Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1724.html (версия для печати)

  Дискуссии

Протекционизм — не в интересах России

12 октября 2010 11:27

Иллюстрация с сайта www.rosbalt.ru
Иллюстрация с сайта www.rosbalt.ru
Процесс вступления России в ВТО вышел на финишную прямую: Москве удалось уладить основные проблемы с Вашингтоном, а Грузия, как стало известно на днях, забрала назад свой отказ. О том, почему вступление во Всемирную торговую организацию выгодно России, несмотря на кризис, и чья заслуга в том, что процедура вступления приблизилась к логическому завершению, в интервью "Росбалту" рассказал профессор Центра российских и восточно-европейских исследований Университета Бирмингема, эксперт английского "мозгового центра" "Чэтхэм Хаус" Джулиан Купер (Julian Cooper).

– Вице-премьер — министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что России удалось решить основные проблемы, стоявшие на пути в ВТО. Так ли это?

– Он, конечно, имел в виду то, что американская администрация, наконец, дала "зеленый свет" вступлению России в ВТО. Для любой страны, которая планирует вступить в эту организацию, очень важно получить поддержку США. Как только Вашингтон дает согласие, все остальные проблемы, как правило, решаются очень быстро. В случае с Россией, проблемы были решены в результате общения двух президентов – Обамы и Медведева, которые во время своей последней встречи договорились решить самые важные проблемы в этой сфере как можно быстрее. И они это сделали.

Они пришли к консенсусу по таким вопросам, как защита интеллектуальной собственности: США считают, что Москва сделала шаги вперед в этой области, была решена проблема экспорта американского мяса в Россию, а также проблема государственной поддержки сельского хозяйства, где Кремль пошел на уступки американской стороне. В чем-то уступил Вашингтон, в чем-то — Россия, и в результате все удалось сдвинуть с мертвой точки. Конечно, проблемы еще есть, но они носят скорее технический, нежели политический характер.

Когда страна готовится вступить в ВТО, она готовит документ под названием "Рабочий отчет", так вот в российском случае сейчас происходит обновление рабочего отчета в связи с тем, что Россия образовала Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном и взяла на себя определенные обязательства. Российский рабочий отчет был почти готов, когда Россия приняла решение создать Таможенный союз, в связи с чем пришлось начать пересматривать весь текст. Я полагаю, что на сегодняшний момент была пересмотрена где-то четверть отчета. Это техническая проблема, но ее решение требует много времени.

Важно, что, несмотря на различные политические высказывания, Россия сейчас на пути вступления в ВТО, и делать она это будет одна, самостоятельно, без привязывания этого шага к вступлению Беларуси или Казахстана. Беларусь находится на самой ранней стадии и вступит в ВТО не раньше, чем через пять лет. Казахстан гораздо ближе и, возможно, присоединится к ВТО через два года.

Поскольку американцы дали добро на вступление, не думаю, что другие члены рабочей группы будут чинить препятствия России. Технической проблемой было возражение Грузии. Как вы знаете, Тбилиси требовал разбора ситуации с таможенными правилами для Абхазии и Южной Осетии, однако это возражение носило скорее политический, нежели экономический характер. Но, как и ожидалось, после американского "да", и эта проблема была решена: Грузия заявила, что не будет препятствовать.

– Каково ваше мнение относительно перспектив, которые несет в себе членство в ВТО для России? Имеет ли смысл вступать в организацию, которая пропагандирует свободную торговлю в момент, когда большинство стран стараются применить протекционистские меры для защиты своих экономик от последствий кризиса?

– Да, глобальный кризис, к сожалению, дал толчок протекционизму во всем мире, и российские пошлины на ввоз машин здесь держат пальму первенства: это была самая крупная протекционистская мера во всем мире за весь период кризиса. Однако усиленное использование протекционистских мер – не в интересах России.

Экономические исследования, касающиеся вступления России в ВТО, показывают, что Россия выиграет от этого шага. В первую очередь это касается сектора услуг. Более того, если Москва планирует превратиться в один из мировых финансовых центров, то вступление в ВТО ей в этом поможет. На сегодняшний момент сложилась абсурдная ситуация, когда Россия – единственная крупная страна, которая не является членом ВТО. Это не внушает доверия крупным инвесторам. Так что, вступление в ВТО может также иметь положительные последствия для инвестиций, потому что для инвесторов Россия станет страной, которая играет по правилам, признанным всеми.

Другая выгода от вступления в ВТО, и я думаю, что именно по этой причине российский президент Дмитрий Медведев приложил не мало усилий, для того чтобы это свершилось, заключается в том, что, вступив в ВТО, Россия, наконец, может вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР – это своего рода клуб, куда входят крупнейшие рыночные экономики мира, и Россия в течение многих лет очень хотела примкнуть к этому клубу, но это было невозможно, так как, согласно правилам организации, только члены ВТО могут вступить в ряды ОЭСР. Это значит, что вскоре Россия станет членом всех основных экономических клубов и сможет полноценно участвовать во встречах G8 и G20.

Потому что очень странно, что Россия входит в "двадцатку", где происходит обсуждение экономических тем мировой политики, и является единственным членом G20, который не входит в ВТО. То же самое касается "восьмерки" и ее экономических встреч, в которых Москва не может полноценно участвовать. Это сильно понижает ее статус. Так что, вступление в ВТО несет в себе крупные политические выгоды для России.

– Какие конкретные секторы экономики выиграют от вступления в ВТО?

– Москва каждый год теряет от двух до четырех миллиардов долларов из-за демпинга. Так, Россию обвиняют в том, что она продает сталь по заниженным ценам, что приводит к антидемпинговым мерам и вылетает Москве в копеечку. Для членов ВТО существует установленная процедура разборки подобного рода ситуаций, а остальным странам это может стоить очень и очень дорого. В связи с этим российская сталелитейная промышленность была одним из главных сторонников вступления в ВТО.

Сюда же стоит добавить все секторы, которые имеют проблемы с демпингом, например, производство удобрений, все они выиграют от вступления в ВТО. Однако следует иметь в виду, что далеко не все промышленные секторы сумеют получить выгоду, в то время как сервисный сектор, как я уже говорил, однозначно выиграет. Поскольку сектор услуг в России до сих пор отдает советскими временами, думаю, что от изменений в нем выиграют все, в первую очередь, российские потребители.

Что касается энергетического сектора, то здесь ситуация заключается в том, что вступление в ВТО никак не повлияет на энергетику. Когда-то ЕС и США пытались оказать давление на Россию с тем, чтобы она подняла внутренние цены на энергию и прекратила субсидировать внутренний рынок, но затем европейцы и американцы сняли это требование, и с тех пор, энергетика почти не фигурировала в контексте ВТО. Поэтому российские энергетики занимали нейтральную позицию по этому вопросу. Гораздо более озабочен был сельскохозяйственный сектор, но российское сельское хозяйство сегодня в гораздо лучшем состоянии, чем пять-шесть лет назад, так что, это тоже уже не так актуально.

Вместе с тем, не стоит забывать, что правила ВТО не вступают в силу в один день. Правилами предусмотрен переходный период, который длится примерно пять лет, когда система будет адаптироваться к новым стандартам. Так что, не стоит ждать резких изменений, они будут происходить постепенно.

– Чья заслуга в том, что Россия скоро станет членом Всемирной торговой организации?

– За членство в ВТО всегда выступали люди из министерства экономического развития. Сотрудники этого ведомства последовательно и усиленно работали над вступлением России в ВТО. Министерство финансов и, в частности, министр Кудрин также поддерживали вступление России в ВТО. Я думаю, что эти два министерства постоянно оказывали давление на правительство с тем, чтобы страна продолжала работать в этом направлении. К тому же, президент Дмитрий Медведев с самых первых дней своего президентства ясно заявил, что членство в ВТО отвечает интересам России.

Премьер-министр Владимир Путин же, наоборот, способствовал замедлению процесса вступления в ВТО. Именно он решил создать Таможенный союз, из-за чего Россия потеряла целый год. Насколько мне известно, это решение Владимир Путин принял, не проконсультировавшись с членами правительства. Так, министр финансов Алексей Кудрин открыто заявил, что он ничего не знал о создании данного союза. Я не понимаю, почему Владимир Путин решил, что создание этого странного Таможенного союза важнее, чем ВТО. Любой экономист скажет вам, что это было абсурдное решение. И сейчас сложилось впечатление, что человеком, который продвигает членство в ВТО, является президент Медведев, который в последнее время выглядит более уверенно в международных делах.

– Когда, по вашему мнению, Россия, наконец, вступит в ВТО?

– Точную дату назвать сложно. Однако я думаю, что оставшиеся технические и практические проблемы могут быть решены к следующему лету. Как только это будет сделано, процесс принятия решения будет запущен. Есть один момент, который нельзя упускать из внимания, особенно в контексте того, что Россию в следующем году ждут парламентские выборы. Финальное решение о вступлении в ВТО должно быть ратифицировано национальным парламентом. Так что, на самом последнем этапе Дума должна будет проголосовать по этому вопросу. И то, как пойдет голосование, возможно, будет зависеть от баланса сил внутри страны в тот момент. Если все пройдет нормально, то в конце 2011 года или в начале 2012 года Россия может быть членом ВТО.

Беседовала Юлия Нетесова

источник: Росбалт