Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1710.html (версия для печати)

  Дискуссии

Место встречи учёных и художников

01 октября 2010 20:09

Директор научной галереи в Дублине Майкл Джон Горман. Фото с сайта www.strf.ru
Директор научной галереи в Дублине Майкл Джон Горман. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
Доктор Майкл Джон Горман, директор и основатель Science Gallery в Дублинском Тринити колледже, которая открылась в феврале 2008 года. До работы в галерее Майкл Горман преподавал в Стэнфорде курс "Наука, технологии и общество", был стипендиатом Гарварда и MIT

Научная галерея в Дублинском Тринити колледже открылась два года назад. За это время её посетили полмиллиона человек. Почти 40 процентов тех, кто здесь однажды побывал, возвращаются снова. Такой популярности культурные учреждения России могут только позавидовать. Как им привлечь людей ХХI века? Некоторыми секретами поделился директор научной галереи в Дублине Майкл Джон Горман, выступивший в Политехническом музее с лекцией "Творческий диалог науки и искусства".

Музей, в котором посетителям просто что-то показывают и рассказывают, уже никому не интересен, это в прошлом. Необходимо искать новые формы работы, считает Майкл: "Изначально мы хотели создать творческую площадку для обмена идеями. Очень важно физическое присутствие художников и учёных в галерее. Это позволяет обеспечить так называемое свидание идей. Что выйдет из диалога модельера и нанотехнолога, астрофизика и композитора? У них могут появиться совершенно невероятные и необычные проекты. Для нас это эксперимент, и чем он закончится, мы сами не знаем".

При создании галереи организаторам пришлось учитывать некоторые ограничения. В первую очередь у них не было большого помещения. Из-за нехватки пространства они стали думать, как можно заинтересовать посетителей, и сделали ставку на "гибкость". Каждые три месяца в галерее меняется экспозиция, устраивается новое мероприятие – в прошлом году их прошло 240, а также пять крупных выставок. А вот постоянно действующей экспозиции как не было, так и нет до сих пор.

В галерее изначально выбрали модель открытого доступа, то есть здесь не берут деньги за вход.

Для развития такого проекта требовалась особая бизнес-модель. На старте поддержка государства была совсем незначительной, приходилось искать спонсоров. Одним из основных стал Google. Помощь нужна была не только деньгами, но и конкретными делами, многие сотрудники компаний-партнёров охотно согласились поучаствовать в первых проектах.

Работа галереи базируется на трёх принципах:

1) развитие социальных связей – создание возможности для общения представителей разных профессий;

2) активное участие посетителей выставки – они должны быть вовлечены в работу галереи, а не только иметь возможность наблюдать за происходящим в ней;

3) наличие сюрприза – в каждой экспозиции и мероприятии должен присутствовать элемент неожиданности, нечто, что может захватить воображение публики.

Как признался Майкл, в его галерее не боятся обращаться к темам, которые вызывают неоднозначную реакцию публики. Например, один из проектов в цикле мода и наука назывался "Кожа без жертв". Центром экспозиции стал кожаный пиджак. Но изготовлен он был из необычного материала – стволовых клеток мышцы человека. Автор проекта считает, что более этично создавать изделия из такой кожи, чем использовать животных. Эта позиция не всем нравится, что вызывает бурные дискуссии о том, куда движется наука и в целом человечество.

Ещё один излюбленный приём – организация лаборатории внутри галереи. Первый проект из этой серии был связан с мозгом человека. Любой посетитель мог поучаствовать в эксперименте и опытным путём проверить, насколько он внимателен: в частности, необходимо было уследить за разговором двух людей одновременно.

"Нашим гостям очень понравилось участвовать в экспериментах, – говорит Майкл Горман. – Особенно интересным для них оказалось общение с учёными, в ходе которого была возможность выяснить волнующие их вопросы о работе мозга. А исследователи за три недели проекта смогли провести больше опытов, чем за восемь лет работы. По результатам этого эксперимента у них появились публикации в крупных научных изданиях. То есть для них проект имел реальную ценность".

Одна из сложностей, с которой поначалу столкнулись в галерее, – скептический настрой учёных. Многие далеко не сразу откликнулись на приглашение поучаствовать в совместных мероприятиях.

Приходилось их убеждать и постепенно удалось преодолеть предубеждение. Важно, что с галереей согласились работать некоторые авторитетные учёные. А часть из них стали сами предлагать идеи для выставок.

Изначально руководство галереи рассчитывало, что в год их мероприятия будет посещать около 50 тысяч человек. На практике их оказалось в пять раз больше. Немаловажную роль сыграло расположение галереи: в центре Дублина, рядом с бизнес-кварталом, железнодорожным вокзалом, но главное – она находится на территории ведущего университета Ирландии – Тринити колледжа. Соответственно все его исследовательские группы могут быть задействованы в проектах галереи. К тому же, в мероприятия активно вовлекаются студенты, которые оживляют любое дело.

"Свою аудиторию мы называем “Леонардо”, по аналогии с да Винчи, – рассказывает Майкл. – Идея в том, чтобы культивировать, поддерживать, привлекать к творческому поиску новое поколение да Винчи – учёных, художников, представителей бизнеса и т.д. Определяя аудиторию, мы решили не ограничиваться подростками или молодёжью, работаем со всеми возрастными группами".

В галерее отработана специальная модель привлечения посетителей к мероприятиям. Это своего рода пирамида. На первом уровне – обычные посетители. Некоторые из них могут перемещаться на второй уровень и становиться членами галереи (сейчас их 17 тысяч). Из их числа выбираются послы (третий уровень), которые организуют мероприятия (500). Наконец, вершину пирамиды составляет группа "Леонардо" (50). Это своего рода мозговой центр галереи – люди уже предлагают темы выставок. Кстати, в штате галереи всего 9 сотрудников.

Одна из групп "Леонардо" предложила для выставки тему чумы. Руководители галереи побоялись, что это может вызвать слишком негативную реакцию, и расширили её до инфекционных заболеваний. В рамках проекта моделировались различные эпидемии. Не обошлось и без опытов. Посетителям предлагали поцеловать чашку Петри и узнать, какие бактерии теперь поселились у них на губах. В течение двух дней организаторы выращивали культуры, после чего испытуемых приглашали в галерею ещё раз – за результатами. Кстати, из тех 40 процентов человек (200 тысяч), которые дважды посетили галерею, 90 тысяч побывали здесь уже раз десять. То есть речь идёт о людях, которые представляют своего рода ядро галерейного сообщества, которые в хорошем смысле слова заболели идеей творческого диалога науки и культуры.

В ближайшие три года Майкл Горман и его коллеги будут проводить аналогичный эксперимент в других европейских городах – Лондоне, Париже и т.д. Определены три ключевые темы: 1) будущее воды; 2) перспективы социального взаимодействия – что случится, если face book выйдет в реальный мир; 3) синтетическая биология.

В 2012 году Дублин объявлен европейским городом науки. Будет большая конференция, на которой руководство галереи презентует результаты своих проектов.

В качестве практических советов для музейных работников России Майкл поделился некоторыми рекомендациями, исходя из своего опыта.

Первое. Для выставок следует выбирать общие темы, объединяющие различные дисциплины. Например, свет, инфекции и т.д.

Второе. Открытость – идеи выставок и мероприятий могут предлагать простые посетители. Обычно люди откликаются на призывы рассказать о том, что было бы им интересно. Галерея наук не навязывает свои идеи, а выслушивает сообщество и предлагает свою помощь в организации мероприятий. При этом активно используются социальные средства общения, в частности, twitter.

Третье. Отсутствие границ, выход за пределы своих стен. Готовность устраивать мероприятия на самых разных площадках, включая музыкальные фестивали и тому подобное.

В заключение своего выступления Майкл Джон Горман признался, что мечтает создать своего рода сеть научных галерей в разных городах мира. Тогда можно будет обмениваться не только идеями, но и выставками. Каждая галерея будет узлом творчества по какому-то конкретному направлению, которое наиболее развито в том или ином городе. И это будет очень интересно для взаимообмена.

Марина Муравьёва

источник: STRF