Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2545.html (версия для печати)

  Дискуссии

Сила инерции против реформы вуза

07 июня 2012 21:54

Ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков. Фото с сайта www.strf.ru
Ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков. Фото с сайта www.strf.ru
Алтайский госуниверситет, согласно своей программе стратегического развития, в обозримом будущем должен превратиться в научно-образовательный центр, в котором не только будут учить студентов, но и проводить исследования с прицелом на коммерциализацию разработок. Главную проблему в осуществлении этого плана ректор АлтГУ Сергей Землюков видит в инертности сотрудников вуза, которым не так легко "раскачаться" для модернизации.

Как должен измениться ваш вуз в результате реализации программы стратегического развития?

– Во-первых, мы предполагаем больше внимания уделять научно-исследовательской работе и активнее коммерциализировать свои разработки. Тематика этой работы будет связана с региональными и межрегиональными потребностями. Алтай – самый большой кусок плодородной земли за Уралом. Отсюда аграрная тематика междисциплинарного проекта "Кулунда", который объединяет усилия семи немецких университетов, академическую науку России и наш университет. Также в регионе востребован космический мониторинг, которым занимаются физики АлтГУ при помощи спутников NASA. Они сообщают о лесных пожарах даже раньше, чем МЧС, а также дают своевременные расчёты урожайности и занимаются прогнозированием изменений климата. Кроме того, на днях университет подписал соглашение с Сибирским отделением РАН, по которому в АлтГу планируется создание шести совместных лабораторий.

Во-вторых, мы хотим превратить университет в научно-образовательный центр. Или, как сейчас модно говорить, в "научно-образовательный кластер". В таком центре научные разработки "тянут" за собой новые образовательные программы. Университет будет заниматься в том числе исследованиями проблем высшего образования, магистерской подготовки.

И последнее важное для нас направление – международная деятельность. Мы уже стали частью сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества. Далее планируем усилить сотрудничество с ведущими азиатскими университетами: больше обмениваться студентами, делать совместные учебные программы, приглашать специалистов, предлагать свои образовательные услуги на азиатском рынке. В рамках этого направления развития в университете в июне будет проходить Азиатский студенческий форум. В Барнаул приедут студенты и эксперты в области образования из Армении, Вьетнама, Индии, Казахстана, Китая, Монголии, Сингапура, Южной Кореи и других стран. Мы надеемся услышать от наших партнёров в том числе и пожелания по поводу интересных им направлений обучения.

На какую территорию распространяется влияние АлтГу сейчас?

– Мы активно работаем с другими странами, в частности, с Китаем. Вместе с китайскими вузами мы готовим бакалавров и магистрантов. В перспективе хотелось бы выйти на совместную научно-исследовательскую деятельность и культурные мероприятия.

Какие трудности возникают у вас при реализации программы развития?

– Самое сложное – изменить сознание всех преподавателей и сотрудников университета. Модернизация должна произойти прежде всего в головах. Должно появиться общее стремление к развитию университета и понимание того, что оно зависит в первую очередь от нас самих.

Какие функции вашего вуза, кроме собственно обучения студентов, вы планируете развивать?

– Мы и сейчас выполняем достаточно разнообразную работу, помимо обучения по основным образовательным программам. Мы даём среднее профессиональное образование. Ведём переподготовку специалистов, в том числе готовим преподавателей высшей школы по заказу Минобрнауки, плюс ещё 18 направлений переподготовки. Кроме того, в нашем вузе есть возможность получить второе высшее, а также магистратура, аспирантура и так далее. В общем, в наличии вся система непрерывного образования.

А с предприятиями реального сектора вы сотрудничаете при подготовке специалистов?

– У нас заключён договор с 17 департаментами администрации Алтайского края. Например, нашему краю потребовались специалисты для работы со сложным медицинским оборудованием. По заказу администрации мы открыли направление "медицинская физика", и теперь его студенты с четвёртого курса работают в медицинских центрах региона. Недавно мы подписали соглашение об участии в развитии университета губернатора Алтайского края. Теперь край и высшая школа вместе решают глобальные задачи.

У каждого факультета имеются десятки договоров с предприятиями, куда они направляют своих студентов на практику или распределяют после окончания вуза. Например, биологи Южно-Сибирского ботанического сада, который входит в состав АлтГУ, клонируют "краснокнижные" растения (золотой корень, маралий корень, женьшень). Клонированные растения вырастают в два раза быстрее, чем в природных условиях, и при этом не болеют. Сейчас эти разработки нарасхват используются такими предприятиями, как "Эвалар" и "Алтайский букет". Работодатели также участвуют в учебном процессе в качестве руководителей практики, курсовых и дипломных работ.

Как складывается судьба выпускников после окончания вуза? Насколько они востребованы на рынке труда?

– По данным Управления по труду и занятости населения, трудоустройство превышает 96 процентов. Это очень высокий показатель. Но при этом, конечно, не все наши выпускники находят себе применение в Алтайском крае. Здесь как раз проявляется проблема отставания потребностей рынка труда от уровня образования, которое мы даём. Например, часть выпускников наших физического, математического, химического и биологического факультетов не может найти работу с оплатой, соответствующей уровню их образования. Поэтому они уезжают в другие регионы. В конце концов, для России это нормально.

Вы делаете что-то, чтобы удержать их в регионе?

– Это задача не только и не столько университета. Это вопрос взаимодействия вузов, власти и реального сектора экономики, бизнеса. Сейчас президент поставил задачу – создать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Важно, чтобы эти места появились не только в "Сколково", но и, например, в Барнауле, Бийске и других городах России. И чтобы вузы понимали, сколько каких специалистов для этих рабочих мест нужно.

Сейчас активно обсуждается тема демографической ямы и в связи с этим конкуренции вузов за абитуриентов. Стало ли у вас меньше абитуриентов в последние годы?

– Ну конечно, стало! Эта проблема есть у всех вузов, может быть, кроме лидеров, типа МГУ, и ещё нескольких. А в целом конкуренция на рынке образовательных услуг очень сильно обострилась. Мы вот уже целый год реформируем нашу работу по позиционированию вуза, привлечению абитуриентов. Есть много факторов, влияющих на привлекательность вуза: и наличие общежитий, и современные специальности, и многое другое.

Как вы оцениваете динамику уровня абитуриентов? Стала ли она лучше в последнее время?

– Нет, абитуриенты приходят более слабые.

Почему?

– ЕГЭ и олимпиады приводят к тому, что лучшие уезжают. Понятно, что если у молодого человека есть возможность выбрать между региональным вузом и столичным, он поедет в Москву. Будет ли он там востребован или нет – второй вопрос. Скорее всего, в полном объёме не будет. Плюс проблемы слабой подготовки в школах тоже никуда не делись.

Боровикова Екатерина

источник: STRF