Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1764.html (версия для печати)

  Дискуссии

Лавры бакалавров

10 ноября 2010 15:48

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
Согласно готовящемуся в Министерстве образования и науки РФ законопроекту, колледжи и институты (их число увеличится за счет понижения статуса большинства университетов) станут вузами первой ступени, благодаря чему смогут обучать бывших школьников по программам бакалавриата. Но не академического, с которым волей-неволей свыклись преподаватели, студенты и работодатели, а никому доселе не ведомого — прикладного.

Реформа для "продвинутых"

Итак, довольно скоро страна окончательно примкнет к Болонскому процессу. По прогнозам директора Института развития образования Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ирины Абанкиной, это произойдет не раньше 2013 года: "новый закон "Об образовании", проект которого сейчас только-только обсуждается, еще не внесен на рассмотрение Госдумы. Есть надежда, что нынешний думский состав его успеет принять, но и в этом случае документ вступит в силу только с 2013 года". Мнения других представителей образовательной среды сводятся к тому, что лучше бы вообще не вступал.

По дороге к светлому европейскому будущему выбранный Россией болонский маршрут может существенно измениться. В Минобрнауки разрабатывают особый путь. Университеты (их круг сузится до 120 наименований) максимально сократят выпуск специалистов, направив основные педагогические усилия на подготовку бакалавров, магистров и докторов. Среднее специальное образование также планируется перевести на уровневую систему: учащихся техникумов разделят на квалифицированных рабочих и управленцев среднего звена. А наиболее "продвинутые", по выражению Абанкиной, колледжи и институты перепрофилируют в вузы первой ступени. Цель смены статуса для колледжей — общее повышение престижа средне-специального образования.

"При этом будет понижен уровень образования вообще, — возражает депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета по образованию Олег Смолин. – Так, подготовлен федеральный целевой проект развития образования, в котором предлагается за пять лет сократить долю студентов среди россиян, получающих профессиональное образование, с 71 до 50%, а учащихся ПТУ – увеличить. Минобрнауки явно проводит курс на понижение образовательного и интеллектуального потенциала страны".

Декану философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, члену-корреспонденту РАН Владимиру Миронову как таковая идея разделить вузы на ведущие и "так себе" нравится. Он считает, что изначально, как только ввели уровневую систему, нужно было и вузы разграничить — по принципу престижности. Негоже, дескать, ставить в один ряд выпускников с дипломами бакалавров, выданными в солидном университете с вековой историей и бывшем техникуме, наскоро перепрофилированном в институт.

"Это абсурд, — считает Миронов. — Поэтому и решено было ввести прикладной бакалавриат. Другое дело, что он всех запутает еще больше. Работодатель не будет разбираться в специфике диплома: что такое прикладной, кто такой бакалавр? Думаю, если уж ввели двухуровневую систему образования, надо было жестко разделить вузы по праву давать магистров, а не вводить дополнительные ступени образования в качестве разграничителей".

Однако эксперимент по переводу колледжей на новый уровень уже запущен. Сегодня в нем участвуют профтехучилища и институты из 14 регионов РФ. Правда, в чем именно заключается разница между прикладным бакалавриатом и тем, на который монопольное право получат университеты, толком не может объяснить никто. По словам И. Абанкиной, "академический связан с приращением знаний". "Например, чтобы получить диплом инженера, нужно изучить высшую математику, которую в школе не проходят, — говорит она. — Научная составляющая здесь соответствует довольно высоким требованиям".

"А в прикладном бакалавриате, — продолжает Абанкина, — значительную роль играют практические компетенции. Он заточен на то, чтобы выпускник сразу выходил на рынок труда. Речь идет о коротких интенсивных практико-ориентированных программах, которые не обязательно должны базироваться на изучении высшей математики (иногда базовый компонент предполагает лишь незначительное увеличение школьного объема знаний). Но они должны быть заточены под текущие потребности экономики и четко отвечать на запросы рынка труда".

Слесарь, склонный к философии

Рынок труда требует ясности. Сомнения в целесообразности очередного эксперимента выразил председатель координационного совета профсоюза предпринимателей "Лига свободы" Владлен Максимов. "Мне кажется, что может возникнуть некая путаница, если наряду с просто бакалаврами появятся еще и прикладные, — предположил он от лица работодателей. – Серьезной разницы между бакалавром и специалистом, который последний, пятый, курс тратит по большей части на написание диплома, я не вижу. А вот прикладной бакалавриат – совсем другое дело. Преувеличивать пагубность реформы я бы не стал, но сложности наверняка будут (если не в Москве, то в отдаленных регионах – точно). Поэтому не очень-то понятно, почему, имея в виду такой риск, эту инициативу все равно обсуждают".

Этого не понимают даже те, кто питает теплые чувства к идее Болонского процесса в целом. Первый проректор Российского университета дружбы народов (бакалавриат и магистратуру в этом вузе ввели еще в 1989 году), член совета по качеству Рособрнадзора Александр Ефремов не считает эксперимент, затеянный Минобрнауки, удачным, как и политику присвоения созвучных имен двум абсолютно разным понятиям.

"Бакалавриат в системе высшего образования – это полноценное высшее образование, — настаивает собеседник агентства. – Выпускник-бакалавр может занять руководящую должность, стать начальником цеха, он – инженер. А прикладной бакалавриат – это очень плохие слова, за которые мы критикуем Министерство образования и науки".

По убеждению Ефремова, этот термин "противоречит всем позициям Болонского соглашения, вносит страшную путаницу в понимание российской системы высшего образования" и, в довершение всего, "приводит в замешательство работодателей, которые не видят разницы между прикладным и каким-то другим бакалавриатом".

А она, по словам эксперта, весьма существенна. В техникумах готовят работников узкого технологического профиля, "не про-ек-ти-ров-щи-ков, а исполнителей!". Инженер-бакалавр – человек более широкого кругозора, готовый управлять коллективом и принимать творческие решения, чего "от выпускника средне-специального учебного заведения не требуется".

Возмущен инициативой профильного министерства и президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. "Наша структура хозяйствования, наша экономическая, финансовая и производственная системы не готовы принимать таких вот прикладных бакалавров, — уверяет он. — Работодатели запутаются еще сильнее. Любого руководителя цеха повергнет в шок человек с дипломом бакалавра из колледжа".

"Бакалавром можно назвать кого угодно, — рассуждает Комков. — Допустим, слесарь-сантехник, который придет по вызову чинить унитаз, предъявит хозяевам диплом бакалавра сантехнических дисциплин, но он как был сантехником, так им и останется. Думаю, по сути ничего не изменится: как готовили мастеров, так и будем. А если мы переиначим программы техникумов, добавим им фундаментальности высшего образования, то на выходе не получим ни сантехников, ни теоретических специалистов. Вместо них в стране появятся сантехники-философы".

Из ПТУ в магистратуру

И все-таки обе формы бакалавриата – и прикладной, и академический – если законопроект Минобрнауки вступит в силу, будут считать первой ступенью высшего образования (бог с ним, что программы прикладного бакалавриата подумывают сократить до трех лет обучения, урезав еще один год от специалитета). Т.е. выпускники нынешних колледжей смогут наравне со студентами университетов претендовать на места в магистратуру.

При этом не исключено, что первым, как уточнила Ирина Абанкина, придется предъявлять при поступлении трудовую книжку с как минимум двух– или трехлетним стажем работы. Ни необходимость стажа, ни его продолжительность никто пока не регламентировал, но логика у этого гипотетического требования может быть следующей:

"За время работы человек осознает задачи своего карьерного продвижения, — объясняет директор Института развития образования ГУ-ВШЭ, — выстроит собственную программу профессионального развития и на практике столкнется с проблемами, которые впоследствии могут стать темой его диссертации".

В этом смысле у учащегося колледжа есть преимущества перед университетскими соперниками: ему проще будет управиться с практической частью магистерской диссертации. Что же до теории, то вопрос остается открытым. Как должен подопытный выпускник выдерживать конкурс в магистратуру, если, набравшись за несколько лет профессионального опыта, он растеряет половину и без того неглубоких теоретических знаний?

На эти случаи Ирина Абанкина предлагает создать бюджетные места на подготовительных курсах при университетах. В Высшей школе экономике они, по ее словам, уже появились. Предположим, Минобрнауки когда-нибудь выделит средства на организацию подобных услуг повсеместно. Но ведь и на них непременно введут конкурс. Едва ли у многих выпускников колледжей хватит терпения, желания и финансов на повышение уровня своей образованности. А это означает, что задачи, поставленные профильным министерством и недвусмысленно охарактеризованные Олегом Смолиным, скорее всего, будут успешно реализованы.

Дарья Миронова

источник: Росбалт