Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1870.html (версия для печати)

  Дискуссии

Социалист, либерал и консерватор

31 января 2011 16:29

Американский мыслитель, социолог и публицист Дэниел Белл. Фото с сайта www.strf.ru
Американский мыслитель, социолог и публицист Дэниел Белл. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
Дэниел Белл (Daniel Bell), американский мыслитель, социолог и публицист, основоположник теории постиндустриального общества. Родился в Нью-Йорке в 1919 году. Окончил Колумбийский университет. Там же в 1960 году получил степень доктора философии. С 1959 по 1990 годы преподавал социологию – сначала в Колумбийском университете, а затем (с 1969 года) – в Гарвардском. Редактировал общественно-политические и деловые журналы, в частности Fortune (1948–1958) и The Public Interest (1965–1973).
Книга "Конец идеологии" (The End of Ideology), изданная в 1960 году, прочно закрепила за ним репутацию одного из ведущих американских теоретиков в области социальных и политических наук. Также Белл – автор работ "Грядущее постиндустриальное общество" (The Coming of Post-Industrial Society, 1973), "Капитализм сегодня" (Capitalism Today, 1971), "Культурные противоречия капитализма" (The Cultural Contradictions of Capitalism, 1976), "Извилистый путь" (The Winding Passage, 1980).
В 1999 году Дэниел Белл был удостоен премии Алексиса де Токвиля за гуманизм

Стремительное развитие компьютерных технологий, непрерывное производство информации, бесперебойное оказание услуг. Главная движущая сила экономики – научные разработки, а университет – фабрика по производству инноваций и знаний. Власть сосредоточена не только в аппарате политического контроля, но и на крупных предприятиях, в банках, масштабных образовательных проектах и традициях. Таким постиндустриальное общество в 1973 году описал американский социолог Дэниел Белл, скончавшийся на 92-м году жизни 26 января в своём доме в Кембридже (штат Массачусетс).

Белл пережил своих "детей". Многое из того, что он предсказывал, например, глобальную информационную сеть (интернет), сегодня уже реальность. Победа постиндустриального общества в том виде, в каком он его описывал почти сорок лет назад, – свершившийся факт. Взлёт и падение "постидеологичных" политик идентичности прошли перед его глазами.

Правда, пришлось ему наблюдать и превращение постиндустриализма в жуткого монстра, и несостоятельность идеи экспертного влияния на принятие политических решений.

Согласно Беллу, "постиндустриальное общество <…> предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов". Без них, был уверен учёный, в погоне за присвоением информации социум впадёт в состояние "войны всех против всех".

Однако более чем через тридцать лет, в 2009 году, он вынужден был констатировать, что в современном обществе "сосредоточенность научных групп на выработке комментариев привела к одному серьёзному неблагоприятному результату: она испортила коллективную репутацию “мозговых центров” и экспертов, скомпрометировала их во влиятельных политических кругах".

Эксперты не ответственны за правильное осуществление власти. Последствия такого положения дел можно наблюдать на примере нашей страны. "Интеллектуальное действие и политические поступки в российском, советском, а затем снова российском контексте безнадёжно расходятся. “Интеллектуальное” не конвертируется в “политическое”, как будто некий конвой бдительно сторожит границу и не даёт им встретиться, пересечься", – писал автор теории постиндустриального общества в одной из своих статей.

С другой стороны, уже в "Культурных противоречиях капитализма" Белл отмечал неоднозначность фигуры эксперта. Претендуя на независимую оценку информации, как бы рассматривая её извне, любой эксперт будет утверждать, что именно он обладает самыми качественными данными.

В предисловии к этой же работе

Белл писал о себе: "В экономике я – социалист, в политике – либерал, в культуре – консерватор".

Такая позиция, по его словам, проистекала из особой структуры американского общества, которое разделено на технико-экономическую, политическую и культурную сферы. Первая определяется рациональностью и эффективностью, вторая – правосудием и властью, третья – религией и искусством. Ценности, устремления и методы, доминирующие внутри каждой из трёх сфер, вступают в противоречие с ценностями, устремлениями и методами двух других. Это и есть "противоречия капитализма" – противоречия самого мыслителя.

Альфия Еникеева

источник: STRF