Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2333.html (версия для печати)

  Дискуссии

Государственные закупки России остались вне ВТО

31 декабря 2011 18:31

Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Пакет обязательств Российской Федерации по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) одобрили на Восьмой министерской конференции 16 декабря 2011 года. Без сомнения, это одно из важнейших событий в экономической жизни последнего десятилетия с точки зрения его последствий и влияния на интеграцию страны в глобальную экономику.

В последние месяцы в России много обсуждают условия присоединения страны к ВТО, в основном принимаемые страной тарифные обязательства. За рамками широких дискуссий остаётся вопрос о Соглашении по правительственным закупкам. А зря. Ведь ВТО может сыграть значительную роль в повышении прозрачности и эффективности российской системы государственных закупок.

Многостороннее соглашение по правительственным закупкам ВТО

Соглашение по правительственным закупкам ВТО (далее для краткости – Соглашение) относится к так называемым необязательным многосторонним соглашениям. В отличие от ГАТТ – Генерального соглашения по тарифам и торговле или ГАТС – Генерального соглашения о торговле услугами – присоединение к данному Соглашению добровольное.

Соглашение в действующем виде стало одним из результатов Уругвайского раунда и вступило в силу с 1 января 1996 года. Им управляет Комитет по правительственным закупкам ВТО.

На настоящий момент Соглашение подписано со стороны следующих стран: США, страны Евросоюза, Канада, Армения, Гонконг, Исландия, Израиль, Япония, Корея, Лихтенштейн, Аруба, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Тайпей. Ещё 22 страны имеют статус наблюдателя, включая Австралию, Аргентину, Китай, Саудовскую Аравию, Турцию, Украину.

Соглашение основано на принципах открытости, прозрачности и недискриминации при осуществлении государственных закупок. Рассмотрим немного подробнее структуру документа.

Согласно п. 1 статьи 1, Соглашение применяется в отношении всех законов, нормативно-правовых актов и процедур проведения государственных закупок в органах государственной власти. Соглашение, как правило, применяется в отношении как центральных, так и региональных органов власти.

Для каждой страны Соглашение устанавливает пороговый уровень государственных закупок, с которого оно начинает применяться (п. 4 ст. 1). Пороговые уровни измеряются в специальных правах заимствования и для большинства стран, подписавших соглашение, одинаковы. На уровне центральных органов власти для большинства стран в переводе на доллары пороговые значения составляют: для рынка товаров – около 200 000 долларов, для рынка услуг (за исключением строительного сектора) – порядка 200 000 долларов, для строительных услуг – порядка 7,7 миллиона долларов.

Статья 3 гарантирует, что режимы недискриминации (non-discrimination), национального регулирования и налогообложения (national treatment) распространяются на зарубежные компании, заинтересованные принять участие в государственных закупках.

Соглашение детально регламентирует правила и процедуры проведения государственных закупок (ст. 13), своевременное информирование участников сторон об объявлении тендеров, требования к тендерной документации (ст. 12), информирование о технических требованиях к товарам или услугам и многие другие аспекты проведения государственных закупок.

Прозрачность проведения государственных закупок регулируется, в частности, п. 1 ст. 18 Соглашения, согласно которому организаторы торгов должны в течение 72 дней с момента заключения контракта публиковать информацию о количествах и стоимости закупаемых товаров и услуг, имя победившей стороны, наибольшую и наименьшую стоимость, предлагаемые в ходе торгов.

Более того, согласно п. 2 ст. 18, по запросу любой из сторон-участниц Соглашения должна быть предоставлена информация о причинах отказа проигравшей стороне, характеристики и относительные конкурентные преимущества выигравшей стороны, объяснения о применяющихся процедурах и правилах проведения государственных закупок.

Соглашение подразумевает возможность оспаривать нормативно-правовую базу и результаты проведения государственных закупок через Орган по урегулированию торговых споров ВТО, если одна из сторон сочтёт, что её интересы ущемляются или не соблюдаются вовсе (ст. 22). А значит, нарушение правил госзакупок чревато применением торговых санкций по отношению к нарушителю.

По состоянию на декабрь 2011 года, в Органе по урегулированию торговых споров ВТО рассматривалось три спора в сфере государственных закупок. В качестве примера можно привести жалобу США на действия Республики Корея в области государственных закупок при строительстве аэропортов.

Соглашение не распространяется на государственные закупки для военных нужд, для защиты общественной морали, порядка, безопасности, жизни и здоровья человека, животных и растительного мира, прав интеллектуальной собственности и ряд других (ст. 23).

Россия и Соглашение ВТО о правительственных закупках

Федеральные и региональные государственные закупки продолжают оставаться в России важным элементом экономической политики и стимулирования развития национального производства, поддержания занятости, обеспечения обороноспособности страны и продовольственной безопасности.

Действующее законодательство (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") требует, чтобы государственные закупки осуществлялись на публичных торгах и аукционах и допускает возможность участия иностранных компаний. По закону зарубежные компании имеют право применять свой национальный режим при государственных закупках в России. Однако для этого необходимо, чтобы иностранное государство или группа государств также предоставляли национальный режим для отечественных компаний. В противном случае для зарубежных компаний при участии в государственных закупках в России применяется повышающий коэффициент в размере 15 процентов от цены контракта.

Тем не менее формальное открытие доступа для иностранных компаний к участию в государственных закупках в России не всегда позволяет избежать их дискриминации.

В ходе переговоров о присоединении к ВТО Россия уведомила её членов о своём намерении присоединиться к Соглашению о правительственных закупках. Россия также подтвердила, что, став членом ВТО, она запросит предоставление статуса наблюдателя к Соглашению и начнёт процесс присоединения к нему в течение четырёх лет с момента присоединения. Но начать переговоры по присоединению не означает присоединиться. Сроки ведения переговоров по присоединению к Соглашению ничем не ограничены. Это означает, что у России есть право, а не обязательство присоединиться к Соглашению. Китай, например, ведёт переговоры по присоединению уже 9 лет, Австралия – 5 лет, Турция – 5 лет.

Другими словами, в ближайшей перспективе присоединения России к Соглашению ожидать не стоит. Логика ведения переговоров в ВТО подсказывает, что наиболее существенных обязательств от новых членов организации удаётся добиваться на этапе согласования условий присоединения. После того как страна стала членом ВТО, получить дополнительные обязательства и уступки становится гораздо сложнее.

Почему для России может быть важно присоединение к Соглашению?

Выделю как минимум три основные причины. Во-первых,

подписание Соглашения позволит значительно повысить прозрачность проведения государственных закупок в России и снизить коррупционные проявления.

Как было отмечено выше, требования Соглашения к прозрачности проведения госзакупок очень высоки. В случае подозрений на необоснованное предоставление контрактов члены Соглашения могут прибегнуть к консультациям, а впоследствии и к процедуре торгового спора в ВТО. Внимание со стороны членов Соглашения к рынку государственных закупок России и возможность оспаривать неправомерные решения через систему ВТО могут стать стимулом для повышения эффективности и снижения коррупционногенности системы государственных закупок в стране. Вряд ли какому-либо министру, губернатору или главе муниципального образования захочется оказаться в центре международного скандала о недобросовестном проведении госзакупок, с перспективой рассмотрения дела в Женеве перед всем мировым сообществом.

Во-вторых, присоединение к Соглашению в перспективе приведёт к снижению стоимости и повышению качества государственных услуг в России.

Повышение прозрачности и изменение процедур государственных закупок в России будет способствовать повышению качества конечных государственных услуг,

в том числе за счёт использования более качественных товаров и услуг, привлечения более профессиональных компаний к реализации госконтрактов, использования современных технологий. Внедрение реальной конкуренции в сектор госзакупок, снижение коррупционных проявлений и стоимости закупаемых товаров и услуг будут способствовать экономии бюджетных расходов.

В-третьих, Россия как участник Соглашения получит доступ на рынок государственных закупок других стран. Рынок государственных закупок – важная часть мировой торговли. По оценкам ВТО, государственные закупки часто составляют порядка 10–15 процентов ВВП страны.

Помимо доступа к рынкам госзакупок развитых стран, участие в Соглашении означает создание дополнительных возможностей для доступа отечественных компаний на такие традиционные для российских производителей рынки, как Болгария, Румыния, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония.

По мере присоединения новых стран к Соглашению, Россия также сможет отстаивать включение в перечень обязательств страны-кандидата секторов, интересующих отечественных экспортёров.

Соглашение несёт в себе и риски, ведь его подписание откроет российский рынок госзакупок для иностранных компаний.

Традиционно государственные закупки использовались федеральными и региональными властями как один из способов поддержки национальных производителей и поставщиков услуг. В условиях снижения тарифных обязательств по многим товарным позициям, государственные закупки со стороны федеральных и муниципальных властей в России могут частично компенсировать негативные эффекты от тарифной либерализации для ряда отраслей экономики. Ведь размер государственных и муниципальных закупок в России составляет порядка 5 триллионов рублей. Учитывая текущую нестабильность в мировой экономике, такое решение может оказаться весьма полезным для поддержки отечественных компаний.

Проблема, однако, состоит в том, что многие отечественные компании из производственного сектора имеют достаточно низкую конкурентоспособность по сравнению с зарубежными производителями. Поэтому возможности недискриминационного доступа на рынок государственных закупок зарубежных стран далеко не гарантируют получение государственных контрактов. Таким образом, существует серьёзный риск того, что экономический эффект от доступа на рынок государственных закупок зарубежных стран не компенсирует потерь, возможных от потери отечественного рынка государственных закупок. Учитывая невысокую конкурентоспособность большинства отечественных отраслей, доступ на рынок государственных закупок ведущих зарубежных стран, на наш взгляд, не сможет компенсировать потерю национального рынка государственных закупок для отечественных компаний. Общий торговый эффект от открытия рынка госзакупок будет в таком случае не в пользу отечественных компаний. Это, безусловно, риск и причина тянуть с подписанием Соглашения.

Ещё одна причина неготовности России сразу присоединиться к Соглашению по правительственным закупкам ВТО, возможно, кроется в нежелании повышать прозрачность государственных закупок. В России, как известно, сектор государственных закупок – один из самых коррупционногенных. По заявлению президента России Дмитрия Медведева, сделанному осенью 2010 года, объём воровства при осуществлении государственных закупок может достигать одного триллиона рублей.

Таким образом, Россия дала понять, что собирается присоединиться к Соглашению ВТО по правительственным закупкам, но пока взяла паузу в принятии конкретных обязательств. Окончательное решение об участии страны в Соглашении будут определять, в частности, такие факторы, как: уровень конкурентоспособности отечественных компаний; значимость использования механизма госзакупок как инструмента поддержки отечественной промышленности и сектора услуг; стремление повышать качество государственных услуг и эффективность государственных расходов; уровень коррупционногенности сектора государственных закупок России.

Вячеслав Евсеев, директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, к.э.н.

источник: STRF