Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2679.html (версия для печати)

  Дискуссии

Ухудшение инвестклимата оказалось за рамками саммита АТЭС

10 сентября 2012 22:33

Фото с сайта www.kremlin.ru
Фото с сайта www.kremlin.ru
Программные выступления Владимира Путина на саммите АТЭС показали, что президент не готов обсуждать те проблемы страны, которые иностранные инвесторы считают для себя наиболее важными. На встрече участников Делового саммита АТЭС президент рассказывал предпринимателям о строительстве космодрома, аэропорта, мостов и железных дорог. Однако главными проблемами России, с точки зрения бизнеса, являются низкая эффективность и расточительность правительства, зависимые суды, высокие налоги, коррупция и незащищенность частной собственности. Такой список препятствий для бизнесменов в России опубликовал Всемирный экономический форум прямо во время саммита АТЭС. Но, судя по речам президента, он относится к российским недостаткам вполне философски. И поэтому никаких принципиальных изменений в этих сферах ждать не приходится.

Что и как рассказывать на встречах с иностранными бизнесменами, решает, разумеется, сам Владимир Путин. Никаких формальных стандартов для первых лиц при их общении с инвесторами просто не существует. И поэтому в своих выступлениях на саммите АТЭС президент говорил о том, что считал для себя самым значимым и важным – о зерновом экспорте, протекционизме, Таможенном союзе, космодроме "Восточный", евразийской интеграции и энергетическом экспорте. А также о российско-китайском проекте тяжелого вертолета и широкофюзеляжного самолета.

Однако сами инвесторы описывают перспективы сотрудничества с тем или иным государством не только путем перечисления списков межправительственных проектов. Они предпочитают универсальные показатели: индекс конкурентоспособности, качество государственных институтов, качество рыночных процедур и показатели макроэкономической политики. Именно такие индикаторы для экономик 144 стран опубликовал в дни Владивостокского саммита Всемирный экономический форум, специалисты которого оценивают экономические перспективы экономик с помощью рейтинга глобальной конкурентоспособности. И взгляд иностранцев на российскую экономику, который они изложили в своем отчете о глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Report 2012–2013), принципиально отличается от тех тем, которые предпочитает обсуждать президент Владимир Путин.

Так, среди важнейших проблем России иностранные предприниматели и экономисты называют коррупцию, неэффективную правительственную бюрократию, сложности финансирования, высокие налоги, невосприимчивость к инновациям и давление криминала. Именно поэтому положение России в глобальном рейтинге конкурентоспособности последние годы очевидно ухудшается: за последние три года наша страна здесь опустилась с 63-го на 67-е место среди 144 стран.

А по показателям качества государственных институтов положение России еще хуже. Здесь наша страна занимает одни из самых последних мест в мире. Так, по уровню независимости судов Россия обосновалась на 122-м месте. По уровню защиты прав собственности – на 133-м.

Интересны также такие показатели, как "поборы и взятки", "фаворитизм в решениях чиновников" и "надежность полицейских услуг", – здесь Россия занимает 120-е, 127-е и 133-е места соответственно. То есть эти показатели у нашей страны почти вдвое хуже, чем остальные индикаторы конкурентоспособности.

Но качество судебной системы, которое так волнует бизнес, президент вообще обошел стороной. Не упомянул он и качество государственного регулирования. А в росте коррупции оказалось виновато чуть ли не все население. "Начинать нужно с того, чтобы добиться неприятия всем обществом этого явления. Ведь коррупция имеет как минимум двух участников – это взяткодатели и взяткополучатели, и часто так называемый взяткодатель ведет себя активнее, чем взяткополучатель", – заявил Владимир Путин в интервью телеканалу Russia Today, которое было опубликовано к саммиту АТЭС. Заявления о том, что коррупция часто узаконена в других странах, что "взяткодатель ведет себя активнее, чем взяткополучатель" и что начинать нужно с "неприятия всем обществом", прозвучали как елей для правящего бюрократического класса. Умолчание таких проблем, как "расточительность правительства" или "независимость судов", также показывает правящей бюрократии, что она находится под надежной защитой.

На игнорирование болезненных проблем обратили внимание и независимые экономисты. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что президенту по теме реальных препятствий для бизнеса – столь злободневной и крайне важной – уже и сказать-то нечего. Из года в год и инвесторы, и представители отечественного бизнеса, и экономисты говорят о наличии важнейших препятствий, ситуация с которыми не меняется. Более того, ком проблем только нарастает. "И это уже не смешно, – говорит Николаев. – Не хочется президенту затрагивать эти больные темы, которые чреваты тем, что вызывают неприятные вопросы к властям: что сделано, что будет сделано, что изменится, когда изменится и т.д. А потому проще заявлять про разные "дорожные карты": и дело, по сути, нужное, и на словах выглядит красиво".

В свою очередь, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что Путину нечего добавить к разговорам о коррупции. "С одной стороны, при продолжении прежней политики в будущем рассчитывать на особые позитивные результаты не приходится, – говорит Ясин. – Но, с другой стороны, президент, похоже, уверен в своей сильной позиции. И он уверен, что с ним будут считаться в любом случае, несмотря на всю критику".

Сергей Куликов, Михаил Сергеев

источник: Независимая газета