Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2296.html (версия для печати)

  Дискуссии

Земля из космоса: выживет ли отрасль?

05 декабря 2011 15:13

Генеральный директор ИТЦ "СканЭкс" Владимир Гершензон. Фото с сайта www.strf.ru
Генеральный директор ИТЦ "СканЭкс" Владимир Гершензон. Фото с сайта www.strf.ru
В России из-за её огромной территории особенно велик спрос на данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), которые иногда служат единственным источником информации для составления карт и планирования хоздеятельности. Самый острый вопрос, волнующий игроков этого рынка, – будут ли приняты поправки к закону "О космической деятельности", предложенные Роскосмосом. Этот и другие вопросы обсуждались на конференции "Земля из космоса".

Монополия: естественная и искусственная

В настоящее время в отрасли ДЗЗ есть один крупный игрок – ИТЦ "СканЭкс" – естественный монополист, который, по словам Владимира Гершензона, генерального директора и главного конструктора компании, сам не рад своей монополии. Сейчас поток обрабатываемых данных настолько велик, что справиться с ним можно только сообща – в сотрудничестве и взаимодействии разных организаций. Но изменения в законе "О космической деятельности" и Положении о лицензировании космической деятельности могут привести к искусственной монополии на этом рынке.

Как пояснила STRF.ru Елена Аш, исполнительный директор ассоциации "Земля из космоса", речь идёт о создании фонда космических данных, оператор которого будет назначаться Роскосмосом. Фонд будет формироваться из данных космической съёмки, закупаемых федеральными и региональными органами госвласти. При этом данные им придётся покупать с лицензией для неограниченного количества пользователей, что существенно увеличивает их стоимость. Случаев же, когда многопользовательская лицензия действительно нужна, не так много. Обычно у каждого ведомства своя специфика: для создания карт желательно получить снимки без листвы на деревьях, для лесного хозяйства – наоборот. Ситуация, когда всем нужны одни и те же данные, может возникнуть на крупной стройке, например в Сочи.

Изменения в положении о лицензировании также создадут существенные препятствия в работе с данными ДЗЗ. Раньше в этом положении значилось, что под необходимость получения лицензии попадают "приём и обработка космической информации", в новой редакции "и" предлагается заменить на "и (или)". Получается, что для обработки данных космических снимков необходимо иметь лицензию на космическую деятельность. При этом определения обработки космической информации нигде нет.

Предложенные поправки, будь они приняты, приведут к полному контролю поставок космической съёмки госзаказчиком.

Регулятор отрасли, создав своего оператора фонда, полностью возьмёт на себя процедуру согласования и определения требований к материалам космической съёмки, которые должны использоваться другими органами государственной власти. А госорганы – основной заказчик на российском рынке космической съёмки.

Другие сценарии развития рынка в принципе возможны, как это следует из мирового опыта. Для существенных изменений нужен равноправный доступ всех участников рынка к выполнению госзаказа, поддержка малых и средних инновационных предприятий, создание отечественных коммерческих спутников и разработка микроспутников. И здесь важную роль может сыграть кластер космических технологий и телекоммуникаций Фонда "Сколково", директор которого, Сергей Жуков, отметил череду постигших нашу космонавтику неудач. Практически ни один из наших аппаратов не выдерживает срока своего активного существования. К тому же их намного меньше, чем у США, – 74 против 440.

По словам Сергея Жукова,

главное, чем "Сколково" сможет помочь российской космонавтике, – это создать нормальный действующий кластер.

Гранты "Сколково" не превышают 10 миллионов долларов; даже с учётом софинансирования этого не хватит, чтобы построить ракетно-космическую систему. Но можно – и всё это реальные проекты – сделать проектную документацию по лёгкой ракете, построить малый космический аппарат, поддержать разработку чипсета, например ГЛОНАСС/GPS/Galileo. На подобных задачах и фокусируется кластер, не забывая также о необходимости снижать административные барьеры и участвовать в развитии нормативной законодательной базы.

Каждый предприниматель желает знать

О практическом применении данных ДЗЗ органами госвласти на конференции рассказала Татьяна Грибцова, заместитель директора ГУ "Центр информационных технологий Волгоградской области". Задача центра – создание единой геоинформационной системы региона и подключение к ней органов государственной власти, местного самоуправления и крупных предпринимателей. По словам Грибцовой, за счёт устранения дублирования закупок ПО, карт и других материалов эта система в первый год своего существования сэкономила региону 100 миллионов рублей.

На основе геоинформационной системы центр реализует несколько прикладных проектов. Для предпринимателей создаётся "Калькулятор инвестора". При планировании денежных вложений им необходимы данные о потенциальных клиентах, инфраструктуре и других факторах. "Калькулятор инвестора" будет наглядно представлять эту информацию на карте, основываясь на данных органов исполнительной власти.

Для властей региона создаётся система мониторинга использования сельскохозяйственных земель. С помощью спутниковых снимков выявляются неиспользованные земли, введение которых в оборот предположительно может принести региону до 60 миллионов рублей в год; земли, используемые не по назначению; несоответствие информации об ущербе от стихийных бедствий реальному положению вещей.

Подводить итоги работы системы и подсчитывать сэкономленные средства планируется по прошествии трёх лет её работы.

Чего пользователи не прощают "Яндексу"

С необычной для участников конференции точки зрения рассказал о спутниковых снимках Андрей Стрелков, руководитель отдела контент-сервисов "Яндекса". Его доклад был посвящён тому, как непрофессиональные пользователи работают с космическими снимками на портале "Яндекс. Карты".

"Яндекс" занимает пятое место в мире по количеству поисковых запросов, и от 20 до 25 процентов этих запросов связано с геоинформацией, что делает портал "Яндекс. Карты" крупнейшим в Рунете по цитируемости и охвату аудитории, – порядка 13,5 миллиона уникальных пользователей в месяц.

Основным сервисом, который предоставляет портал, служит векторная карта с возможностью поиска и выполнения других прикладных задач. Спутниковыми снимками пользуются 8 процентов посетителей "Яндекс. Карт".

Обратную связь разработчики получают через автоматически регистрируемые сценарии пользовательского поведения и прямые обращения пользователей с пожеланиями, нареканиями и идеями.

Как показывает опыт "Яндекса", пользователи совершенно лишены представлений о возможностях и ограничениях процесса производства спутниковых карт и, с точки зрения профессионала, ожидают от них чудес. Например, пользователи "Яндекс. Карт" считают, что спутниковые снимки будут максимально широко охватывать территорию Земли. Список участков Земли, снимки которых пользователи хотели бы видеть опубликованными, насчитывает порядка 2000 заявок и интенсивно пополняется. В нём возникают всё более мелкие населённые пункты: районные центры, посёлки, деревни.

Пользователи всегда ожидают от изображения максимального разрешения. Если оно позволяет различить отдельные строения – это хорошо, но хотелось бы, чтобы можно было сосчитать машины на парковке, а ещё лучше – определить их марку.

Пользователи категорически не прощают неактуальности.

Причём требования к актуальности у них тоже завышены. Андрей Стрелков рассказал, как, выпуская карту одного из городов Сибири, сотрудники были очень горды, поскольку снимков этой местности в Интернете не было, и снимок был свежий: съёмка состоялась в апреле, а выложили её в июне. В первый же день поступило несколько замечаний с указанием на то, что съёмка очень старая – на снимке мост ещё строится, а его уже две недели как открыли.

При этом информационная составляющая для пользователей гораздо важнее эстетической. Если рядом лежащие снимки не совпадают по цветам, это никого не волнует. Хотя при поверхностном просмотре чёткость изображения может оказаться даже важнее разрешения.

Боровикова Екатерина

источник: STRF