Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/2112.html (версия для печати)

  Дискуссии

Принципы юного реформатора

27 июля 2011 22:26

Фото с сайта www.ng.ru
Фото с сайта www.ng.ru
Президент Центра политических технологий (ЦПТ) Игорь Бунин и председатель правления ЦПТ Борис Макаренко на заседании экспертных групп в Высшей школе экономики представили социологические оценки настроя общества на реформы. В том числе, и на реформы в образовании. Согласно исследованиям, молодежь активна, но "варится в собственном соку" и не очень осведомлена о взглядах людей других возрастов. Это чревато неожиданными для общества молодежными протестами, в том числе и деструктивной направленности. И другой вывод ученых – реформу образования "не умеют подавать".

Согласно исследованиям группы социологов под руководством Игоря Бунина, больше всего склонны верить в инерционную предопределенность развития страны люди старше 45 лет. Электорат 25–45 лет перенимают у них неверие в успех перемен. Пропагандистская машина, по мнению социологов, навязывает установки "старческой" России. Итог – в обществе готовы поддержать модернизационный сценарий реформ, но в возможность его реализации верят мало.

Кроме того, по мнению Бориса Макаренко, чиновники сегодня не имеют стимулов прогнозировать и учитывать реакцию общества и просто разучились это делать. Поэтому концептуально верные решения преподносятся без разъяснений. Яркий пример – история со стандартами средней школы, которые вызвали сильное недовольство общества. Модернизаторам, советует социолог, важно знать правила юного реформатора: не идти на поводу у общества – не туда придешь; не ждать, когда общество созреет, – будет слишком поздно; не идти против общества – сломаешь голову; все остальное возможно, если знаешь, как.

Исходя из этого Борис Макаренко предложил основные принципы проведения реформ: начинать с тех, по поводу которых в обществе есть согласие. Активно следует продвигаться там, где есть поддержка большинства. Предусматривать "компенсации и утешения". Где нет устоявшейся точки зрения, навязывать обществу свою. На успехе первых реформ и обретенном доверии наращивать темп и объем. Реформы в образовании, по мнению авторов доклада, – концептуально верные и прогрессивные решения, но они совершенно не были разъяснены обществу и поэтому встретили широкое осуждение масс.

Ректор Высшей школы экономики (ГУ НИУ) Ярослав Кузьминов опровергать напрямую такую точку зрения не стал, заметив всего лишь, что активность министра на медийном пространстве или закрытая политика того или иного министерства никак не отражаются на реформах в целом. Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко активно критикуют, потому что Министерство образования проводит открытую политику. Министра соцздравразвития Татьяну Голикову практически не трогают, потому что она редко дает комментарии от себя. Но отношение к реформам в здравоохранении точно такое же, как к реформам в образовании: неверие в положительный исход задуманного. По мнению Ярослава Кузьминова, общество в целом относится к реформам индифферентно. Хотя количество активных противников реформы образования превышает количество активных сторонников.

Дополняют картинку, представленную учеными, данные исследований, озвученные там же, в Высшей школе экономики, на одном из заседаний, посвященных закрытию учебного сезона: только 12% россиян считают ситуацию в образовании хорошей, 23% – плохой. Оставшиеся дают ей "средненькую" оценку. Ефим Галицкий, заведующий лабораторией аналитики фонда "Общественное мнение", считает, что единый экзамен по-прежнему делит общество на два лагеря. Выступающих против ЕГЭ около 50%, защищают ЕГЭ только 20% россиян. Самая большая категория осуждающих ЕГЭ – неработающие пенсионеры (около 75%) и класс состоятельных людей (свыше 64%). Введение ЕГЭ не устраивает почти 80% москвичей. В остальных регионах РФ так считают около 76%.

Полгода назад, согласно исследованиям ФОМа, 56% россиян были уверены в необходимости реформы школьного образования, только 19% были против. Единственное, что одобрялось больше чем половиной опрошенных, – введение обязательного дошкольного образования детей (55%). Осуждается перевод школ на полное самофинансирование (84% противников). Чуть меньше опрошенных не одобряют сокращение числа преподавателей и разделение предметов на платные и бесплатные (по 83%). 55% респондентов высказываются против разделения школьных предметов на обязательные и необязательные по выбору учащихся (33% одобряют). А в общем, получается так: реформа нужна, но не та, которая предлагается. Тогда какая?

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета