Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2529.html (версия для печати)

  Дискуссии

Образовательная фантастика

28 мая 2012 21:48

Президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий и научный руководитель проекта "ГлобалЛаб" Борис Беренфельд. Фото с сайта wwww.strf.ru
Президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий и научный руководитель проекта "ГлобалЛаб" Борис Беренфельд. Фото с сайта wwww.strf.ru
"Могут ли информационные технологии спасти образование..." – так назывался доклад Бориса Беренфельда на международном форуме "Актуальные задачи информатизации образования: международный и российский опыт". Биофизик по образованию, президент Международной лаборатории инновационных образовательных технологий и научный руководитель проекта "ГлобалЛаб", Беренфельд представил на форуме своё виденье образовательных технологий будущего. В докладе он рассмотрел как тенденции, которые начинают воплощаться в жизнь уже сейчас, так и не совсем ясные перспективы ближайшего полувека.

Зачем нужно хорошо учиться

Современная действительность сурова: повсеместное распространение интернета сделало удалённую работу вполне обычным явлением, поэтому на значительную часть рабочих мест имеют возможность претендовать десятки людей, живущих в разных уголках земного шара. При этом, если посмотреть на структуру безработицы, то окажется, что среди образованных людей она гораздо ниже: найти себе место в обществе, не имея образования, становится все труднее. А спрос на хороших учителей, как и на хороших врачей, всегда будет превышать предложение.

Хорошо, когда можно учиться индивидуально у талантливого и опытного педагога. Но образование стало массовым ещё у шумеров, заложивших основы современной системы обучения. Проблема заключается в том, что при этом в системе массового образования по-прежнему применяются индивидуальные методы, особенно когда речь идёт о контроле знаний. Помочь решить проблему качества образования должны информационные технологии. В противном случае усугубится расслоение общества на богатых и бедных, в том числе по отношению к обучению: первые смогут позволить себе хороших учителей в частных школах, вторые будут образованы все хуже.

Ридеры в школах – тупиковая ветвь

Электронные учебники – дело почти решённое, хотя в России их использование в школах – пока что эксперимент. Правда, читалки, которые опробовались в российских школах, Борис Беренфельд считает тупиковой ветвью развития электронных учебников. Более целесообразным он считает использование электронных учебников с функциями коммуникатора, чтобы ученик мог, например, отправить учителю непонятный ему фрагмент текста. А в идеале школьники должны пользоваться планшетами с камерой, микрофоном, GPS и датчиками для сбора данных из окружающей среды. Иными словами, электронный учебник должен быть не только "читалкой" для учебников, но и цифровой лабораторией.

Wired but not connected

Такие устройства хорошо укладываются в тенденцию развития сетевого исследовательского взаимодействия между школьниками. Сейчас интернет в школах, быстрый или медленный, но есть. Нет сетевого взаимодействия – все в сети, но каждый сам по себе. Лет двадцать назад Борис Беренфельд начал создавать одну из первых социальных сетей для естественнонаучного образования – GlobalLab. Сейчас она существует и в русской версии. Идея в том, чтобы объединить школьников в виртуальной лаборатории с единой базой данных, в которой они смогут совместно работать над научными проектами, делиться наблюдениями и результатами. Сейчас в пилотном проекте – 400 школ России и ближнего зарубежья.

Наука в штатском

Проект GlobalLab в свою очередь вписывается в общую тенденцию роста интереса к таким явлениям, как crowdsourcing, что на русский можно перевести как "умная толпа", и sitizen science – "гражданская наука". В проектах "гражданской науки" все желающие – благо сейчас у большинства есть техника, способная снимать фото и видео, записывать звук, а также передавать данные и определять GPS-координаты, – могут собирать важные для науки данные. Ценность их не в сложности измерений, а в большом объёме и однотипности. Например, появление первых комаров, таяние снега или распускание почек – чем большим количеством людей собраны такие данные, тем более полную экологическую картину они дают. Одному научному коллективу собрать такой объём данных не под силу. Подобные проекты дают возможность соприкоснуться с реальной наукой и школьникам.

В перспективе в мобильные устройства, а также в обувь, одежду будет встраиваться всё больше и больше датчиков. Например, кроссовки, отправляющие в Twitter информацию о местонахождении их носителя, или перстень, благодаря которому при рукопожатии происходит обмен визитными карточками, уже существуют. Плюс к тому всё больше устройств имеет выход в интернет, образуя так называемый Internet of things. Так что потенциально у каждого из нас есть возможность стать целой ходячей лабораторией, не прилагая особенных усилий для сбора и передачи данных.

Школьные алгоритмы

Другое направление совершенствования образовательных технологий, логично продолжающее идею электронных учебников, – разработка алгоритмов адаптации контента. Такие алгоритмы смогут отслеживать действия и успехи ученика и предлагать ему новые материалы в зависимости от того, что уже усвоено, и рекомендации как родителей, так и педагогов. Не исключено, что на основе этих алгоритмов компьютер будет отслеживать поведение целых школ.

Из области фантастики

В ещё более отдалённом будущем Борис Беренфельд возлагает большие надежды на развитие интерфейсов мозг-компьютер. Он предполагает, что лет через десять техника сможет отслеживать, например, эмоциональное состояние всех слушателей в аудитории и показывать лектору на экране компьютера, какому количеству студентов его лекция совершенно "до лампочки".

Совсем фантастично выглядит идея подключения человека к глобальной инфосфере, где для того, чтобы отправить запрос в поисковик и мгновенно получить необходимую информацию, человеку нужен будет только его собственный мозг.

Справка STRF.ru:
Нельзя не заметить, что сейчас возможности интерфейса мозг-компьютер всё же весьма и весьма ограничены, поскольку сам инструмент достаточно груб. Хотя некоторые энтузиасты и пытаются с его помощью делать запросы в "Яндексе", пока что результаты не впечатляют, а уж о том, чтобы получать результаты непосредственно в мозг, речи вообще не идёт

Оптимистичный взгляд в далекое будущее

Самые отдалённые перспективы образовательных технологий Борис Беренфельд связывает с молекулярной когнитивистикой – наукой, которая только зарождается на стыке педагогики, нейробиологии, молекулярной биологии и информатики. Задачи этой науки: открыть молекулярные механизмы памяти, внимания, мотивации, принятия решений и обучения. Возможно, когда-нибудь благодаря этой науке анализ образовательных возможностей детей будет происходить ещё до их рождения. Тогда можно предсказать, какая обучающая среда нужна для каждого ребёнка, чтобы полностью раскрыть заложенные в нём таланты. В области персональной медицины подобные возможности уже просматриваются. В образовании – остаются уделом научной фантастики. Но рывок, сделанный биологией в последние 50–60 лет, по мнению Беренфельда, позволяет с оптимизмом относиться к перспективам молекулярной когнитивистики, потому что в наше время учёные располагают гораздо большими вычислительными возможностями.

Боровикова Екатерина

источник: STRF