Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1530.html (версия для печати)

  Дискуссии

Неохотная поддержка

02 июня 2010 19:03

Исполнительный секретарь некоммерческого партнёрства грантодающих организаций "Форум доноров" Наталья Каминарская. Фото с сайта www.strf.ru
Исполнительный секретарь некоммерческого партнёрства грантодающих организаций "Форум доноров" Наталья Каминарская. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
Каминарская Наталья Георгиевна, исполнительный секретарь некоммерческого партнёрства грантодающих организаций "Форум доноров". Член управляющего совета Международной инициативы поддержки доноров (World Wide Initiative for Grantmakers Support), член комитета по сетевому взаимодействию Европейского центра фондов (European Foundation Centre) и участник сети Центральной и Восточной Европы за ответственную филантропию (CEENERGI)

Чтобы некоммерческий сектор, занимающийся благотворительностью, находил поддержку у государства, к диалогу нужно пригласить бизнес, убеждена Наталья Каминарская, исполнительный секретарь некоммерческого партнёрства грантодающих организаций "Форум доноров".

Об отношении благотворителей к науке и образованию

Тема образования – одна из самых популярных среди российских благотворителей. Она – понятная: стипендии, поддержка материально-технической базы университетов, в том числе ремонт… Даже если меценат не получит ожидаемого результата – "сегодня вложил – завтра его добился", всё равно понятно, в каком ключе это направление развивается: готовятся квалифицированные кадры для страны.

Другой вопрос – поддержка науки. В этой области порядок финансирования чаще всего совсем другой, и это не всегда те суммы, с которыми готовы расстаться современные частные благотворители. Кроме того, сказывается и отсроченность результата, если говорить о поддержке теоретической науки. В России есть всего лишь несколько людей – Потанин, Зимин, раньше был Ходорковский, – которые в этой сфере готовы планировать на 30–50 лет вперёд. Дмитрий Зимин говорит, что меньше чем на три года бесполезно планировать хоть какой-то проект в области популяризации науки. Поэтому данную тему поддерживает государство, у которого нет "краткосрочного горизонта", а с частными финансистами науки у нас пока плохо.

О главном качестве миссионера

Самое главное для миссионера – это видение.

У людей, готовых инвестировать на десятки лет вперёд, реально есть вера и видение. И этим они отличаются от большинства.

Такие качества формируются всем их опытом – и тем, который касается бизнеса, и тем, что связан с их образом жизни вообще. Есть неординарные люди, которые умеют подняться над действительностью – безусловно, это проявляется в бизнесе, и это отличает далеко не каждого бизнесмена. Бывает, конечно, и лавочник с таким видением, но обычно это всё-таки человек определённого калибра, построивший грандиозную компанию, (может быть, даже не одну), достигший серьёзных успехов. Тогда он, действительно, с любой глобалистской точки зрения может посмотреть, куда и как развивается выбранная тема.

О мотивации меценатов

В благотворительность приходят разными путями. Поменять жизнь к лучшему, построить новую реальность – это, между прочим, мотивация, которая сильно задевает филантропов. Человек подсаживается на это даже больше, чем на зарабатывание денег. Про Потанина известно, что первое время он относился отстранённо к своему фонду, но потом вдруг понял, что эти студенты благодаря ему действительно получают возможность подниматься по социальному лифту, что перед ними действительно открываются новые возможности, что эти ребята могут составить будущее российской экономики, бизнес-элиты. И эта энергия на самом деле питает мецената. Зимин именно так видел для себя смысл жизни отчасти в том, что благодаря его поддержке молодые учёные не уходят в бизнес и не уезжают за границу. Пафосно звучит, но такое ощущение, что это и есть то, чего не хватает сегодня многим. Альтруизм присущ основе человеческой сущности.

Кого-то в благотворительность приводит личная мотивация: не дай Бог, что-то с близкими случилось. По моему опыту могу сказать, что человек не будет заниматься абсолютно чужим для себя вопросом. Зимина как ни подталкивай, он не станет работать с детьми-сиротами, ему эта тема не близка, для него важно интеллектуальное будущее страны.

Довольно распространённый пример: человек успешен во всех сферах своей жизни, у него всё решено и понятно на 50 лет вперёд. И становится грустно… И вдруг он видит эту область, которая отлично ложится в его картину мира, где можно маленькими личными усилиями добиться огромных результатов, удовлетворить какие-то свои внутренние потребности, дотоле "не закрытые" ничем другим.

Но чаще бывает так: благотворительностью занимается компания какого-то человека, а не он лично. Дмитрий Зимин, пожалуй, является приятным исключением, так как он занят только благотворительностью. Обычно же меценатство поначалу смешано с бизнесом. Всё идёт хорошо, благотворительная деятельность развивается, есть признание и поддержка из внешней среды. В какой-то момент, наступает этот внутренний конфликт: что может и должна делать компания, а что реально интересует этого человека. И вот здесь важно сохранить и то и другое, найти правильное применение своим силам.

О шансе попасть в историю

Тот, кто сейчас приходит в этот сектор, реально имеет все шансы остаться в истории благотворительности и упоминаться наряду с Третьяковым, Мамонтовым и остальными. Потому что потом их будет миллион, а сейчас их 10–50 человек. Всех запомнят поимённо – каждого, кто первым придумал или сделал что-то лучше, чем человек до него.

О "замкнутом круге мецената"

Сегодня нет сферы, в которой хватало бы ресурсов для решения всех существующих проблем. Но внимание благотворителей никогда не распределяется поровну между ними. Те, кто только начинают в этом разбираться, первоначально просят им помочь: "Скажите, где может требоваться помощь, и мы туда с удовольствием выдадим денег или ещё чего-нибудь". Но на такие предложения никогда нельзя покупаться! На самом деле, человек всегда знает, чего он хочет, он не всегда это может сформулировать. Ему начинаешь говорить: "Вы можете помочь обманутым вкладчикам", а он в ужасе: "Вы с ума сошли?!". "А Байкал пойдёте спасать?" – "Не-а, другие за меня загадили, а я буду спасать?". Оказывается, он хочет по энному кругу заниматься излюбленными благотворительными сферами: дети-сироты (как вариант – ветераны Великой Отечественной войны), Большой театр ("он же" – Мариинка, Консерватория, Третьяковка, Пушкинский музей, Эрмитаж) и храм Христа Спасителя (прочие церкви по списку прилагаются). У нас даже такой благотворительный сленг: мы называем эти предпочтения "замкнутым кругом мецената". Почему всё это выбирают? Детей-сирот проще всего "проверить", увидеть результат: ты пришёл, его накормил или дал ему игрушку, или сделал операцию – он выздоровел, он счастлив. Что касается культуры, то здесь человек себя как бы приравнивает к Третьякову и Мамонтову. А церковь – это же святое! Раньше я очень расстраивалась из-за такой ограниченности в выборе, но теперь понимаю: пусть человек начнёт с этого. Главное, чтобы после этой попытки у него осталось желание что-то делать. Тогда он сможет воспринять информацию: а где ещё требуется подобная помощь?

О мелочах

Есть смысл в том, чтобы принести и сто, и десять рублей. Или – прийти лично, покрасить забор, постоять рядом, проявить сочувствие. В этом смысле для некоммерческих организаций (НКО), которые эти процессы организуют, не должно быть мелочей. Если мы не готовы принять эти десять рублей, сказать человеку "спасибо", объяснить, куда эти деньги пойдут, да просто дать ему возможность это сделать, он повторно никогда не придёт. Мы должны выступать профессионалами, чтобы люди, которые к нам пришли, какими бы мотивами они не руководствовались, получили то, за чем они к нам обратились, каждый – за чем-то своим. Надо задуматься: почему всё-таки человек пришёл с этими деньгами, значит, у него есть некая внутренняя потребность. Это сопереживательная вещь, свойственная человеческой культуре и натуре.

О личных мотивах

Я, собственно, благотворительностью не занимаюсь, я – наёмный сотрудник, и моя задача в другом: в том, чтобы появлялись фонды и организации, которые бы систематически этим делом занимались, чтобы проблемы в обществе решались за счёт инициативы частного сектора, а не только государства. Почему я в этот сектор пришла? Потому что

здесь люди другие, как бы высокопарно это ни звучало. Здесь главная цель – улучшение жизни и построение будущего – полезного для самых разных людей.

Для меня это оказалось важным. Мне хватило бизнеса, у меня был такой опыт, и мне захотелось посмотреть, бывает ли другая среда. И я её для себя нашла.

О моде на благотворительность и доверии

В обществе нет доверия к ней. Ситуация меняется медленно и непросто, и здесь каждый сектор играет свою роль. Если благотворители будут лишь предлагать свою помощь – доверие к ним не вырастет, если государство сверху начнёт настаивать на расположении общества к меценатам – также ничего не произойдёт, если бизнес будет говорить о своей выгоде от благотворительности – тоже ничего не изменится. Но тема благотворительности, безусловно, становится всё более понятной, о ней больше пишут в СМИ. Даже если она в некоторых кругах просто считается модной темой, это хорошо. Другое дело, что, когда мода проходит, должен остаться какой-то профессиональный остаток, но мода – это прекрасно, это дополнительное привлечение внимания. Спасибо всем, кто готов дать своё имя и встать рядом с какими-то важными общественными инициативами – я говорю об актёрах, известных политиках, бизнесменах – из каких бы побуждений они это ни делали. Никаких отрицательных чувств у меня при такой "моде" не возникает.

О благотворительности в регионах

В регионах она развивается гораздо более креативно и более адресно, там рождаются и реализуются самые интересные, самые эффективные проекты. Когда вы видите, что рядом с вами есть такие-то конкретные проблемы и такие-то конкретные потребности, вы скорее придумаете, как их решить, чем когда перед вами – вся страна, и вы смотрите на неё "сверху". Из Москвы невозможно понять и представить, как лучше решать каждую проблему. Неслучайно одна из самых эффективных моделей благотворительных организаций – Фонд местного сообщества, работающий именно на уровне какого-либо региона. Такая организация объединяет бизнес, власть и общество, собирает средства на местном уровне для решения региональных проблем привычными методами.

О государстве

Главная характеристика действий нашего государства последних лет в отношении благотворительности – противоречивость. С одной стороны,

оно делает один шаг к нам навстречу, а потом три шага назад.

Бывают ситуации, когда государство на словах обещает сделать определённые вещи, а в итоге поступает так, как выгодно ему, а не развитию данной сферы. Казалось бы, сейчас как никогда за последние 20 лет видны значительные позитивные сдвиги в реформе законодательства, регулирующего некоммерческую благотворительную деятельность. Мы нередко выступаем экспертами в этой области – предоставляем необходимую информацию законодательным органам, обсуждаем с ними возможные подходы и последствия принятия тех или иных решений. Но окончательное слово остаётся за ними, поэтому результат может быть любым.

Можно сколько угодно говорить, что нам нужно поощрять людей заниматься благотворительностью, но налоговых льгот в этой сфере ни для частных лиц, ни для компаний как не было, так и нет.

Три года уже лежит закон, всеми согласованный, но никуда не внесённый и никем не подписанный. Сейчас готовится программа государственной поддержки некоммерческих организаций, работающих в сфере благотворительности, под неё будут выделены бюджетные деньги, но уже сейчас многие уверены, что средства попадут специально созданным левым организациям.

Я совсем не хочу сказать, что всё плохо. Есть прекрасные чиновники в разных министерствах, ведомствах, в регионах, которым не всё равно. Огромное им спасибо за их поддержку, желание и умение выслушать нас, вычленить из разрозненного хора мнений здравые мысли и логику. Благодаря их поддержке с высоких трибун стали звучать слова "благотворительность", "налоговые льготы", "госпрограммы" – без этого государство (а вслед за ним и граждане) никогда бы нас не услышало. Но путь ещё длинный, он требует желания сотрудничать, слышать и поддерживать друг друга с обеих сторон – и со стороны государства, и со стороны некоммерческого сектора. Кроме того, необходимо пригласить к этому диалогу и третью сторону – бизнес. Именно он сегодня – проводник инноваций, финансовая основа и серьёзный партнёр для НКО.

Елена Укусова

источник: STRF