Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2172.html (версия для печати)

  Дискуссии

Рывок в Арктику оплатят иностранцы

07 сентября 2011 16:48

Фото с сайта www.novostey.com
Фото с сайта www.novostey.com
Перенос центров нефтегазовой добычи в арктические просторы сопряжен с большими рисками – заявили вчера в агентстве Интерфакс ученые, чиновники и газовики. Российский рывок на север займет много лет и необязательно приведет к успеху. И даже совместные проекты с западными компаниями не гарантируют российским партнерам полноценного и столь необходимого обмена опытом и тем более технологиями.

"Будущее российских нефтяных и газовых компаний в значительной степени зависит от разработки северных морей и их шельфов, – уверен академик РАН, глава Научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений Алексей Конторович, – оценки показывают, что в совокупности это очень крупная сфера, к освоению которой необходимо приступать уже сегодня.

Штокман, Карское море, Обская и Тазовская губы Карского моря – это не фантазии, а реальность". Впрочем, как уточнил ученый, арктические ресурсы осваивать будет сложнее, чем даже освоение космоса. Но оптимизм, по его словам, внушают "инициатива "Газпрома" по освоению ресурсов Штокмана, а также недавнее соглашение "Роснефти" и ExxonMobil по проектам в Карском море".

В свою очередь, замдиректора департамента Минприроды РФ Дарья Василевская заявила, что было бы логично ввести налоговые льготы для компаний, работающих на шельфе. "Впрочем, для этого необходимо согласование с Минфином и Минэкономразвития", – уточнила она.

Напомним, что российская "Роснефть" и американская ExxonMobil подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в России, США и третьих странах. Соглашение предусматривает инвестирование около 3,2 млрд. долл. в геологоразведку и освоение трех лицензионных участков "Роснефти" – Восточно-Приновоземельские – 1,2,3 в Карском, а также Туапсинского лицензионного участка в Черном море. Кроме того, объявлено о намерении создать совместный Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок в Санкт-Петербурге.

К сведению: Восточно-Приновоземельские лицензионные участки занимают общую площадь 126 тыс. кв. км с глубинами от 50 до 200 метров. "Туапсинский прогиб" в Черном море занимает участок общей площадью 11,2 тыс. кв. км с глубинами от 1000 до 2000 метров. В январе 2011 года "Роснефть" и ExxonMobil подписали соглашение о совместном освоении шельфа Черного моря, предусматривающее геологоразведку и разработку участка "Туапсинский прогиб", расположенного в российской части шельфа Черного моря. Документ предполагал, что на период геологоразведки финансирование работ будет осуществлять ExxonMobil. Детальное соглашение по данному проекту будет подписано, как ожидается, до конца текущего года.

Главным достижением соглашения "Роснефть" – ExxonMobil принято считать доступ российской стороны к передовым технологиям разведки и добычи на шельфе. Однако на самом деле передача технологий вполне может и не состояться. "Принципиально важно, как именно будет оформлено совместное предприятие "Роснефти" и ExxonMobil. Западные партнеры вполне могут не пустить российских коллег – буровиков, геологов и т.д. – к собственной методике. И не следует рассчитывать, что любой формат СП даст возможность "Роснефти" получить полный доступ к технологиям", – считает руководитель отдела инвестиционного анализа компании "Универ" Дмитрий Александров. "Полного раскрытия всей информации и технологии не будет, как не будет и равноправного технологического партнерства, – продолжает Александров, – зато главные риски первой стадии берет на себя западная компания, причем оплачивает их из своего кармана, и это уже неплохо". Но главный минус состоит в том, что даже если западные партнеры и поделятся своими технологиями, они окажутся, что называется, "сегодняшними". А за "завтрашними" придется снова обращаться к их разработчикам. Это как своеобразная "игла наркомана": первая порция – бесплатно, а вторая – за деньги, причем большие, рассказывает аналитик.

В свою очередь, ведущий эксперт "Инжиниринговой компании "2К" Сергей Воскресенский отмечает, что в данный момент все действующие шельфовые проекты в России разрабатываются с участием крупных иностранных компаний. "Сахалин-1" с ExxonMobil, "Сахалин-2" – с Shell, – перечисляет он. – К разработке Штокмановского проекта привлечен целый иностранный консорциум. Для работы на Черном море, где условия более благоприятные, "Роснефть" также ищет партнеров. Таким образом, на данный момент нет ни одного крупного шельфового проекта, который был бы целиком разработан отечественной компанией". Судя по всему, без иностранных технологий на данный момент масштабное освоение арктического шельфа вряд ли возможно. Но иностранные компании технологиями делятся крайне неохотно, сетует Воскресенский. "И даже совместная разработка месторождения не гарантирует получение российской компанией необходимых технологий, – продолжает он. – Соглашение с ExxonMobil предполагает использование технологий, но будут ли они переданы "Роснефти", чтобы она смогла в дальнейшем самостоятельно ими распоряжаться, – пока не ясно. Не исключено, что ExxonMobil не будет делиться своими разработками". Однако в любом случае совместная работа на арктическом шельфе предполагает огромный опыт, который должен стать основой для собственных технологических разработок "Роснефти".

Сергей Куликов

источник: Независимая газета