Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1823.html (версия для печати)

  Дискуссии

Тысяча вакансий, или как делят ставки в РАН

20 декабря 2010 16:21

Вице-президент РАН Валерий Козлов. Фото с сайта www.strf.ru
Вице-президент РАН Валерий Козлов. Фото с сайта www.strf.ru
В 2011 году в академические институты придёт большое пополнение: открыта тысяча вакансий для молодых учёных. Самая обсуждаемая в этой программе деталь – порядок распределения новых ставок. В российской науке давно сложилась традиция недоверия ко всевозможным распределениям, будь то гранты, премии или любая другая раздача слонов. Так и со ставками. Несмотря на то что правила утверждены, сомнения остались. Развеять их мы попросили вице-президента РАН Валерия Козлова, возглавляющего комиссию, ответственную за приток кадров в академическую науку, и убеждённого в том, что все спорные вопросы по новым вакансиям сняты.

Валерий Васильевич, к новому году тысяча ставок для молодых учёных должна быть распределена в Академии. Пора уже подводить итоги...

– Здесь-то как раз ситуация выглядит вполне конструктивно. Как вы знаете, около года назад состоялась встреча президента страны с руководством и молодыми учёными Академии наук, где в числе прочих обсуждался вопрос и об открытии в академических институтах новых вакансий для научной молодёжи. Дмитрий Медведев так и сказал: "Тысячу дополнительных ставок мы вам дадим". Это обещание выполнено: в бюджете следующего года предусмотрены дополнительные суммы, нацеленные на то, чтобы создать новые рабочие места для молодых учёных. До начала 2011 года по институтам должны быть распределены новые ставки, чем мы, собственно, сейчас активно занимаемся. Под моим руководством создана специальная комиссия с участием представителей совета молодых учёных, собраны заявки со всех институтов. Кстати, все заявки персонифицированные, в них прямо написано, сколько и каких конкретно молодых людей тот или иной институт готов принять на работу. Сразу скажу, что количество заявок превышает лимит, конкурс примерно два человека на одну позицию. Мы в этой ситуации ищем наиболее оптимальные решения. Комиссия уже дважды заседала, в ближайшие дни президенту РАН будут представлены предложения по дополнительным ставкам.

Каковы критерии конкурсного отбора?

– В первую очередь, это наличие учёной степени. Преимущества имеют доктора наук до 40 лет, потом кандидаты наук в возрасте до 35 лет. Также мы смотрим на наличие публикаций в ведущих реферируемых журналах, на индексы цитирования, гранты и престижные премии, которые уже имеет претендент на ставку.

Какие рейтинги берёте за основу: международные или российские?

– Мы стараемся всё учитывать, поскольку нюансов очень много. Понимаете, к этому надо подходить с умом: в том смысле, что трудно сравнивать формальные достижения математиков, физиков, химиков, биологов и так далее. У них по объективным причинам сильно отличаются индексы цитирования. Что же касается рейтингов журналов, то главным образом ориентируемся на перечень ВАК. Кстати, замечу, что и помимо "программы ставок" мы будем искать возможности трудоустраивать в наши институты молодых людей.

По какому принципу распределяются ставки по институтам?

– По этому вопросу не было никаких априорных идей. На первый взгляд, можно было использовать самый простой способ: поделить ставки между институтами пропорционально численности, и тогда получилось бы, что в среднем в каждый институт отходит по 2,5 ставки. Конечно, этот показатель можно было бы округлить в ту или иную сторону, но мы решили не использовать этот уравнительный подход, поскольку он не учитывает реального положения дел, в частности длину "скамейки запасных" в том или ином институте, работу с молодёжью. Мы должны быть уверены, что даём ставки реальным кандидатам. Думаю, этот способ действия с учётом потенциала институтов наиболее рационален.

Какие институты проявили наибольшую активность в лоббировании ставок?

– Наиболее крупные в численном плане институты подали наибольшее количество заявок, некоторые по 50 штук присылали! Я даже могу назвать институты, проявившие наибольшую заинтересованность в открытии новых вакансий, в основном они физического профиля: Институт физики им. Иоффе в Санкт-Петербурге, Институт прикладной физики в Нижнем Новгороде… По химии и наукам о материалах тоже было много запросов. А есть институты, приславшие по одной или двум заявкам, или вообще ничего. Стало быть, либо им молодёжь вообще не нужна, либо они своими силами готовы решить кадровые вопросы. Ну что ж, мы не будем им навязывать ставки для молодых учёных.

А за что идёт борьба: какова цена одной ставки?

– Как правило, молодого человека мы берём на ставку научного сотрудника. Если учитывать, что на этой позиции он будет получать не только бюджетную заработную плату, но ещё и участвовать в программах президиума, отделений РАН, в грантовых проектах, то его заработок составит более 30 тысяч рублей в месяц. Но это, как вы понимаете, оптимистичная цифра. Сама ставка стоит меньше: с учётом надбавки речь идёт приблизительно о 20 тысячах рублей в месяц.

Наталья Быкова

источник: STRF