Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1800.html (версия для печати)

  Дискуссии

Имя им – легион

03 декабря 2010 23:26

Фото с сайта www.baltinfo.ru
Фото с сайта www.baltinfo.ru
Министерство обороны РФ обнародовало проект поправок к "Положению о порядке прохождения военной службы". Новации, которые снимают почти все органичения на зачисление в российскую армию иностранцев, разделили экспертное сообщество на два непримиримых лагеря.

Одни спецы всерьез опасаются, что иностранные наемники превратят нашу армию в неуправляемую орду боевиков на манер афганского "Талибана". Другие аналитики с восторгом ссылаются на опыт французского иностранного легиона, предрекая массовый приток в Россию квалифицированных солдат и сержантов.

По замыслу нашего военного ведомства, уже в обозримом будущем наняться на службу в российской армии смогут граждане всех стран в возрасте от 18 до 30 лет. От них потребуется лишь "владение" русским языком (в каких пределах, не уточняется) и прохождение дактилоскопии. Иностранным рекрутам не нужно будет присягать на верность нашей стране и "мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России", но легионеров обяжут соблюдать российскую Конституцию, "достойно исполнять воинский долг" и "исполнять приказы командиров".

Заключать первый военный контракт иноземцам придется не на 3 года, как гражданам России, а на 5 лет. Для тех, кто собирается учиться в военном вузе или училище, – дополнительно еще и на срок учебы. По истечении трехлетней армейской службы иностранец получит право на получение российского гражданства.

Если легионеры прочно заполонили все наши ведущие армейские спортивные клубы (баскетбол, футбол, хоккей и т. д.), почему бы не разрешить иностранцам служить в российской армии? Ведь предостаточно исторических примеров того, как чужеземцы помогали России одерживать громкие победы в ратных баталиях. Правда, главным образом в роли военачальников, а не рядовых. Да и аналогия с французским иностранным легионом весьма условна.

Действительно, в составе сухопутных войск Франции действует иностранный легион (от лат. legi — "собираю, набираю"), созданный 9 марта 1831 года королем Луи-Филиппом I. Однако монарх сразу же распорядился использовать это военное подразделение только за пределами континентальной Франции. Это позволило убить сразу двух зайцев – колонизировать Алжир и под благовидным предлогом убрать из страны множество "нежелательной" публики. Ведь в иностранный легион вербовали не только уроженцев других европейских стран, заполонивших Париж во время революционной смуты, но и французов, у которых были нелады с законом.

У нынешней российской армии совсем иная "вводная". Приглашать зарубежных солдат наше военное руководство вынуждено из-за острого дефицита призывников. Проблема не только в глубокой демографической "яме". Более трети призывников не могут служить в армиии по состоянию здоровья. Многие новобранцы не имеют даже среднего образования, тогда как военная техника с каждым годом усложняется. Все это усугубляется огромным количеством уклонистов (150-200 тыс.). Молодым людям из состоятельных семей родители помогают "косить" от армии более изощренным способом, приобретая липовые справки о негодности к военной службе.

При этом Минобороны устами своего шефа недавно объявило о сокращении набора военнослужащих по контракту — вместо первоначальных 210 тыс. человек до 90-100 тыс. "У нас нет средств содержать контрактников в том объеме, в каком мы бы хотели, поэтому идет сокращение по контракту и увеличение по призыву", – заявил Анатолий Сердюков. "Дальше будем смотреть", – загадочно добавил он. В свете этих откровений тем удивительнее, что руководство Минобороны обратило свой взор "за бугор".

Тот же французский иностранный легион укомплектован добровольцами более чем 136 наций. Четверть легионеров — южноамериканцы, 20% составляют французы, которые получили новую "личность" (имя и гражданство) и теперь считаются гражданами Канады, Бельгии, Люксембурга или Монако. Наибольшее же представительство (около трети) имеют выходцы из стран Восточной Европы. Кстати, 1-й бронетанковый полк легиона был создан в 1921 году на основе кавалерии разбитой армии Врангеля.

Однако сомнительно, что хотя бы часть этих вояк, многие из которых знают русский язык и успели получить на Западе высшее образование, теперь почтут за счастье связать свою судьбу с нашей армией. Слишком уж мало стимулов для тех, кто захочет проливать кровь за Россию не "за голую идею". Ежемесячная зарплата иностранных контрактников в нашей армии, как и у их российских сослуживцев, составит всего 10–12 тыс. рублей (примерно 250 евро). Примерно столько же и даже больше (из расчета около 30 евро в день) получают в виде компенсации кандидаты во французский иностранный легион, не прошедшие испытательный сбор.

Никаких преференций, кроме льгот при поступлении в государственный вуз, зарубежным рекрутам в российской армии не предлагают. Жильем их обеспечат только на время службы, да и то в общежитии. Путевки в санатории и детские лагеря им не положены, билеты на поездку в отпуск не оплачиваются. На высокие армейские посты и звания контрактникам-иностранцам рассчитывать тоже не придется. Их приглашают только в качестве рядовых и сержантов.

Во французский иностранный легион принимаются мужчины (женщин туда не берут) всех национальностей возрастом от 17 до 40 лет, готовые служить в любой точке земного шара. Минимальный срок первого контракта — 5 лет. За это время можно получить звание сержанта. После трех лет службы можно приобрести французское гражданство. Этим сходство с тем, что предлагает легионерам наше Минобороны, пожалуй, и исчерпывается.

Легионер с французским гражданством вполне может стать офицером (хотя 90% офицерского корпуса иностранного легиона – выходцы из французских сухопутных войск). Уже в начале службы жизнь каждого легионера страхуют. После 15 лет службы он получает пожизненную пенсию, которую выплачивают и за рубежом. Кроме того, для ветеранов легиона открыты специальные дома престарелых.

Сколь тщательно российские вербовщики будут изучать биографии иностранных "призывников", пока сказать трудно. А вот во французском иностранном легионе по традиции не спрашивают имени новобранца. И ныне каждый легионер получает так называемый anonymat (новое имя и фамилию, новые имена родителей, место и дату рождения), который надежно ограждает от неприятных вопросов. Кроме того, при уходе из легиона предоставляется вид на жительство и возможность смены двух букв в фамилии.

Перспектива по истечении трехлетней военной службы получить российский паспорт вряд ли сильно вдохновит не только белорусов с украинцами, но и молдаван, которые понемногу начинают переориентироваться на Запад. Скорее всего, за российским гражданством и гарантированным местом в общаге в нашу армию потянутся жители среднеазиатских республик. Конечно, на "гастарбайтерах" из стран СНГ можно основательно сэкономить, но сомнительно, что это сильно укрепит обороноспособность России.

Французский иностранный легион в лучшие годы насчитывал до 35 тыс. человек. Сейчас его личный состав сократился до 7700 легионеров. Он состоит из семи полков (включая знаменитый 2-й парашютно-десантный, в состав которого входит спецназ, комплектуемый из добровольцев-офицеров и капралов), одной полубригады и одного специального отряда.

Граждане бывших советских республик появились в российской армии еще в 2004 году с запуском целевой программы перехода на контрактную службу. Уже тогда в Минобороны надеялись, что в условиях демографического кризиса иностранцы помогут компенсировать нехватку российских контрактников. Однако, по данным российского Генштаба, в наших войсках служат чуть более 300 иностранцев – граждан республик ближнего зарубежья. Большинство из них проходит службу за пределами России — в воинских частях 102-й российской базы в Армении и 201-й базы в Таджикистане. Иными словами, Минобороны сейчас лишь пытается зафиксировать некий статус-кво, да и то с немалым опозданием.

Как полагают эксперты, будущие легионеры вполне могут служить в тех регионах, откуда они родом, если там есть российские военные базы. В частности, в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. А вот стоит ли формировать отдельные подразделения исключительно из контрактников-иностранцев, вопрос остро дискуссионный. Французский опыт вроде бы свидетельствует об эффективности такого способа комплектования, но с нашим "легионом" все может оказаться иначе.

Французский иностранный легион создавался для захвата "заморских владений", затем он был задействован для охраны военных баз за пределами страны. России в наследство от СССР, имевшего широкую сеть зарубежных военно-морских объектов и пунктов слежения, осталась лишь база в Тартусе (Сирия). Однако недавно Дмитрий Медведев на встрече с офицерами российской армии дал понять, что Россия может открыть новые военные базы за рубежом. Возможно, речь идет и о "возвращении" во Вьетнам и на Кубу. Без сомнения, это открыло бы для нашего "иностранного легиона" новые горизонты.

Иностранный легион считается одним из самых боеспособных подразделений французской армии. Он принимал участие в большинстве французских колониальных кампаний (в том числе, в штурме Севастополя во время Крымской войны) и в обеих Мировых войнах. Однако прославился разве что подавлением повстанческих движений во "французской Африке" да захватом иракского аэропорта Аль Салман во время первой "войны в заливе" 1991 года. Не сыскал легион особых лавров и на поприще миротворческих миссий под эгидой ООН и НАТО. Достаточно вспомнить, как в 1995 году боснийские сербы использовали плененных французских миротворцев (при том, что сдаться в плен для легионера считается позором) в качестве живого щита.

Поэтому слепо копировать опыт французского иностранного легиона нет смысла, да и нужды. Российским военачальникам стоило бы обратить взор не столько на зарубежье, сколько на некоторые наши южные республики, где традиционно любят, а главное – отлично умеют воевать.

Михаил Кореневский

источник: БалтИнфо