Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1633.html (версия для печати)

  Дискуссии

Чиновничий бросок на амбразуру ЕГЭ

12 августа 2010 15:31

Фото Григория Тамбулова с сайта www.ng.ru
Фото Григория Тамбулова с сайта www.ng.ru
Как сообщает пресс-служба президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева, глава республики отправил в отставку и.о. министра образования и науки республики Ирину Шаповалову. Чиновницу уволили за грубые нарушения закона, допущенные при проведении единого государственного экзамена. Эта первая громкая отставка чиновника такого ранга за ЕГЭ. Повлечет ли она за собой исправление ситуации в самой Карачаево-Черкесии и у других ее "коллег" – вопрос пока открытый.

Предыстория же такова: неприлично большое количество отличников ЕГЭ в Карачаево-Черкесии замечают не впервые. В прошлом году, например, все было так же и в тех же формулировках. "Аномально высокие результаты показали выпускники в национальных республиках: Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Мордовии, Татарстане и Башкортостане, – заявил Рособрнадзор в 2009 году. – Помимо более высоких оценок отличается и доля сдавших экзамены – 94–96% при среднем показателе чуть более 80%. Заметив это несоответствие, федеральные власти организовали проверку. Результаты проверок показали, что нарушения, и довольно серьезные, в указанных регионах были. Реакция местных властей осталась в большом секрете и нигде не всплыла. Дожили до нового ЕГЭ, который показал, что правильных выводов из прошлого опыта никто не сделал. Новые же результаты еще больше ошеломили федеральное начальство. Видимо, последовали указания регионам проявить приличествующую честность и проявить чудеса героизма. Вспомнили опять же, как в позапрошлом году бой фальшивым баллам дал президент Чечни Рамзан Кадыров. И вот теперь пример готовности подал глава Карачаево-Черкесии.

"Мною были даны четкие указания относительно обеспечения прозрачности и объективности проведения ЕГЭ на территории Карачаево-Черкесии в соответствии с действующим законодательством. Все руководители от местного уровня до уровня республиканских чиновников были предупреждены о персональной ответственности за подготовку и саму процедуру проведения единой государственной аттестации. Лица, допустившие грубые нарушения, а также продемонстрировавшие непрофессионализм, халатность в своей работе, а также злоупотребившие служебными обязанностями, должны понести за это ответственность", – приводят слова главы республики Бориса Эбзеева на президентском сайте.

Чиновники отстранены. Распоряжением президента Карачаево-Черкесии кандидатуры председателей предметных комиссий аттестационной кампании 2010 года по химии, русскому языку и биологии больше не будут рассматриваться.

Одним словом, все хорошо. Да не очень. Вообще надо бы уйти еще глубже в историю вопроса и вспомнить, что еще во времена традиционного прохождения итоговой аттестации самое большое количество медалистов наезжало в столичные престижные вузы именно с юга страны. И когда только начинался переход на ЕГЭ, то именно в этих регионах случались громкие родительские демонстрации. Кстати, памятен случай, когда крупный скандал разгорелся в Карачаево-Черкесии в 2006 году. Там прошла целая демонстрация против введения ЕГЭ. Вышедшие на массовую акцию протеста матери выпускников школ встретили приехавшую в регион представительницу Рособрнадзора криками "Не желаем вашего ЕГЭ!" и "Оставьте наших детей в покое!". По слухам, начальственная дама так перепугалась, что весь свой срок пребывания в республике пряталась от "благодарных" родителей. Сегодня те времена уже забыты, и родители быстро адаптировались к ЕГЭ.

Подумаешь, какая-то горстка псевдоотличников, решите вы. О чем разговор? В принципе да. По информации Рособрнадзора, в первую волну ЕГЭ сдавали 878 664 школьника. Количество же 100-балльных работ в кампании ЕГЭ-2010 составило 2822. Не так уж много. Тем более что большая часть – это настоящие отличники. Но прецедент – дело неблагодарное...

Оставим в стороне ситуацию со злоупотреблениями со стороны высокого регионального чиновничества. Кстати, тут еще не ясно, было ли на республиканского и.о. министра давление со стороны ее же начальства или нет. Действительно ли она одна виновна? А может, просто найден стрелочник? Зададимся достаточно простым вопросом: а есть ли смысл в такой "публичной порке"? С одной стороны, подан сигнал к участникам кампании будущего года – не переусердствуйте, может последовать наказание – и это неплохо. С другой стороны, борьба с махинациями во время сдачи ЕГЭ не имеет большого смысла, если она столь персонифицирована. Прежде надо бы поискать подводные камни в самой системе.

Стоит, например, внимательнее отнестись к теме наказания за содеянное. Как она действует, например, сегодня. Итак, если при сдаче ЕГЭ обнаружились нарушения, то... о них местной власти разными способами подает сигнал общество. Власть на местах, как правило, гасит (или не гасит) небольшой локальный конфликт сама.

Например, нарушили права какого-то абитуриента. Он подал на апелляцию. Просьбу рассмотреть удовлетворили. Конфликт исчерпан. Если же речь идет о нарушении закона большой группой лиц (например, как в случае с "аномально высокими оценками по ЕГЭ у неприлично большой группы лиц") и об этом становится известно за пределами данной местности, то в область едет "ревизор" в лице комиссии Рособрнадзора. Комиссия рассматривает ситуацию, находит аномалию и... дальше в игру опять вступают местные власти. Если того требуют обстоятельства, к делу подключается прокуратура. Наказывает лиц, организовавших "безвозмездную" помощь очень нуждающимся в высоких баллах по ЕГЭ.

Местные же власти решают и другой, более насущный вопрос: отменить ученикам оценки, полученные в результате этой взрослой нечестной игры, или нет? Как показывает опыт прошлого года, обычно этого не делают. В худшем случае ученикам снижают оценку. Учеников берегут, взрослых наказывают.

Вопрос: будут ли взрослые и далее бросаться на амбразуру ради светлого будущего их ребенка, которое уже завтра может начаться на бюджетном отделении в самом престижном московском вузе? Учитывая страстную родительскую мечту – чтобы дети жили лучше их самих, – да!

"Я только одного не могу понять, – говорит "НГ" проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович, комментируя эту ситуацию, – люди, которые идут на прямую фальсификацию результатов экзамена, – они что, не понимают, что явно завышенные баллы по ЕГЭ сразу бросаются в глаза".

Видимо, не понимают...

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета