Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2439.html (версия для печати)

  Дискуссии

Санкт-Петербургское отделение

23 марта 2012 16:19

Фото с сайта www.spbrc.nw.ru
Фото с сайта www.spbrc.nw.ru
В тени подписанного 7 марта губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко городского Закона "О запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии" осталась другая недавняя инициатива главы Северной столицы. Полтавченко и академик Жорес Алферов подписали обращение к председателю правительства России Владимиру Путину "о придании петербургскому центру Российской академии наук статуса регионального отделения". Случилось это во время посещения Полтавченко Санкт-Петербургского академического университета – Научно-образовательного центра нанотехнологий РАН. Возглавляет и петербургский центр РАН, и Академический университет Жорес Алферов.

Сейчас в составе РАН три отделения: Дальневосточное, Сибирское и Уральское. Плюс 15 региональных научных центров, самый крупный из них – Санкт-Петербургский.

Вроде бы ничего особенного: было три отделения, станет четыре. Но, во-первых, тут есть некая чисто техническая странность. Дело в том, что до недавнего времени решение об образовании регионального отделения РАН принималось общим собранием РАН по представлению президиума РАН. В последней редакции Устава РАН такой однозначной записи нет. Если изменение структуры РАН теперь напрямую зависит от председателя правительства, то говорить о так называемых академических свободах приходится с большой осторожностью.

В РАН на обращение Полтавченко и Алферова к премьер-министру пока никак не реагируют. По крайней мере в ближайшее время не предполагается обсуждать этот вопрос на заседании президиума.

Но кроме технической стороны принятия (или непринятия) решения есть еще и сущностная. Согласно Уставу РАН, региональное отделение – получатель и главный распорядитель средств федерального бюджета. То есть повышение статуса с регионального центра до отделения РАН дает сразу большие возможности по распределению больших денег. Вполне советский путь решения вопросов.

Возможное создание на базе петербургского центра РАН регионального отделения академии, конечно, несколько перераспределит финансовые потоки между Москвой (центральной частью академии) и Северной столицей. Но, увы, это не решит принципиальной проблемы – отсутствия в стране третьего города науки. Ведь в РФ сейчас 80% научного потенциала и так сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Такая "одногорбая" структура науки – конструкция весьма неустойчивая.

В этом смысле дальнейшая регионализация структуры РАН – это, может быть, и неплохо. Кстати, по этой логике нет ничего невозможного в создании, скажем, Центрально-Черноземного или Северо-Кавказского отделений РАН. Единственное, что пока сдерживает реализацию такого сценария, – отсутствие такого мощного мотора, каковой имеется у Санкт-Петербурга в лице нобелевского лауреата Жореса Алферова.

С точки зрения уставных требований к задачам региональных центров и региональных отделений особые различия между ними трудно уловить. В первом случае – "организация и проведение научных исследований, а также прикладных работ, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития соответствующего региона"; во втором – "организация и проведение исследований, направленных на решение важнейших научных проблем, а также задач, способствующих наиболее успешному развитию соответствующего региона и Российской Федерации в целом".

Так что обращение Полтавченко и Алферова к премьер-министру – это, возможно, отдаленные раскаты грядущей тектонической трансформации академии. Поэтому и вопрос надо ставить принципиально: каково будущее академической формы организации науки в России? И с этой точки зрения такие эксперименты с вполне архаическим телом РАН чреваты неожиданными результатами.

источник: Независимая газета