоколадные "Ну-ка, отними".

Дарья Курдюкова

источник: Независимая газета