Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/213.html (версия для печати)

  Дискуссии

Издевательство над электоратом

25 декабря 2006 18:13

изображение с сайта novopol.ru
изображение с сайта novopol.ru
Электорат для политиков – нечто вроде племенного хряка, о котором нужно заботиться, но дорогая животина всё же не застрахована от риска попасть на обеденный стол в жарено-пареном виде. Другое дело, что в предвыборный год к хряку, то есть к электорату, все относятся с благоговейным волнением, чтобы к избирательным участкам он пришёл преисполненный любви к той или иной партии или кандидату. А потому многие граждане России ждут выборов, как манны небесной, поскольку твёрдо знают, что к этому времени и бюджетникам зарплату повысят, и прочим льготникам чего-нибудь да перепадёт. Так что скандалы в Пенсионном фонде, а затем и в Минздравсоцразвития стали для многих неприятной и, что самое удивительное, непонятной неожиданностью.

21 ноября 2006 года вступил в силу приказ Минздравсоцразвития о сокращении перечня лекарственных средств для льготников, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи. Всё бы ничего, да только из прежнего льготного перечня исчезли порядка 70 международных непатентованных наименований дорогостоящих лекарственных средств. В том числе и препараты антиретровирусной терапии для больных ВИЧ/СПИДом и туберкулезом.

Кроме того, приказом министерства был введен новый стандарт оказания медицинской помощи ВИЧ-положительным пациентам в стационарных условиях. Это известие повергло в шок многих – и больных, и врачей. "Сообщество людей живущих с ВИЧ", проанализировав последствия принятого решения, обратилось с просьбой разобраться в ситуации к члену Правительственной комиссии по ВИЧ/СПИДу и главе комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаилу Гришанкову, а также связалось с такими организациями как UNAIDS, ВОЗ, UNTG и EATG с просьбой направить в Минздрав экспертные заключения по поводу нового стандарта. Дело в том, что, по мнению общественной организации, новые стандарты лечения противоречат международным нормам оказания медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ.

В частности, исключение из списка лекарств исключительно важных и оптимальных для приема и широко применяемых ранее препаратов, приведёт к тому, что большинство пациентов, уже находящихся на лечении, будут вынуждены сменить схему АРВ-терапии, и никто не даст гарантии, что эта смена пройдёт безболезненно. Новым же пациентам, "с большой вероятностью будут назначаться несоответствующие схемы препаратов", считают в организации. Кроме того, значительно увеличивается стоимость лечения при сомнительном итоговом результате.

Цена нового препарата – "Презиста" ("Дарунавир"), который должен заменить исключённые из списка прежние лекарства, может составлять до 1500 долларов США в месяц, а стоимость схемы лечения – до 20 тысяч долларов в год на человека, что во много раз превышает суммарную стоимость других схем (от 1300 долларов США в год). Согласно утвержденным стандартам, новый препарат будет назначаться каждому десятому ВИЧ-инфицированному пациенту. То есть, в 2007 году, в рамках нацпроекта, принимать "Презисту" будут вынуждены 3 тысячи пациентов, большинство из которых еще не нуждаются в этом препарате. Общая стоимость предполагаемых годовых закупок препарата может составить более 50 миллионов долларов США. Как говорится, неплохая прибавка к пенсии... чиновников.

Именно об этом говорят общественники, считая, что государственные мужи пошли на упомянутые изменения не из чувства заботы о больных людях, а исключительно из желания поплотнее набить свой карман. Так, газета "Коммерсант" считает, что новый стандарт появился накануне государственного тендера на поставку лекарств от ВИЧ и СПИДа, и, по мнению медиков, написан "под конкретные компании" – международную Janssen Cilag и ее российского партнера "Макиз-Фарму".

Объяснять, что такое коммерческий заказ и его лоббирование государственными чиновниками – дело совершенно лишнее. И так всё ясно.

Этот скандал уже не первый, касающийся вопросов социальной защиты и социального обеспечения. Ранее, новогодний "подарок" сиротам преподнёс глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, заявив о скорой ликвидации в России всех детдомов, посредством перепрофилирования их в детские дома семейного типа и развития системы патронатного воспитания (когда ребенок воспитывается в семье, а его патронатный родитель числится сотрудником детдома и получает зарплату).

При этом, г-н Зурабов считает, что учрежденные с 1 января 2007 года пособия в размере 4 тысяч рублей в месяц в виде компенсации расходов на содержание ребенка и 2,5 тысячи рублей в месяц в виде заработной платы приемному родителю станут дополнительным стимулом для принятия детей в семьи. Если уж многие семьи не решаются сами завести ребёнка, опасаясь, что не смогут прокормить его, то вряд ли суммарные 6,5 тысяч рублей привлекут кого-то, кроме откровенных пьяниц, позарившихся на дармовые деньги. Впрочем, по сравнению с предыдущими "подвигами" г-на Зурабова, связанными с провалом пенсионной реформы, реформы здравоохранения и мощнейшей коррупцией в подведомственных ему фондах, его нынешнее предложение уже не кажется странным.

"Новая политика" не раз писала о "непотопляемом" министре, который, несмотря на все злоключения, продолжает рулить российской социалкой. Как уже отмечалось ранее, Зурабов на своём посту успешно выполняет роль громоотвода: министр подписывает непопулярные законы, думское большинство в щадящем режиме критикует правительство и министров, после чего подписывает им индульгенцию до нового скандала. "Я глубоко убежден, что ни Михаил Юрьевич Зурабов, ни никто из здесь присутствующих и отсутствующих здесь людей не справится с работой во главе министерства здравоохранения и социального развития. Нет физически человека, который сможет это сделать", – вступается за министра депутат Госдумы Андрей Исаев, как бы оправдывая его промахи нереальной загруженностью.

При этом, депутатами давно уже продавливается идея разделения функций Минздравсоцразвития. По мнению Исаева, под управление министерства труда должны перейти Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, а в ведении министерства здравоохранения должны остаться Фонд обязательного медицинского страхования и Федеральная служба по здравоохранению. В этом случае все старые грешки повиснут на фактически несуществующем ведомстве, а там уж ищи-свищи виновных, да разбирай кто за что отвечал.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Евгений Лаврушин

источник: Новая Политика