Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2173.html (версия для печати)

  Дискуссии

Ректоры просят шесть миллиардов рублей на обмен студентами

07 сентября 2011 16:55

Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. Фото с сайта http://rosmu.ru
Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. Фото с сайта http://rosmu.ru
Заседание Российского союза ректоров (РСР) состоялось 6 сентября в Московском госуниверситете им. М.В. Ломоносова. Впервые оно прошло в форме интерактивной видеоконференции. В новом корпусе МГУ, недалеко от Фундаментальной библиотеки, заседал президент РСР и ректор университета Виктор Садовничий со своими деканами факультетов. Используя видеосвязь, они поочерёдно беседовали с руководителями ведущих университетов страны – в основном исследовательских и федеральных. Обсуждали проблему академической мобильности внутри страны.

Российские вузы обычно с гордостью рассказывают о международных программах обмена студентами, стажировках своих преподавателей в крупнейших зарубежных университетах. Но как добиться взаимодействия между российскими вузами? Этот вопрос нужно решать на государственном уровне, считают ректоры. Тем более и правительство вроде бы идёт навстречу. Как напомнил академик Садовничий, на встрече актива ректоров с Председателем Правительства РФ 24 августа затрагивалась эта тема, и Владимир Путин поручил обсудить её с расширенным составом РСР и внести свои предложения. Как выяснилось, вузы не стали медлить и практически сразу же начали генерировать инициативы.

"Нужно разработать общероссийскую программу развития академической мобильности, – выразил мнение Санкт-Петербургского госуниверситета его первый проректор Игорь Горлинский. – У себя в вузе мы даже придумали ей рабочее название "Путь Ломоносова". По нашим подсчётам, на 2012–2016 годы на эту программу потребуется выделить из бюджета около шести миллиардов рублей. Деньги будут предоставляться по конкурсу в виде грантов талантливым учащимся. Приоритет должен отдаваться магистрам и аспирантам. Получив средства этого гранта, человек сможет прослушать интересующие его курсы в любом ведущем вузе страны по технологии включённого обучения. Параллельно с отбором студентов нужно также провести конкурс образовательных программ вузов, чтобы выбрать самые интересные и конкурентоспособные. Таким образом, мы предоставим наиболее способным студентам страны, вне зависимости от того, где они живут и учатся, доступ к лучшим вузовским практикам".

Предложение СПбГУ поддержали многие ректоры. Общероссийская программа должна быть, однако вузам нужно не только уповать на государство, но и самим предпринимать какие-то шаги по развитию мобильности, заметил декан факультета мировой политики МГУ Андрей Кокошин: "Надо разделять вопросы тактической и стратегической мобильности. Сегодня ряд университетов (в первую очередь статусных – федеральных и исследовательских – ред.) получают от государства большие средства. Часть из этих денег они могли бы направить, например, на организацию программ обмена студентами. Такие проекты вполне по силам вузам, и многие из них уже работают в этом направлении".

Ректор Сибирского федерального университета Евгений Ваганов согласился с этой точкой зрения и предложил в свою очередь активнее подключать к решению проблем академической мобильности бизнес: "Многие почему-то недооценивают этот потенциал. Но если у вуза есть крупные компании-партнёры, то с ними можно договориться об обучении студентов, которые в перспективе, возможно, придут к ним на работу, в крупнейших вузах страны, где они смогут получить необходимые знания и компетенции".

Кроме того, академик Ваганов предложил создать общую базу данных об уникальном оборудовании, которым располагают ведущие вузы и которое те готовы предоставлять приглашённым преподавателям и студентам по программам обмена.

То, что вузы готовы тратить деньги на развитие академической мобильности, наглядно продемонстрировал ректор Дальневосточного федерального университета Владимир Миклушевский: "Вузовская система в России пока остаётся очень замкнутой – распространена ситуация, когда студенты, оканчивая тот или иной вуз, остаются там учиться в аспирантуре, потом работать профессорами, а потом и занимают какие-то руководящие посты, включая ректорский. Такую практику надо прекращать – очень важен приток свежей крови в университеты".

В ДВФУ придумали, как привлечь к себе новых профессоров из других вузов. В программе развития вуза, которая рассчитана на 10 лет и на которую в ближайшие 5 из федерального бюджета выделят пять миллиардов рублей, определено шесть приоритетных направлений развития: 1) ресурсы мирового океана; 2) энергетика и энергосбережение; 3) индустрия наносистем и материалы; 4) транспортно-логистический комплекс; 5) сотрудничество со странами АТР; 6) биомедицинские технологии.

Не по всем из этих направлений у ДВФУ сильные позиции, некоторые надо развивать. И для этого в ближайшие три года вуз собирается пригласить из российских вузов около 90 специалистов – в области нефти и газа, транспортно-логистической сферы и биомедицины. Их обеспечат жильём и достойной, по международным меркам, зарплатой (конкретную сумму Владимир Миклушевский не стал называть). Все затраты, включая приобретение необходимого оборудования, покроют за счёт средств из программы развития.

"Со своей стороны мы готовы отправлять наших специалистов в другие вузы, – сказал ректор ДВФУ. – Например, у нас сильные школы по биологии моря, востоковедению. Так что я надеюсь, удастся наладить взаимовыгодный обмен с коллегами".

Виктор Садовничий сообщил, что предполагает, какие зарплаты готов предложить ДВФУ приглашённым профессорам – в некоторых случаях они будут даже больше, чем у тех, кто уезжает на Запад. "Но здесь может возникнуть проблема психологии – почему наши преподаватели скорее готовы уехать за границу, чем на Дальний Восток".

Видимо, придётся ломать стереотипы и формировать новые традиции по академической мобильности внутри страны. Проблем, конечно, много. Все вузы разные – те же зарплаты профессоров сильно отличаются. Вряд ли какой-то известный московский профессор согласится ехать в какую-нибудь глубинку, если ему не обеспечат соответствующие условия. Если говорить об обмене студентами, то у них могут возникнуть проблемы из-за несостыковки образовательных программ в разных вузах. В общем, чтобы наладить академическую мобильность внутри страны, придётся решить немало вопросов. Часть из них намерен взять на себя Российский союз ректоров. В рамках этой организации будет запущен сетевой проект "Адресная наука" – по обмену студентами, аспирантами, преподавателями. Также при участии РСР будет разрабатываться специальная программа по мобильности – с конкретным планом мероприятий, вузами-участниками. "Для союза ректоров это новая работа и в какой-то степени новый вызов, – сказал Виктор Садовничий. – Но мы готовы его принять и выдержать".

Муравьёва Марина

источник: STRF