Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1821.html (версия для печати)

  Дискуссии

Вот и поговорили

17 декабря 2010 16:29

Глава Правительства РФ Владимир Путин. Фото с сайта www.premier.gov.ru
Глава Правительства РФ Владимир Путин. Фото с сайта www.premier.gov.ru
16 декабря состоялся очередной разговор россиян с Владимиром Путиным в формате "прямой линии". Как и в предыдущие годы, граждане страны задавали премьеру свои вопросы из студии, по телефону и через интернет. Главной особенностью этого "Разговора" стало то, что в эфир прошли в том числе и неудобные, а порой и болезненные темы – вроде обострения национальной вражды в России. Однако четких ответов на многие поставленные вопросы россияне так и не получили.

В 2010 году беседа Владимира Путина с населением получалась дольше прошлогодней – эфир длился почти четыре с половиной часа. Премьер ответил на 90 вопросов (на 30 из них – в блиц-режиме) из более чем двух миллионов присланных на программу.

Перед началом "Разговора" звучали опасения, что от острых вопросов, например про события на Манежной площади, Путина уберегут, как это не раз случалось в предыдущие годы. Однако к удивлению скептиков, одним из первых заданных премьеру вопросов был как раз про это: "Не считаете ли вы, что правительство своей политикой вседозволенности к кавказцам довело ситуацию до агрессии со стороны русских". Конкретно на это замечание премьер отвечать не стал, сделав упор на то, что проявления экстремизма нужно пресекать со всех сторон и "нельзя общей краской мазать ни кавказцев, ни людей других национальностей".

Неожиданно досталось и либеральной общественности – не так, как летом, конечно, но не менее образно: "Нужно понять, что эти органы власти (милиция) исполняют важнейшую функцию в государстве и нельзя опускать их "ниже плинтуса", а то придется нашей либеральной интеллигенции бороденку сбрить и самим надеть каску – и вперед, на площадь, воевать с радикалами".

Путин попытался успокоить россиян ("все граждане России, любого вероисповедания и любой национальности должны осознать, что мы – дети одной страны"), однако получилось это не очень убедительно. Тема Манежной площади всплыла по ходу трансляции еще раз во время вопроса про распространение экстремистских идей в интернете, однако и здесь премьер обошелся общими фразами вроде "бацилла радикализма всегда присутствует в обществе".

Спросили Путина и про события в станице Кущевская, а также в городе Гусь-Хрустальный. По словам премьера, здесь дело было в том, что все органы власти оказались несостоятельными. Путин отметил, что одна из причин такого разгула криминала в регионах – прямые выборы глав муниципалитетов. "У меня есть собственные соображения: без отмены выборов, конечно. На муниципальном уровне не нужно этого делать, но нужно внимательнее относиться к этим процессам – и на федеральном, и на региональном уровнях", – добавил глава правительства.

Еще один болезненный вопрос, ставший для Путина уже традиционным, касался дела Михаила Ходорковского. "Я так же, как известный персонаж Владимира Высоцкого, считаю, что вор должен сидеть в тюрьме. А в соответствии с решением суда Ходоровскому вменяется в вину хищение, хищение достаточно солидное", – отрезал премьер, всем своим видом дав понять, что ничего хорошего Ходорковскому и Платону Лебедеву ждать не стоит.

Не обошлось без упоминания и другого опального персонажа – Юрия Лужкова. Однако бывшему мэру Москвы повезло больше, чем бывшему руководителю "ЮКОСа" – поначалу Путин даже не хотел отвечать на вопрос про его отставку. "Я уже объяснял. Это решение, которое было принято в связи с конфликтом, который возник между мэром Москвы и президентом. И повторяю еще раз, в нашей современной системе власти президент напрямую руководит губернаторами, они его подчиненные", – повторил Путин сам себя.

Зато на другой вопрос премьеру было отвечать гораздо интереснее, хотя поначалу даже показалось, что он застиг его врасплох. В растерянное состояние Путина вверг кардиолог из Иваново, который в прямом эфире рассказал про показуху, которую устроили в его больнице к приезду премьера в ноябре. По его словам, в областную больницу было временно привезено оборудование, медсестрам приказали соврать про зарплату, а в большинстве палат разогнали больных и положили вместо них переодетых сотрудников учреждения.

"Для меня безусловно странно все, что вы сказали, потому что вроде и не было необходимости все это делать: мы заранее предупредили, что приедем, мы не рвались в эту больницу", – замялся Путин. Впрочем, уверенность к нему вернулась после обещания прислать в Иваново комиссию Минздрава, чтобы проверить, как тратились выделенные на больницу 130 миллионов рублей.

Самым жестким ответ Путина получился на вопрос про "русских шпионов", пойманных в июне в США: "Вы только вдумайтесь в это! Человек всю свою жизнь отдал служению родине, и нашлась какая-то скотина, которая таких людей предает. Как он будет жить с этим всю свою жизнь?! Как он будет смотреть в глаза своим детям, свинья?!"

Досталось и оппозиционерам – Борису Немцову, Владимиру Рыжкову и Владимиру Милову. "Чего на самом деле хотят Немцов, Рыжков, Милов и так далее? Денег и власти, чего они еще хотят?" – ухмыльнулся премьер, добавив, что они "поураганили" в 1990-х, "утащив вместе с Березовскими" немало миллиардов. "Их от кормушки оттащили, они поиздержались, хочется вернуться и пополнить свои карманы. Но, я думаю, что если мы позволим им это сделать, они отдельными миллиардами уже не ограничатся, они всю Россию распродадут", – предположил премьер, поставив крест на планах новоиспеченной партии упомянутых политиков.

Не стоит, судя по всему, ждать светлого будущего и "несогласным", регулярно по 31 числам собирающимся на Триумфальной площади на митинги в защиту конституции. "Им нужен не факт проведения мероприятий, им нужен конфликт с властями", – вновь повторил сам себя Путин, изящно уйдя от ответа на вопрос, стоит ли вообще запрещать такие митинги, раз на них ходит не так много человек.

Еще один болезненный – в прямом смысле – вопрос Путину был задан про Егора Бычкова, главу нижнетагильского фонда "Город без наркотиков", известного своими жесткими попытками вылечить наркоманов. "Конечно, нужно бороться с наркоманией, но все-таки нужно делать это в рамках закона. Мы не можем никому позволить незаконным образом лишать людей свободы, приковывать их наручниками и так далее, какими бы благородными целями эти люди не руководствовались", – подчеркнул Путин общеизвестный факт, оставив россиянам самим решать, хороший Егор Бычков или плохой.

На этом вопросы, ответы на которые могли бы стать сенсацией, закончились. Все остальное время Путин провел, общаясь с рабочими заводов, шахтерами, студентами, пожарными и прочими людьми обязательных для такого рода мероприятий видами деятельности. Пересыпая цифрами – как свежими, так и прошлогодними – Владимир Владимирович несколько смазал впечатление от "Разговора", который по актуальности тем впервые в истории подобрался к реальности.

Была, конечно, попытка оттенить эту серьезность традиционными шутливыми вопросами – например, про щенка премьера, музыкальные таланты Путина и его умение шаманить. Однако во время "прямой линии" оказалось, что в этом году такой "форматный" способ общения Путина с народом несколько неуместен – слишком много накопилось в стране актуальных проблем, которые нужно решать прямо сейчас, чтобы тратить время на шутки о том, что президент и премьер спят по очереди

Тем не менее, в 2010 году наметилась четкая тенденция на большую открытость "Разговора с Владимиром Путиным" для тех россиян, кого не сильно интересует личная жизнь руководства страны. Лучший тому пример – ивановский кардиолог, который не побоялся в лицо премьеру рассказать о том, что его внаглую дурят его же подчиненные. Нельзя не отдать должное и людям, раз за разом возвращавшим Путина к теме национальных выступлений в стране – несмотря на то, что он еще в самом начале беседы попытался закрыть эту тему. Именно в такие моменты становилось очевидно, что если россияне и научились задавать властям острые вопросы, то власти острые ответы на них дать пока не могут.

Ярослав Загорец

источник: Lenta.ru