Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/264.html (версия для печати)

  Дискуссии

Кризис гражданского участия в малых городах России

19 февраля 2007 20:38

изображение с сайта forum.lobnya.ru
изображение с сайта forum.lobnya.ru
Демократия без участия

По аналогии с термином Алексиса де Токвиля "демократия участия", социальный процесс, охвативший большинство стран западного мира получил название "кризис гражданского участия". Он выражается в растущей аполитичности, снижением политической культуры и падением явки на выборах, референдумах и плебисцитах, сокращении роли общественных организаций в управлении государством.

Россия, на этом фоне, выглядит не лучше. Падение интереса к выборам приняло такой масштаб, что был законодательно отменен порог явки. Мало действующих институтов гражданского общества, ничтожно их влияние на власть. Кризис гражданского участия в России имеет несколько иную природу, чем на Западе. Не стоит забывать – на протяжении 70 лет в нашей стране отсутствовало и гражданское общество, и институты участия (в той форме, какую определил де Токвиль).

Есть мнение, что прямой диалог между федеральной властью и обществом затруднен огромными масштабами страны: гражданам обитателей Кремля легче обожествить (или демонизировать), чем вмешиваться в их дела. Следовательно, настоящая гражданская активность должна сосредотачиваться на муниципальном уровне. Согласно этой логике, малые города, где "все друг друга знают", должны являть образцы демократии и рекорды гражданского участия, а в пример приводится Римская республика и ранняя Римская империя, стабильность и эффективность которой держалась, во многом, на провинциальных самоуправляемых полисах. Но, в нашей глубинке мы видим обратный процесс.

В этой работе я не буду доказывать, почему гражданское участие необходимо, полезно. Я попытаюсь разобраться, в чем проявляется, каковы причины кризиса гражданского участия в малых городах и предложу пути улучшения ситуации.

Возможности для участия

Конституция РФ, устанавливает в пункте 1 статьи 3, что "...единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", В других нормах Конституции РФ, например, установленных статьей 3 часть 2 и 3, статьей 15, статьей 24 частью 2, статьей 29 частью 4, статьей 30 частью 1, статьей 32 частью 1 и 5, статьей 33 гражданам России предоставлена конституционная возможность широкого гражданского участия.

Важнейшей формой участия принято считать голосование на выборах. А.Сунгуров в статье "Общественное участие как условие формирования гражданского общества" признает её же одной из наименее действенных. "Существенно более эффективным может быть участие в предвыборных кампаниях. Так, массовые акции в избирательный период могут привлечь внимание СМИ и повлиять на решения политических руководителей. Однако после окончания акций процесса сам процесс оформления решений и их исполнения часто уже просто некому контролировать. Поэтому опыт развитых демократий показывает, что гораздо большими возможностями влияния на принятие решений обладают деятельность на местном уровне (в родительских группах помощи и попечительском совете школы, экологическом комитете и т. п.), письма и запросы своему депутату, рутинная и, как правило, малозаметная работа по лоббированию в законодательных органах. Ясно при этом, что возможность реально воздействовать на принятие решений существенно увеличивается при личном "выходе" на политиков, законодателей и министров"
К сожалению, эта истина справедлива и для муниципалитетов.

Но, неэффективность представительства может компенсироваться посредством гражданского контроля и гражданских инициатив (общественные и экспертные советы, общественные слушания, совместные рабочие группы и т.п.). В какой то мере, данные формы участия поощряются верховной властью. Например, закон номер 131 – "О местном самоуправлении" – обязывает муниципальные власти проводить общественные слушания. В суровой реальности это оборачивается имитацией гражданского участия: чиновники или депутаты выслушивают предложения граждан, принимается водянистая резолюция, а к исполнению приводится то, что вздумается властям. Над подобными "слушаниями" гордо реет птица галка.

Деятельность профсоюзов, объединений собственников, волонтерских организаций (в том числе – правозащитных) становиться гражданским участием, когда они вступают в контакт с властями, выражая интересы своих членов, опекаемых индивидов и социальных групп.

Вы можете сами дополнить список, а можете не согласиться с моей широкой трактовкой термина "гражданское участие". Я основывался на универсальном определении американского политолога Дж. Нагеля: "Действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности" Алексей Козлов, к примеру, приводит более узкое толкование: "Включение или вовлечение управляемых в управление (в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов), влияние на принятие решений и контроль за их исполнением, самоуправлением на "низовом" (местном) уровне".

Проявления кризиса

Говоря о кризисе, мы подразумеваем, что когда-то система работала нормально, что у нас есть, что существует динамика изменений. Из механизмов гражданского участия, существующих в малых городах, сравнению в рамках новой России поддается лишь явка на выборы: она падает с самого начала 1990-х годов. Уходит советская привычка, люди перестают верить, что от их голоса что-то зависит. Остальные институты участия функционируют одинаково плохо на протяжении всех 16 лет, а в редких случаях есть и положительная динамика. По сути дела, наблюдаемое нами – это продолжительный застой в самом начале пути формирования гражданского общества. Застой синхронизирован с кризисом гражданского участия в западной культуре, является его отголоском, поэтому термин "кризис" переносится и на нашу почву. Борьба с кризисом гражданского участия в России – это борьба с застоем. Большинство характеристик кризиса выражается не через "ухудшение", а через "отсутствует".

В целом, отечественные исследователи приходят к следующим выводам:
• У россиян не укоренена культура участия, под которой понимаются позитивные установки в отношении гражданского долга, гражданского доверия, эффективности и лояльности;
• Политическое участие в современной России носит преимущественно конфликтный характер, при этом власть рассматривается не как партнер граждан в представительстве и защите их интересов, а скорее как их главный враг;
• Наблюдается тенденция к отчуждению все большего числа россиян от политической деятельности, обусловленная, в частности, их неверием в эффективность законных способов воздействия на власть;

Спецификой малых городов является еще большее безразличие к центральной власти. Между выборами отделения политических партий (если они есть) даже не пытаются развивать в них свою активность, предварительно бороться за электорат. Не вышли за пределы областных центров, в большинстве своем, и крупные молодежные движения (Подмосковье, с его "Местными", не в счет). В большинстве своем, молодежь аполитична и крайне скептична, в меньшинстве – радикальна. Менее года назад у "Единой России" и её "Молодой гвардии" стартовал проект "Политзавод". В городе Чайковский Пермского края его презентация была облачена в форму народного гуляния – с громкой музыкой, ярмаркой и эстрадой на главной площади, морем выпитого пива. Молодые люди веселились, оттягивались, а когда наступил кульминационный момент – отбор участников – для "краевого" этапа, желание поучаствовать выразили лишь шесть человек. Шесть, из сотни тысяч населения! Отбор эти уникумы прошли автоматически. По горячим эмоциям под них в городе был учрежден "политический клуб". Первым своим проектом молодые люди решили осуществить футбольный матч между городской и районной администрациями, но дело застопорилось, а к моему следующему визиту в Прикамье клуб растворился в небытии.

В молодежной среде малых городов популярны радикальные националистические идеи, в одном населенном пункте могут сосуществовать отделения сразу нескольких ультра-организаций. Бритоголовые подростки не стесняясь агитируют своих одноклассников в школьных коридорах. Движение "Антифа", похоже, остается феноменом мегаполисов.
Замещение муниципальных должностей? Я уже упоминал о натуре местных властей. Рад, если где-то найдется исключение.

И так, если в крупных городах среди молодежи и взрослых еще наблюдается некая гражданская активность – ощущается деятельность партий, молодежных движений, работают правозащитные организации, добиваются (изредка) своих целей общественные движения, открыты дискуссионные площадки, то до "нутряной Руси" докатываются лишь отголоски. Её типичные жители принимают все меры, чтобы отголоски катились мимо собственных ушей.

Почему стоим?!

Не нужно говорить, что гражданская активность в малых городах вовсе отсутствует. Любую группу людей, занимающихся деятельностью, можно мысленно разделить на пассивное большинство и активное меньшинство. Судя по тому, что разглядеть гражданскую активность очень трудно, деятельность меньшинства неэффективна. Этим людям не удается главного – пробудить от спячки и повести на гражданские подвиги пассивное большинство.

Первая группа причин отвечает на вопрос: почему представители большинства (в условиях малых городов – супербольшинства) стали пассивными и "неподъемными"?

"Педагогическая" причина: наших граждан не научили жить в гражданском обществе, и, главное, воспроизводить его. Советская традиция общежития в новых условиях, практически, непригодна, зачатки дореволюционной – уничтожены на корню. В постсоветской России пока отсутствует целостная система политической социализации. Известно, что моральное, патриотическое, а вместе с тем – и гражданское воспитание нуждается в положительных примерах. Мы еще можем назвать случаи, когда общественный протест заставлял власть пересмотреть своё решение. А кто расскажет мне правдивую историю с хорошим финалом о том, как власть и гражданские ассоциации созидательно работают в форме мирного сотрудничества?

Социологические причины:
При социализме сложился и по наследству перешел к нам негативный стереотип "активиста". В народном сознании это либо "сачок" – человек, с помощью имитации общественной работы уклоняющийся от своих прямых обязанностей, либо – подхалим и карьерист. Ситуацию хорошо отражает старый анекдот:

На колхозном собрании вручают подарки за хорошую работу к 7-му ноября.
– За отличную работу в поле товарищ Иванова премируется мешком зерна! (Аплодисменты.)
– За отличную работу на ферме товарищ Петрова премируется мешком картошки! (Аплодисменты.)
– За отличную общественную работу товарищ Сидорова премируется собранием сочинений Ленина! (Смех, аплодисменты, возглас: "Так ей, сволочи, и надо!")

Другая, очень важная причина, состоит в следующем: среда малых городов неблагоприятна для активных людей. Обычно, их выталкивает в мегаполисы сразу после окончания школы, ибо на родине нет возможности получить хорошее образование. Другие уезжают уже в более позднем возрасте – добивают маленькие зарплаты, низкий культурный уровень, непритязательный сервис, трудности в самореализации на фоне пассивности и безразличия окружающих. В малых городах идет негативный отбор, уже сыгравший свою роковую роль в судьбе русской деревни. Он, пассивный в гражданском отношении провинциал, уже вышел из состояния, когда голод и безысходность толкают на улицы к самым агрессивным формам участия, но продолжает посвящать жизнь добыванию средств к существованию. Активное участие в гражданской жизни отнимает у него время, иногда, руками мстительных чиновников – и прежнюю возможность заработка. Опасения, пренебрежительное отношение его окружения, "здравый смысл" – берут верх над гражданским порывом.

Я уже писал: доверие граждан к власти подорвано. Подорвано настолько, что люди не утруждаются проверить адекватность каждого отдельного института, расширяя свои представления на всю систему, непременно сливая воедино муниципальные и федеральные органы. Настолько, что не оставляют себе даже шанса прийти на голосование и выбрать доверенных людей. Настолько, что большинством отбрасывается сама мысль об эффективности гражданского контроля.

Вторая группа причин отвечает на вопрос: почему действия активного меньшинства неэффективны?

"Сознаваемую гражданами потребность в политическом участии не удовлетворяют предоставляемые политической системой возможности, более того выражения этой потребности наталкиваются на упорное сопротивление самой власти, по-прежнему не желающей делиться прерогативами разработки и принятия решений. Власть не допускает "конкурентов", ограничителей" Власть, по словам Валерия Подороги – монстр, пожирающий столько людей и ресурсов, сколько ей позволит общество. Это монстр, который занимает все свободное пространство. Противостоять монстру может только другой монстр или гражданское общество, устанавливающее ограничение и контроль. Это не абсолютное зло. Молодое гражданское общество спасает то, что власть неоднородна, что внутри неё могут быть и борющиеся группировки, и альтруисты, как в сказке, преданные своему народу. И те, и другие могут выступать союзниками гражданских групп.

Пока же властные структуры с успехом топчут ростки гражданской самостоятельности. Несовершенное законодательство помогает вершить черное дело. "Конституция имеет прямое действие, но гражданское участие плохо и неясно описано в конкретных законах. Такая ситуация позволяет чиновникам трех ветвей власти все легче и легче тормозить участие теми или иными способами, ограничивать сферы его действия и инициатив граждан"

У муниципальных чиновников есть тысячи способов нейтрализовать гражданскую активность и заставить горожан опустить руки. Вот, в том же Чайковском срубили старые липы, возвели забор и стали закладывать фундамент торгового центра в непосредственной близости от поликлиники и жилого дома. На удивление застройщика, местные жители организовали протестную группу. Люди пошли к городскому главе, но он послал делегацию в другое здание: мол, всеми земельными вопросами ведает администрация муниципального района. Добившись приема на Карла Маркса, граждане и вовсе приуныли: оказалось, что вопросами строительства на этой земле занимается город! Порочный круг может продолжаться бесконечно. В девяноста процентах, торговый центр будет построен, чиновники получат откат, горожане извлекут уроки из своих хождений и больше не станут приставать к власти с "глупыми" претензиями.

Продолжаем перечислять причины неудач. Как заметил Александр Зиновьев, традиционно, жизнь русского человека протекает в коллективе, а его протест, напротив, индивидуален. Усилия активистов разобщены – одиночек легко раздавить. А когда образуется группа, сразу ощущается недостаток специальных знаний, управленческих навыков. С трудом налаживается коммуникация с другими объединениями.

В малых городах еще слишком мало влиятельных лиц, заинтересованных в гражданском участии. Бюрократия имеет свои, особые интересы (см. выше), бизнес – либо боится тех же чиновников, либо – занят своими собственными делами. Предприниматели не видят выгоды в гражданских инициативах, активисты не умеют работать с потенциальными спонсорами, не могут достучаться до грантодателей. Последней в ряду причин, на мой взгляд, будет стоять "эхо" от кризиса гражданского участия в Европе и в Америке.

Решения

А добиваемся то простых и логичных вещей! Общества, избирающего эффективную власть, которой доверяет и, в то же время, успешно ограничивает и контролирует. А на низшем уровне оно организуется и решает "бытовые" проблемы вообще без участия "высших сил". Да, власть может регулировать вынос ночных горшков за больными, может занять оптимизацией несколько методистов и поставить чиновника – но зачем это надо?

Для достижения этого идеала, для преодоления кризиса гражданского участия я предлагаю всем заинтересованным лицам и организациям следующий набор действий .Рекомендации, многие из которых – стары как мир. Воспитывать и просвещать. Перед школой стоит нелегкая задача – преодолеть свой собственный кризис и заняться формированием активной гражданской позиции, сдобренной критическим политическим мышлением. А значит – увеличить количество дискуссий, перестроить форму многих уроков, реально заниматься ученическим самоуправлением. Можно ли учить демократии без выбора?! То же самое относиться к учреждениям высшего и специального образования.

Другое направление – добровольные школы актива. Методика их деятельности уже отработана в столицах и приносит неплохой результат. Провинциальный методист скажет: "Такие школы есть и у нас!" Да, их мало, но они есть. А задействованы ли в преподавании, помимо педагогов-организаторов, представители местной элиты? Взрослые гражданские деятели, активисты, политики, ученые, успешные предприниматели? А где учащиеся проходят свою "практику"?! Школы начнут готовить хороших тогда, когда их руководители будут утвердительно отвечать на первый вопрос, и давать гордый ответ на второй. В школы актива должны открывать свои двери не только подросткам и студентам, но и взрослым людям, чтобы повысить мастерство действующих лидеров.
Не будем забывать об еще одном мощнейшем инструменте просвещения (когда – просвещения, а когда – и оболванивания) – СМИ.

Для осуществления гражданского контроля, для эффективного противодействия чиновникам-болтунам вкупе с ушлыми авторами официальных текстов необходимы специальные знания. Обществу нужны активисты, хорошо разбирающиеся в логике, юриспруденции, в инженерных науках. Тогда, размещая в городе вредное производство или отмывая деньги на горячем водоснабжении власть, доселе рассчитывающая на неграмотность, будет жестоко наказана.

Поощрять участие в гражданской жизни и объединение активистов в общественные организации. Например – работодателям и руководству учебных заведений – лояльно относиться к дополнительной занятости своих подопечных в общественных делах; спонсорам, грантодателям – более активно работать с объединениями, создавать почетные списки "звезд" гражданского общества, премировать наиболее выдающихся. Главное, чтобы это не превратилось фарс, знакомый "старожилам" по временам СССР (см. выше).

Популяризовать гражданское участие, используя современные технологии по работе с людьми, например, аналог "вирусного маркетинга". Этот прием используется в рекламе fаshion-товаров. Всю совокупность потенциальных потребителей сложно представить в виде единой целевой аудитории, массовая реклама отнимает огромные средства и не приносит результата, поскольку приелась публике. Тогда маркетолог выделяет из толпы "лидеров мнений" – не обязательно это звезды национального масштаба. Лидеры мнений – просто уважаемые и популярные люди. Те, кто достойны подражания, будь это президент страны, DJ молодежного клуба или "душа компании". Если фирме удается заинтересовать лидеров мнений в своей продукции, то, рано или поздно, подражая, её станут приобретать остальные. Им, лидерам мнений, и следует вкладывать идеи гражданского участия, вытесняя прежние негативные представления, "заражая" общество жизнетворными "бациллами".

Создавать благоприятные условия для самореализации активных людей в малых городах. Обеспечить местное население возможностью, никуда не выезжая, получить хорошее образование, высокооплачиваемую работу. Удовлетворить свои культурные запросы. Это не утопия. В США престижные институты рассредоточены в провинциальных городках, труженики "тыла" получают, порою, больше, чем их столичные коллеги. Путь к широкому общественному признанию или карьерному успеху лежит через 50 штатов, а не только петляет по округу Колумбия. Сельскохозяйственные поселения Израиля – кибуцы – гордятся своими музыкальными, театральными и художественными коллективами. Европейские города скрашивают свою жизнь и привлекают туристов, проводя регулярные фестивали.

Налаживать и интенсифицировать контакты между общественными объединениями, обеспечивать мощную информационную поддержку, задействовать несколько каналов связи. Ячейки гражданского общества должны быть своевременно информированы о грантах, изменениях в законодательстве, совместных мероприятиях. Им необходимо активнее обмениваться опытом самоорганизации, работы с властями, всем миром анализировать причины успехов и поражений. Гражданское общество, объединенное, скоординированное, информированное – представляет серьезную силу. Царское правительство внимательно следило, чтобы между земствами – тогдашними центрами гражданской активности – не возникло слишком тесных связей и запрещало создание всероссийского земского союза.

Людей, заинтересованных в повышении гражданской активности, активисты должны знать в лицо. Это – наиболее здравомыслящие представители власти, бизнес (развитое гражданское общество дает предпринимателям гарантию от насилия, вымогательства со стороны чиновников), конечно же – политические партии и движения. Работая с гражданскими инициативами, партии получают надежных союзников, активный электорат, общественное признание и авторитет, постоянные упоминание в СМИ. В партийном отношении, малые города – это непаханое поле. Та структура, которая первой придет в глубинку, возьмет на себя спонсорскую, координационную, воспитательную и образовательную функции (вспомним функции партий в политической теории) обеспечит себе успех не на одни выборы. Специфическая помощь, которую парламентские партии могут оказать гражданскому обществу – исправление законодательной базы, о несовершенстве которой я упоминал в предыдущей главе.

Послесловие

Моя работа – лишь диагноз и наброски общего комплекса мер, призванных поднять уровень гражданского участия в малых городах. Каждая отдельная мера требует проработки профильными специалистами. Но я уверен, что поставленные цели достижимы, что в обществе есть здоровые силы, заинтересованные в преодолении кризиса. Можно помечтать, что, повзрослев, российское гражданское общество поможет преодолеть кризис участия обществам европейским, что пессимистичные прогнозы о наступлении "нового средневековья" не оправдаются.
На карту поставлено очень много, и успех оправдает любые вложения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

источник: Интернет-портал интеллектуальной молодежи

автор материала: Чубуков Антон Сергеевич