Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1869.html (версия для печати)

  Дискуссии

Левый дрейф

28 января 2011 19:16

Фото с сайта ww.darudar.org
Фото с сайта ww.darudar.org
Работники книжных магазинов Москвы отмечают рост интереса к марксистской литературе. Для кого-то – новость, для кого-то – закономерность. Не случайно, что в последние годы началось переиздание трудов классиков марксизма и лидеров неомарксистской мысли. Это и работы братьев-диоскуров Маркса и Энгельса, и их незадачливых последователей, и вдруг возникшие на полках сочинения Карла Каутского, Иосифа Дицгена, Георгия Плеханова, Анатолия Луначарского, Александра Богданова, Михаила Лифшица, Георга Лукача, Луи Альтюссера, Роже Гароди...

Примечательно, что в основном марксистской и неомарксистской литературой интересуются молодые люди от 20 до 30 лет. Как правило, с высшим, университетским или институтским, образованием.

Спрос на литературу левой политической направленности происходит во всем мире, а в России даже с некоторым опозданием. Но, пожалуй, нигде после планетарного фиаско левой идеи в начале 90-х реактивация/реабилитация левизны не чревата такими социальными последствиями.

На Западе противостояние левых интеллектуалов и правого истеблишмента традиционно. Там это конструктивный элемент системы сдержек и противовесов. Родовое пятно европейской и американской демократии. Необходимое (и достаточное?) условие политического метаболизма.

Ничего подобного в России на протяжении 90-х и нулевых не наблюдалось. Это и понятно – социальный лифт работал. Для кого-то это был хромированный Otis, для кого-то – замызганная строительная люлька ("подъемник посадный" на профессиональном сленге). Но стальные тросы тянули кабинку вверх. Ну или создавали такую иллюзию. И пенициллин реформ.

С началом мирового финансового кризиса ситуация изменилась. Лифт застрял.

В нулевые годы социальное положение стало зависеть не от индивидуального напора, личной инициативы и активности, а от стартовых условий, форы. Рука непроизвольно потянулась к "Капиталу". Нет, не к занудному экономическому трактату... Но если уж говорить начистоту, то и к занудному экономическому трактату тоже. И не только в Португалии, Ирландии и Греции.

Конечно, не случайно среди финалистов "Нацбеста-2010" оказался антикапиталистический памфлет – "Капитализм" Олега Лукошина, что грозит стать новым мейнстримом...

Самое парадоксальное, что фактором стабильности на постсоветском пространстве долгое время выступали коммунистические партии. Старые, добрые, закосневшие, ничего не понявшие, ничему не научившиеся коммунистические Бурбоны. Не имевшие ни малейшего представления о прогрессе левой мысли во второй половине XX века. Всячески ему сопротивлявшиеся.

В сущности, именно из-за этой мембраны постсоветская интеллигенция не прошла своевременно через соблазны под именем Ноам Хомский, Наоми Кляйн, Андре Глюксман. По этой причине и Франкфуртская школа по сей день воспринимается как левое откровение. А крах анахроничных коммунистических партий на постсоветском пространстве почти два десятилетия создавал иллюзию "коллапса идеологий".

Эйфория 90-х годов с сомнительными инъекциями оптимизма вроде фукуямовского "конца истории" осталась в прошлом. Кто-то сетует на нож демографической гильотины, зависший над европейской культурой. Кто-то безропотно сник в предвкушении необратимых тектонических сдвигов.

Но все гадают: какую страну, какой континент поразит левацкая судорога. Время великих упростителей не ушло безвозвратно. Левая навязчивость. Левый соблазн. Существует неодолимое обаяние простых решений. Гениальных и катастрофичных жестов.

Гораздо проще сыграть в русскую рулетку, чем в сотый раз начинать с нуля. Но надо.

источник: Независимая газета