Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1520.html (версия для печати)

  Дискуссии

Школы отпустили в автономное плавание

26 мая 2010 22:27

Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
C 8 мая, то есть с того самого момента, как президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о реформе бюджетных учреждений, общество объято самыми противоречивыми слухами, вплоть до обвинений властей в нарушениях основ Конституции. Почему Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" вызвал такое беспокойство? О том, что даст новый закон непосредственно школе, в беседе с корреспондентом "НГ" Натальей Савицкой рассказывает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

– Ирина Всеволодовна, какова основная идея закона?

– Этот закон предполагает свободу школы в распоряжении своими средствами и позволяет увязывать результаты обучения с фактическими затратами на него. Цель – предоставить бюджетным учреждениям свободу в использовании денег под ответственные обязательства. Эти обязательства закрепляются госзаданием учредителя. А госзадания, обеспеченные принятым Госстандартом, включают в себя не только какие-то объемно-количественные показатели, но и качество школьного образования. Госстандарт в начальной школе уже принят, в средней и старшей школе будет принят в самое ближайшее время.

– Какое учебное заведение оставить на бюджете (казенные учреждения), кому позволить стать новыми бюджетными или автономными – все это решает учредитель?

– Да, причем по мере готовности учреждений перейти в тот или иной статус. Тут важно отметить, что уже почти во всех регионах РФ есть автономные учреждения. Существует такая практика минимум два-три года, и за это срок ни одно из этих учреждений не стало банкротом. Никто не заявил, что собирается переходить на обратный статус.

Мне могут возразить, что в статус автономных перешли самые подготовленные. Мы понимаем дело так, что и в будущем в автономные будут переходить только те, кто готов. Те, кто имеет свою собственную стратегию развития, свою миссию. И для того, чтобы идти дальше, этим учреждениям наряду с академическими свободами нужна экономическая самостоятельность, финансирование одной строкой, свобода в распоряжении средствами. То есть они четко понимают, зачем им нужно стать автономными.

Напомню, что внебюджетные средства для автономных учреждений еще с 2006 года школы могут накапливать, развивая деятельность, приносящую им доход, и тратить самостоятельно.

Деньги идут сегодня в школу не только в обмен на обязательства, но и в обмен на эффективность. У школ появляется возможность выявить свои внутренние резервы и использовать освободившиеся средства на повышение качества образования. Сэкономленные деньги отнимать никто не будет. Школа теперь сама будет думать, как их разумно потратить, а учредитель лишь отслеживает конечный результат. При этом вся отчетность школы прозрачна и публична.

До этого, напомню, было сметное финансирование. Следили только за тем, чтобы учреждения выполняли смету по статьям. Чтобы, не дай бог, копейка с коммуналки не ушла на какие-то другие нужды. Переход на траты по другим статьям можно, конечно, было осуществить, но это занимало минимум два-три месяца. Вот от этого мелочного контроля и избавили сегодня школы.

– Финансовая свобода новых бюджетных учреждений при этом остается несколько ограниченной?

– Деньги у них в отличие от автономных школ останутся в казначействе. Поэтому за ними сохранится казначейский контроль. В казенных школах остается все так, как было ранее. В них все решает учредитель.

– Если новое внебюджетное учреждение захочет что-то купить на заработанные средства, оно вынуждено будет применять 94-й Федеральный закон ("О госзакупках")?

– Понимаю подтекст вопроса. 94-й ФЗ действительно вызывает сегодня много нареканий. Иногда за строгим соблюдением его идет неконтролируемое качество за счет снижения цены. Не нравятся и длительные сроки, и сложность самой процедуры. По условиям организаторов конкурса учреждение вынуждено выбрать интересующее оборудование или услуги по минимальной цене.

Но закон никто не отменял. В автономных учреждениях есть возможность не проводить конкурсы по закупкам, для новых бюджетных это условие сохраняется. Но при этом нужно обязательно отметить, что все, что закупается в рамках госзадания, которое обеспечивает реализацию госстандарта образования и устанавливается учредителем, осуществляется без конкурса. И на одинаковых принципах по одним и тем же источникам рассчитывается субсидия для любых учреждений.

И еще очень важно, что в это госзадание входят и условия обучения. Учитывается и такой фактор, как кадровый потенциал. И поэтому вся критика, мол, школы будут давать только обязательные предметы, а за все остальное нужно будет платить, – необоснованна, потому что в новых госстандартах прописана в том числе и внеурочная деятельность. Все это и будет отслеживаться учредителем.

– Всех настораживает внезапность перехода к делению учреждений на автономные, казенные и новые бюджетные…

– Переход к такому делению был подготовлен заранее. И находится в связке и с переводом школ на подушевое финансирование учащихся, и на новую форму оплаты учительского труда. Увязан с подготовкой и аттестацией учительских и преподавательских кадров. И с академическими свободами школ, благодаря которым школа теперь самостоятельна в составлении своих программ на базе госстандарта. Оставалось дать школам некоторую экономическую и финансовую свободу. Что и сделали. Поэтому непонятно, почему этот закон вызвал такой ажиотаж…

– Наверное, потому, что остаются риски. Например, вопрос банкротства школ...

– Банкротства быть не может, потому что детей все равно нужно учить. Есть прямая норма закона о невозможности банкротства любых учреждений. Здесь имеет смысл перед переходом школы на новый тип учреждения снять с нее все накопившиеся перед этим переходом долги. Иначе долг ее будет расти.

Но риски остаются, и связаны они совсем с другими факторами. В первую очередь – с демографической проблемой. Нормативы никто понижать не будет, количество школьников существенно сократилось и продолжает пока сокращаться. Для школ этот фактор оборачивается тем, что им нужно суметь самостоятельно просчитать, какие программы закладывать, на какие траты пойти. В общем, встает вопрос эффективного управления школами. Но директоров ведь учат, как в этой ситуации поступить.

Существует проблема с документацией. И опять же – здесь важно понять, что это не будет процесс реорганизации учебных учреждений. И под шумок невозможно уволить директора школы, сократить учителя и принять другие непопулярные меры. По-хорошему, закон ничего существенно не меняет в жизни школ. Это все нужно понимать.

– Если все так, то почему сами учителя боятся этого перехода?

– Они опасаются прозрачности их деятельности и публичного обнародования личных показателей их труда. Боятся того, что от качества уроков теперь зависит и зарплата. Вдобавок страсти учителей подогреты политическими партиями, умело разыгравшими на фоне плохой информативности населения собственную карту. И, чего скрывать, учительские коллективы у нас в основном укомплектованы людьми пожилого возраста, им свойственна инерция мышления, боязнь нового на фоне быстро меняющейся школьной среды.

Нататлья Савицкая

источник: Независимая газета