Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1748.html (версия для печати)

  Дискуссии

Рапсовая революция

28 октября 2010 13:25

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
В последнее время широко обсуждается информация о том, что биотопливо представляет угрозу мировой продовольственной безопасности. Дескать, в то время, как миллиарды людей на планете голодают, миллионы тонн кукурузы идут на производство топлива для автомобилей и самолетов. В качестве другого довода часто говорят о том, что производство биотоплива требует большого количества воды, также дефицитной во многих регионах мира.

Но есть основания полагать, что пропаганда этой точки зрения лоббируется производителями нефти, которые не хотят уступать даже малейшей доли рынка инновационным капиталистам, развивающими новые технологии. В то же время, экологи и аграрии приветствуют более широкое распространение биотоплива.

Напомним, что биотопливо (точнее, биоэтанол) производится в основном из кукурузы, сахарного тростника, рапса и других сельскохозяйственных культур. Сейчас в мире производят около 35 млн тонн биотоплива, причем 90% общего объема приходится на Бразилию и США. В США, Европе и Японии получило распространение автомобильное топливо, на 5% состоящее из биотоплива, а в Бразилии – на 20%. С 1 января 2011 года в Германии появится новый сорт бензина с 10-процентным содержанием биоэтанола. В США биоэтанол в 2,2 раза дешевле бензина, а в Европе эта разница еще больше.

Аналитик "Инвесткафе" Анастасия Соснова напоминает, что интересовались биоэтанолом и производители самолетов. Так, компания Boeing тестировала применение топлива, состоящего из 50% авиакеросина и 50% биотоплива. Аналитик обращает внимание, что для нейтрализации выбросов углекислого газа в атмосферу достаточно использования 20 долей биотоплива на 80 долей керосина (поскольку при сжигании тонны керосина в воздух выбрасывается 0,8 тонны углекислого газа, а использование тонны биотоплива предотвращает выброс в атмосферу 2,5 тонны углекислого газа). Следовательно, в основе тестирования таких полетов лежала не забота об экологии, а экономические интересы, делает вывод эксперт.

В недавнем докладе ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) подчеркивается, что использование биотоплива имеет как положительные стороны (снижение зависимости человечества от полезных ископаемых, уменьшение выброса в атмосферу парниковых газов, создание новых "зеленых" рабочих мест), так и отрицательные (чрезмерная эксплуатация водных ресурсов и использование сельхозпродукции, необходимой для обеспечения продовольственной безопасности в мире).

Но опасность биотоплива для продовольственной безопасности в мире сильно преувеличена, говорит сопредседатель Союза экологических общественных организаций Андрей Фролов. "Во-первых, его производство не отвлекает ресурсы от выращивания продуктов питания, – поясняет эксперт. – Биотопливо либо производится из местных ресурсов вроде навоза, либо выращивается на неиспользуемых территориях. Например, пустующее поле засаживается рапсом". Во-вторых, продолжает Фролов, использование биотоплива решает проблему утилизации отходов, так как биотопливо практически не загрязняет окружающую среду. "В-третьих, это возобновляемый ресурс, – говорит эколог. – Поле можно засадить рапсом и на следующий год, а месторождения нефти не возобновляются".

Хотя есть у биотоплива и минусы, признает Фролов. Главными из них являются ограниченность его использования и трудности с хранением и транспортировкой. "Биотопливо не может поднять промышленность. Нельзя построить металлургический завод, полностью работающий на биотопливе, – говорит глава Союза экологических общественных организаций. – А вот, например, колхозы могут полностью работать на биотопливе. Более того, если сейчас всех их, и в России, и в Европе, дотирует государство, то биотопливо смогло бы вывести их на самоокупаемость".

Другим недостатком использования биотоплива является потребность в больших емкостях для его перевозки и хранения, отмечает Фролов. "Тут трубу, которая окупилась бы через полгода, как в случае газа и нефти, не проложишь. Тут нужны большие начальные капиталовложения, а окупаемость наступает лишь лет через 10-15, поэтому-то интерес инвесторов к биотопливу пока невысок", – добавляет эксперт.

Не видит особых проблем в производстве биотоплива и председатель научно-экспертного совета при Комитете по аграрным вопросам Госдумы Александр Фомин. "У биотоплива множество преимуществ перед традиционными видами топлива, в частности, его экологичность и возобновляемость", – соглашается он с экологом и подчеркивает, что Россия особо заинтересована в выращивании сырья для производства биоэтанола. "У нас в стране огромные пустующие площади, было бы хорошо, если бы они как-то использовались. Кроме того, это даст возможность развиваться нашим сельским территориям", – добавляет Фомин.

Анастасия Соснова из "Инвесткафе" тоже отмечает, что пока масштаб потребления биоэтанола не настолько велик, чтобы создавать угрозу продовольственной безопасности. Однако не исключено, что биоэтанол не получит той популярности, которую ему сейчас пророчат эксперты, поскольку будет потеснен так называемым "новым биотопливом" – более дешевым экологически чистым (не содержит серу) синтетическим топливом GTL (gas-to-liquids). По словам аналитика, если использование биотоплива "первого поколения", то есть биоэтанола, сейчас экономически целесообразно при цене нефти $40 за баррель, то продажи GTL-топлива рентабельны даже при $20 за баррель. При этом ожидается, что компании, строящие заводы по производству топлива GTL, в будущем смогут экономить на масштабах производства.

Однако главная проблема широкого использования биоэтанола, по словам Сосновой, заключается в том, что оно требует особой модификации двигателей. "Синтетическое топливо GTL обладает большим сравнительным преимуществом перед обычным биотопливом "первого поколения", так как не требует замены двигателя", – резюмирует она.

Аналитик "Инфесткафе" также рассказывает, что технологиями GTL уже заинтересовались производители авиатехники. Airbus с октября 2009 года провел несколько испытаний нового топлива, состоящего на 50% из обычного авиакеросина и на 50% из керосина, получаемого по технологии GTL. Пионером в создании этих технологий стала компания Shell, у которой уже есть 1 GTL-завод в Малайзии, и еще один гигантский завод Shell строит совместно с катарским партнером Qatar Petroleum. На этом заводе планируется выпускать около 1 млн тонн GTL-керосина уже к 2012 году. Свои GTL-заводы строят также Sasol, Exxon Mobil, ConocoPhillips, ВР. По окончании строительства объем мирового производства "нового биотоплива" вырастет до 17 млн тонн в год, при том, что 8 лет назад он не превышал 2 млн тонн. Соснова не исключает, что к 2030 году 30% полетов всех авиакомпаний будут осуществляться на биотопливе.

Но говорить о том, что GTL-топливо когда-нибудь полностью заменит нефтепродукты, рано, подчеркивает аналитик. "Мощности по производству GTL-топлива, когда они будут достроены, не составят и 1% всех мировых мощностей по производству нефтепродуктов", – отмечает эксперт.

Евгений Новиков

источник: Росбалт