Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2698.html (версия для печати)

  Дискуссии

Апокалипсис завтра?

21 сентября 2012 22:57

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
У билетных касс Российских железных дорог сегодня было шумно. Граждане, давно привыкшие покупать билеты заранее, выгадывая при этом до 50% их стоимости, столкнулись с неожиданным отказом их продавать. На все упреки кассиры заученно отвечали: указание начальства.

В середине дня стало понятно, что это — вовсе не региональная инициатива. РЖД распространила сообщение о приостановке продаж билетов на поезда, которые отправляются с 26 октября. Эта мера объясняется просто: в Госдуму внесен законопроект о переходе России на "зимнее" время с 28 октября. Как следствие, железнодорожникам необходимо скорректировать на этот случай расписания движения всех типов поездов — дальнего следования, пригородного сообщения и грузовых.

Новость взорвала блогосферу. Причем негодуют не только те, у кого из-за решения РЖД сгорают планы и поездки. Не меньше претензий вызвал и сам факт вторжения государства в жизнь конкретного обывателя: мол, вы там в своей Москве придумывайте, что хотите, но в мою реальность не суйтесь.

Надо заметить, что — при всей своей базовой инфантильности — эта позиция имеет право на существование. Ведь именно подобному неписанному общественному договору ("мы вами правим, но даем жить своей жизнью") подчинялась наша реальность в нулевые годы. За отдельными яркими исключениями это правило работало, и, как выясняется, многие к нему привыкли.

Однако сегодня, похоже, картина серьезно меняется. И в нынешней истории с отменой билетных продаж можно обнаружить многое из того, что надо понять о власти и обществе в России в начале второго десятилетия XXI века.

Здесь, конечно, и стиль менеджмента т.н. "естественной монополии". Вроде бы самолеты у нас пока тоже летают по расписанию, и вот его сбой однозначно приведет к куда более болезненным последствиям, нежели чем у железнодорожников. Однако билеты авиакомпании тем не менее до сих пор продают. Объяснение здесь простое: все-таки рынок воздушных перевозок у нас куда менее монополизирован, нежели чем железнодорожных — отсюда и более лояльные чувства к пассажирам.

У РЖД нет другого выхода? Да отчего же? Вы хотя бы обязательную сноску в билетах с датой "после 28-го" поставьте (со ссылкой на возможный переход на иной временной график), а в кассах продавайте их под расписку покупателя с ознакомлением о возможных переменах в расписании. Да мало ли что можно изобрести — в век цифровых технологий. Но нет, зачем что-то придумывать, когда в ассортименте менеджментов многомиллиардного предприятия есть простой рабоче-крестьянский ход?

Хотел бы я, кстати, понаблюдать за тем, что будет твориться у касс в день, когда продажа билетов будет возобновлена. Представляете масштабы скопления людей их чувства к окружающему миру?

Сегодня мы многое в очередной раз поняли и про наше экспертное сообщество. Ведь к первому, "медведевскому", законопроекту о переводе стрелок прилагалась весьма обширная объяснительная записка; свои подписи под обоснованием закономерности их перевода поставили видные госчиновники и ученые. А теперь, год спустя, они, ничтоже сумняшись, возьмут свои слова назад? Если вас это удивит — зря: не в первый и уж точно не в последний раз. Такова участь и принципиальность экспертов на нынешнем политическом витке.

Пришедшая новость многое объясняет и про российский парламент. Законопроект ведь еще только внесен в его нижнюю палату, но уже все, включая клерков коммерческого предприятия, знают, что он будет оперативно одобрен. А ведь дело это — формально — непростое: три чтения в Думе, подтверждение Советом Федерации, подпись главы государства. По столь неоднозначному вопросу дискуссия должна была бы затянуться на пару месяцев: ведь после предыдущего провала, когда парламент проштамповал решение, которое теперь столь судорожно приходится отменять, прошли лишь считанные месяцы. Стало быть — для недопущения новой ошибки — необходимо провести несколько раундов парламентских слушаний, пригласить специалистов, позволить им подискутировать и, наконец, прийти к единственно верному варианту.

Ну, то есть в рядовом бельгийском/эстонском/мексиканском/японском законодательном органе так бы и поступили, но у нас же собственная национальная гордость, и уж народовластию мы точно не позволим никому себя учить. А раз так, надо полагать, управятся за неделю. В конце концов, если на "постоянно летнее" время по инициативе экс-гаранта перешли быстро, то дольше обсуждать "постоянно зимнее" было бы прямым оскорблением гаранта действующего.

Кстати, о Дмитрии Анатольевиче. Со стороны непросто представить себе его нынешнее психологическое состояние: за какие-то полгода почти от всего его президентского наследия (не слишком, заметим, внушительного) незыблемым оставался лишь перевод стрелок — по иронии судьбы, наиболее спорная инициатива. Но и она прямо на наших глазах канет в историческую лету. В этой связи интернет-шутка ("не знаете, когда полицию в милицию переименуют" выглядит едва ли не пророческой). Впрочем, он, вероятно, понимал, на что идет — причем даже не осенью 2011-го, когда отказывался от борьбы за президентское кресло, а осенью 2007-го, когда соглашался его занять.

Главное же наше понимание, извлекаемое из этой истории, — о стиле принятия руководящих решений. Уже не первый год страна находится в режиме ручного управления, и с течением времени размеры приводных ремней ощутимо сокращаются. Не додумали с проблемой времени, не успели принять поправки в закон в ходе весенней сессии, и пожалуйста: буквально на ровном месте образовалась серьезная общественная проблема. Ведь кого будут костерить стоящие в очередях у билетных касс на вокзалах? Правильно, соучредителей распавшегося ныне Тандема. Надо ли им это, на фоне постоянно снижающегося рейтинга? Да нет, разумеется, но избегать подобных историй при отсутствии обратной связи и адекватных представительных органов как в столице, так и на местах, становится просто невозможно.

Артемий Смирнов

источник: Росбалт