Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2140.html (версия для печати)

  Дискуссии

Тошнит от школы

16 августа 2011 20:22

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
Гастриты, ожирение или дистрофия, а часто и отравления детей – наиболее популярные "побочные явления" неправильно организованного, нерационального и нездорового питания в петербургских школах. Между тем список операторов школьного питания особых изменений не претерпевает, а чиновники вроде бы не замечают громких скандалов в своей отрасли.

Практически криминальная ситуация со школьным питанием сложилась в Петербурге. Начнем с того, что северная столица – это единственный город в России, где было создано специальное управление социального питания, отвечающее за оное в детских садах, школах, больницах и детских домах. Функции этого управления почти полностью дублируют функции своего федерального "старшего брата" — Роспотребнадзора. Однако это вовсе не означает, что при таком двойном надзоре ситуация с питанием в школах должна быть на зависть всей России: гладко, отлаженно и во всяком случае без ЧП. Увы, но похвастать особенно радужной картиной в вопросе организации школьного питания Петербург не может.

По мнению специалистов, с каждым годом в школах, несмотря на призывы Минздрава и Роспотребнадзора "улучшить и обезопасить", идет постоянная замена здоровых продуктов – мяса, овощей, фруктов, рыбы и круп – опасным фаст-фудом, сладкими газированными напитками и прочими чипсами. И решать проблему неправильного детского питания необходимо незамедлительно, так как показатели детской заболеваемости с каждым годом становятся все более устрашающими.

У большинства петербургских детей отмечаются различные проблемы с состоянием желудочно-кишечного тракта. Из каждых 10 детей различные заболевания ЖКТ наблюдаются у 8-9.

"У нас в городе состояние с болезнями ЖКТ очень напряженное, — сообщил главный гастроэнтеролог Санкт-Петербурга Евгений Ткаченко.— Ежегодно 400 тысяч только взрослых обращаются к врачам-гастроэнтерологам, у детей ситуация еще хуже. Четкой статистики по детским гастритам у нас не ведется, но очевидно, что основные заболевания ЖКТ у детей — это гастриты и язвы. Так что если вашего ребенка от школы по утрам тошнит — не удивляйтесь, это в самом прямом смысле".

По мнению доктора, у нас в городе "крайне низкий уровень знаний о здоровом питании".

Школьник с плюшкой или пирожком в руках на перемене — привычное зрелище в школе. Оно даже умиляет родителей, которые искренне радуются здоровому аппетиту своего чада. Не отслеживая, к сожалению, того факта, что иного выбора у голодного ребенка, кроме как купить пирожок или пиццу с майонезом, просто не остается.

Кроме того, обеспеченность петербургских детей витаминами намного ниже, чем в среднем по России. Половина петербургских малышей не получают полноценного горячего обеда, а 10% вообще не получают горячего питания. Санкт-Петербург также находится на последнем месте в России по потреблению рыбы, которая, как известно, является источником огромного количества полезных веществ. Такие данные приводит главный специалист по питанию детей Комитета по здравоохранению, вице-президент Санкт-Петербургского отделения Союза педиатров России, доктор медицинских наук Елена Булатова.

Кроме того, по словам Елены Булатовой, недостатку витаминов мы "обязаны" и местоположением Санкт-Петербурга, который является самым северным мегаполисом в мире. Соответственно, и потребность в витаминах у жителей должна быть выше, особенно в тех витаминах, которые содержат антиоксидантный комплекс. Однако лишь половина петербургских школьников получают хотя бы дважды в неделю молочные продукты.

"Это катастрофа, — считает ректор Санкт-Петербургской Государственной педиатрической академии Владимир Леванович. – Санкт-Петербург и без того является лидером по количеству заболеваний костно-двигательного аппарата. Происходит это из-за особенностей климата и недополучения кальция".

По словам эксперта, ребенок в возрасте от 8 месяцев до 7 лет должен получать ежедневно не менее 600-800 граммов молочных продуктов, а школьник – не менее 200-250 граммов. Однако на практике этого, к сожалению, не происходит. Отсюда — рост количества заболеваний, связанных с недостатком кальция, плохие зубы, рахит, заболевания опорно-двигательного аппарата.

Несколько лет назад в Санкт-Петербурге пытались внедрить программу "Стакан молока". Эксперимент прошел в нескольких школах Приморского района и был очень популярен у школьников. Однако затраты оказались чересчур большими, и проект пришлось прекратить.

"Да, денег это требует, — говорит Владимир Леванович. – Однако почему никто не считает, сколько денег придется потратить потом на лечение детей, которые в свое время этот стакан молока не выпили? Государство должно понимать, что профилактика всегда обходится дешевле лечения".

Таким образом, вопрос как всегда, упирается в деньги. Вот что говорит начальник управления социального питания Наталья Петрова в интервью СМИ: "Социальное питание, не выделяемое в самостоятельную отрасль экономики в советский период, относилось к планово-убыточным видам деятельности, и, к сожалению, имевшиеся проблемы копились десятилетиями". Тут с чиновником нельзя не согласиться, с одной только оговоркой, что эта "планово-убыточная" отрасль экономики стала "индивидуально-прибыльной" для контролирующего ее управления.

Однако кардинально изменить неблагополучную ситуацию пока не могут ни надзорные органы, ни врачи, ни даже сами родители. А само качество питания в школьной столовой давно уже стало притчей во языцех. Истории про тараканов в котлетах и грязные тряпки, выловленные в супах, ставшие классическим школьным фольклором, который, как уже кажется, никогда не устареет. Даже родительское мнение не в состоянии подтолкнуть косную махину школьного питания к изменениям.

И это при том, что факты говорят сами за себя. Например, история в 135-й школе и школах Выборгского района. Родители могут только жаловаться на форумах на заниженные по нормативам порции, отсутствие горячих обедов по субботам – так как столовая не рассчитывала, что школьники будут учиться 6 дней в неделю.

Представители надзорного ведомства и их коллеги из Комздрава пачками пишут предписания "не нарушать и соблюдать", однако все упирается в простой, как кирпич, ответ: мы все понимаем, но нет денег. Никто же явно не голодает…

Кроме того, периодически возникают скандалы с появлением в школах просроченных или некачественных продуктов. Так, в одной из школ Выборгского района некоторое время назад прокуратура обнаружила просроченный йогурт, поставляемый ООО "Серна". В мае 2011 года также в ходе прокурорской проверки выяснилось, что компания ООО "Сити Ритейл", занимающаяся комплексным обеспечением продуктами питания образовательных учреждений Калининского, Кировского, Московского, Фрунзенского районов города, также не соблюдает законодательство: ООО "Сити Ритейл" систематически нарушает графики поставки продуктов, продукты поставляются не в полном объеме, ассортименте и с истекшим сроком годности. Правила товарного соседства при их транспортировке нарушаются, а документы, подтверждающие качество и безопасность поставляемых продовольственных товаров и сырья, в школы и сады не предоставляют. По данным пресс-службы ведомтсва, прокуратура города возбудила по факту выявленных нарушений производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.

А между тем столовые по-прежнему не производят съедобную продукцию для детей: им ведь куда проще и выгодней просто торговать выпечкой. Тем паче, что вчерашнюю котлетку или позавчерашнюю сосиску проще простого закатать в тесто и пустить по новой в оборот. Хотя, конечно, это лишь малая часть айсберга "черного" бизнеса на рынке школьного питания. А список операторов питания для школ и в этом году, невзирая на все скандалы, остался практически тем же.

"Мы работаем по закону, — говорят в Роспотребнадзоре. – То есть проверить, как соблюдаются в учреждении те же нормы питания, мы можем только раз в 2 или 3 года. Либо прийти по жалобе, заранее предупредив, что придем проверять. Так о чем тут говорить?"

Как рассказали "Росбалту" информированные источники, "законодательство относит предпринимателей, оказывающих услуги по социальному питанию детей в детсадах и школах, к представителям частного бизнеса. А потому мы вынуждены проверять пищеблоки в лагерях, школах и садиках раз в несколько лет только с санкции прокурора и после уведомления хозяев. А в США, например, все заведения этой сферы проверяются дважды в год. Хотелось бы, чтобы "наверху" все-таки определились, что нам важнее: довольный бизнес или здоровье детей".

"Если детское учреждение — будь то школа, детский сад или загородный лагерь — обслуживает сторонняя организация, то она сама закупает продукты у поставщиков, то есть на базах, — говорит начальник Управления соцпитания Наталья Петрова. — И, к сожалению, очень часто получается, что этим делом занимаются непрофессионалы, понятия не имеющие ни о нормах, ни о правилах, ни о питании вообще. В итоге они могут купить протухшее мясо или гнилые овощи. Кроме того, сейчас отменено такое понятие как "квалификация", поэтому кормить детей может кто угодно. Недавно, например, конкурс на поставку детского питания выиграла фирма, занимавшаяся… компьютерами. Я спрашивала у них, как же они будут свежесть продуктов определять, калорийность высчитывать? Они говорят: подумаешь, научимся! А условия тендеров просты — кто предложит дешевле, тот и выиграет".

Наталья Петрова, начальник Управления социального питания Администрации Санкт-Петербурга

В одном начальник управления права: по слухам, вокруг ее ведомства уже сложилась целая система фирм и фирмочек, которые как раз и занимаются этим самым питанием в школе, и от которых коррумпированным чиновникам и идет львиная доля откатов. Сомневающиеся в этом могут ознакомиться с декларацией доходов сотрудников этого управления, которые выложены на сайте в открытом доступе. Специалист отдела технологии и контроля с доходом не больше 50 тысяч в месяц и неработающей женой имеет дом на 200 метров, квартиру, три (!) земельных участка на семью по 900 метров каждый, а также по два автомобиля на каждого члена семьи. А ведь это обычный специалист, не начальник отдела. Благосостояние начальника управления тоже неуклонно растет: в 2009 году было только две квартиры и гараж, а в 2010 – уже дом на 200 метров и квартира с тем же гаражом.

Однако, увы, кроме победных реляций чиновников на мероприятиях и родительского ужаса в блогах и на форумах, ничего не меняется. Помимо, разве что, стоимости самого школьного питания. Вот так интересно ровно год назад объяснял подорожание начальник отдела образовательных учреждений Комитета по образованию Сергей Тимофеев: "не обеды дорожают, а рацион". В чем принципиальная разница, в настоящий момент понять трудно. Как и общую политику чиновников в отношении здоровья детей.

Глеб Иванов

источник: Росбалт