Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1826.html (версия для печати)

  Дискуссии

Даешь воспитание патриотов!

22 декабря 2010 16:15

Фото с сайта www.schools.keldysh.ru
Фото с сайта www.schools.keldysh.ru
Год 2010-й, объявленный президентом Медведевым как Год учителя, завершается очень громкими событиями – массовым участием подростков в беспорядках на национальной почве и обнародованием проекта "Единой России". Проект этот предусматривает: а) резкое сокращение обязательной программы в старших классах и б) резкое усиление внимания к воспитанию, выражающееся в создании новой "мифологии" и участию школьников в патриотических акциях. В частности, предполагается регулярное посещение мест боевой славы. Судя по всему, Манежная площадь Москвы войдет в неформальную часть списка таких мест...

Тем самым предлагается полная смена парадигмы отечественной школы. В основе ее несомненных прошлых достижений – высокий уровень требований, а следовательно, и большой совместный труд учителя и ученика. Росчерком пера предлагается сломать эту традицию, а одновременно и сократить большой слой отныне "лишних людей" – учителей литературы, русского языка, математики, физики и т.д. Все это подается под благородным лозунгом: "Даешь воспитание патриотов!" Что ж: если цель – воспитание поколения безграмотных, агрессивных, ленивых потребителей и исполнителей, то все логично.

Собственно говоря, ничего особо удивительного здесь нет. Монопольное право "Единой России" на знание всех истин и ее мощный административный ресурс, позволяющий (до поры до времени!) любой бредовой идее придать силу закона, известны. Известно и то, что современные "эффективные менеджеры" наплевательски относятся и к общественному мнению, и к мнению профессионалов.

Поразило меня высказывание одного из отцов-основателей так называемой новой школы Александра Кондакова: "...в последнее время школа предоставляла детям лишь знания, а не воспитание, что и привело к побоищу на Манежной площади". Конфликт интересов генерального директора издательства "Просвещение" и по совместительству руководителя разработки школьных "Стандартов" – вещь очевидная. Но явная спекуляция на большой народной беде с целью протаскивания собственного проекта – это уже чересчур. Удивительно циничное "Откровение от Кондакова" предельно четко показывает, что мы вступили в чрезвычайно опасную эпоху – эпоху массовых спекуляций на почве национализма и патриотизма. Вечный вопрос о том, что такое патриотизм, встает с новой остротой.

Очевидно, что прямой перевод с греческого (патриотизм – это любовь к родине) принять в качестве определения нельзя. Уже в силу размытости понятия любви: Лермонтов, как известно, любил Россию "странною любовью", "за что, не знаю сам". Помимо ярчайших проявлений героизма история содержит множество трагичнейших примеров извращенной "любви" к родине, порожденной фанатизмом, ксенофобией, национализмом. Ясно, что от определения, объем понятия которого включает и героев, и антигероев, необходимо отказаться, а слову "патриотизм" вернуть позитивный смысл.

Как правило, "псевдопатриоты" – это люди, о которых, перефразируя Станиславского, можно сказать: "Не родину они любят, а себя на родине". Их "патриотические" теории, вопли и поступки – прикрытие ограниченности, властолюбия и корысти; демагогии, самоуверенности и безответственности. Общая черта – утрата чувства юмора по отношению к собственному величию.

Итак, вопрос об определении патриотизма серьезен: нужен критерий, позволяющий отделять "зерна" от "плевел", "овец" от "козлищ". Пример правильного подхода дал Пушкин: "Два чувства дивно близки нам – в них обретает сердце пищу – любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу". Здесь уже обозначен четкий критерий, позволяющий уверенно утверждать, что в деле патриотического воспитания мы не слишком преуспели. Сотни тысяч солдат Великой Отечественной не захоронены; состояние наших кладбищ плачевно. А тема пепелищ в этом году – тема особая, требующая расследования.

Поражают частые восхищения нашей необычайно высокой духовностью. Как при таком уровне духовности в России за XX век были уничтожены многие десятки миллионов и исковерканы судьбы сотен миллионов человек? В связи с этим обращает на себя внимание конструктивное определение Владимира Даля: "Патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его". Мало у нас подлинных ревнителей...

После вводных замечаний рискну дать определение: "Патриотизм – это обостренное чувство личной ответственности: 1) за судьбы соотечественников; 2) за сохранение отечественной культуры; 3) за землю, завещанную предками". Ключевое слово здесь – "ответственность", о наличии или отсутствии которой свидетельствуют не слова, а дела – конкретные поступки и действия.

Обращаясь к понятию, которому придавал большое значение Александр Солженицын, можно предложить такую формулировку: "Патриотизм – это ответственность за сбережение Народа, сбережение Культуры, сбережение Родной земли".

Первый шаг к воспитанию патриотизма – это полный отказ от безответственных заявлений и действия.

Александр Михайлович Абрамов – член-корреспондент Российской академии образования.

источник: Независимая газета