Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2642.html (версия для печати)

  Дискуссии

Математическая модель образования

14 августа 2012 22:06

Ректор Московского государственного индустриального университета Валерий Кошкин. Фото с сайта www.strf.ru
Ректор Московского государственного индустриального университета Валерий Кошкин. Фото с сайта www.strf.ru
Валерий Кошкин, ректор Московского государственного индустриального университета (МГИУ), рассказывает о математической модели получения знаний, целевой подготовке инженеров в России и о том, что думал мудрец Конфуций о процветании государства.

Валерий Иванович, как вы думаете, нужно ли прогнозировать будущее профессионального образования на 30 лет вперёд?

– Я бы не стал загадывать ни на 30 лет, ни даже на 20. Это интересно, об этом многие думают, но меня волнует больше то, что происходит сейчас. Понятно, что нужно попытаться увидеть, как будет выглядеть система профессионального образования в будущем. Но чтобы был результат, должны быть чёткие планы. В России много творческих людей, идей, но недостаточно результатов, потому что от идеи к результату ведёт тяжёлая и кропотливая работа. И чтобы прийти в нужное "место" и не ошибиться, надо понять, в каком состоянии мы находимся сейчас. Движение вперёд так устроено, что мы не можем раз – и оказаться в будущем. Это движение шаг за шагом.

И каков первый шаг на большом пути?

– Не знаю, когда это произойдёт, но мне кажется, образование станет более индивидуальным, у каждого обучающегося будет своя собственная траектория обучения. Сегодня существует деление на очную, очно-заочную, заочную формы обучения. Думаю, что оно исчезнет: даже сейчас в нормативной базе прописано, что может быть совмещение различных форм обучения. Кроме того, образование станет высокотехнологичным, будут новые формы подачи информации – различные тренинги, которые позволят более эффективно усваивать знания. При этом всё равно потребуется постоянная упорная работа учащегося, ведь получение знаний – это процесс, который носит пороговый характер.

Для иллюстрации этого приведу пример из книги "Синергетика и прогнозы будущего" выдающихся учёных и популяризаторов науки – Сергея Капицы, Сергея Курдюмова и Георгия Малинецкого. В одной из глав, посвящённой прогнозированию развития высшего образования, приводится сравнение, которое мне очень близко, поскольку, окончив кафедру прикладной математики МИФИ, я занимался математическим моделированием. Модель получения знаний сопоставляется с моделью горения, согласно которой объект не загорится, пока не достигнута критическая температура. Как только температура достигнута, объект сам начинает отдавать тепло. Для достижения необходимой температуры тепло должно подводиться с определённой интенсивностью – можно сколь угодно долго подносить спичку к большому бревну, и оно не вспыхнет. Так и работа по получению знаний должна проводиться с высокой интенсивностью, иначе "пороговый барьер" не будет достигнут, и со временем начнётся откат назад.

В этом и заключается функция вуза – в каком-то смысле "зажечь факел"?

– Конечно, ведь человек, который учится в вузе, находится в интересной среде, и у него формируются правильные ориентиры. Недавно я был на Байконуре. Поражают масштабы и величие генеральных конструкторов, которые разработали ракеты: то, что было сделано 50 лет назад, работает и сейчас. Именно этот опыт нужно сохранить. Если качество инженерного образования будет падать, то увеличится количество технологических катастроф. Когда теряется культура производства, то и турбины начинают разрушаться, и сварные швы не выдерживают…

Правильные ориентиры могут дать только правильные вузы?

– Безусловно, образовательные учреждения должны быть эффективными. Опять же в книге Капицы есть китайская притча: люди спросили у великого мудреца Конфуция, что нужно, чтобы государство процветало. Он ответил, что необходимы три вещи: много хлеба, сильное войско и надлежащее состояние умов. То есть экономика, армия и образование. Его спросили: а если ресурсов не хватает, что можно урезать? Он ответил: войско. А если ресурсов и теперь недостаточно? Тогда можно сократить расходы на экономику. Но – не на образование! Если есть коллектив талантливых специалистов, тогда будет всё. Но, конечно, Конфуций подразумевал, что образование должно быть качественное. Я принимаю участие в проекте "Форсайт-Пароход", и на сессии, посвящённой развитию профессионального образования, я хотел бы услышать чёткие формулировки, что есть качественное профессиональное образование, эффективность вузов и как этого добиться.

А что есть качественное образование для вас лично?

– Способность выпускника после окончания вуза прийти на предприятие и сразу начать эффективно работать в коллективе. Вуз должен подготовить специалиста так, чтоб он смог идти в ногу со временем, быстро осваивать новые технологии и развиваться. Эффективный вуз совмещает высокий уровень образовательной, научной и инновационной деятельности.

Большинство западных вузов успешно совмещают эти функции.

– Зарубежный опыт полезен. Полтора года назад на семинаре я слышал доклад вице-президента по научным исследованиям Массачусетского технологического института Клода Канизареса "Научно-инновационная деятельность как необходимое условие подготовки специалиста высокого класса". То есть для эффективного вуза базовым направлением является подготовка кадров.

Важно, чтобы в экономике появились интересные рабочие места, и энергичная и талантливая молодёжь могла бы реализовать себя в России. Лично я считаю, что если молодой человек получает профессиональное образование за счёт средств государственного бюджета, то он должен поработать на экономику страны.

Вы говорите о распределении?

– Почему нет? Пару лет назад я был экспертом в группе инноваций на форуме "СелиАс". Многие ребята говорили, как тяжело устроиться на работу без опыта и высокой квалификации. И почти все сказали, что они выступают за распределение. Но что делать сейчас? Как дать необходимые компетенции студентам-выпускникам? Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности "машиностроение", например, – это 62% теории и только 4% отводится на практику. Можно ли получить при таких условиях практические навыки? Мы применяем систему, аналогичную физтеховской, когда студенты на старших курсах работают в научных коллективах со специалистами высокого класса, решают сложные задачи и сами становятся специалистами. МГИУ такой подход использует для подготовки инженеров-производственников, инженеров-технологов. Аналогичные системы применяются и в Германии, и в США. На четвёртом курсе наши студенты переходят на обучение в вечернее время, а днём работают полный рабочий день – с трудовой книжкой и заработной платой. Я считаю, целевая подготовка очень важна, потому что предприятия участвуют в учебном процессе, молодые преподаватели стажируются на предприятиях.

Много ли партнёров-работодателей сотрудничает с МГИУ?

– Да, у нас много партнёров в оборонно-промышленном комплексе. С 25 крупными предприятиями заключены договоры. Есть целевой приём для предприятий гражданского назначения. В нашем вузе 75% составляет бюджетный приём на инженерные направления подготовки. Но мы понимаем, что для инновационной экономики нужны специалисты, обладающие как инженерной, так и экономической подготовкой, и поэтому инженеры-производственники должны получать в необходимом объёме и экономические знания, а значит, и техническим вузам нужны сильные кафедры по экономическим направлениям.

Через 20 лет в России действительно будет инновационная экономика?

– Я надеюсь на это. В свою очередь, МГИУ и дальше будет готовить инженеров-технологов, совершенствуя образовательные технологии. Хотя если всё время совершенствоваться, то не будет некой стабильности, которая является основой развития.

Какие современные технологии обучения используются в вашем вузе уже сегодня?

– Например, дистанционные технологии обучения. По инженерным направлениям их сложно использовать, особенно для выпускников школ. Но те, кто уже имеет хорошее образование, могут получить дополнительные компетенции. C 1994 года мы являемся головным вузом по обучению соотечественников, проживающих за рубежом. И активно развиваем дистанционные технологии. Мы обучаем большое количество людей в Прибалтике, Украине, Израиле и других странах. Можно сказать, что это заочное обучение, но с помощью современных технологий оно реализуется намного эффективнее.

Вы бы рискнули предположить, что в будущем образовательные технологии кардинально изменятся?

– С одной стороны, думаю, будут новые технологии, а с другой – мы ещё не нашли способ принципиально изменить механизмы восприятия информации человеком. Он воспринимает информацию так же как и прежде. Ему необходимо знакомство с базовыми понятиями, терминами, необходима практика, а самое главное – общение с теми людьми, у которых можно чему-то поучиться. Так что нужно не мечтать о будущем, а работать и определять точки "кристаллизации". Чтобы строить стратегию, нужно хорошо знать тактику – что называется, "быть на Земле".

Публикация в рамках спецпроекта совместно с АСИ.

Ясиновская Елизавета

источник: STRF