Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1497.html (версия для печати)

  Дискуссии

Родители не верят министрам

12 мая 2010 17:58

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
Очередное заседание петербургского парламента сегодня началось с небольшого флэшмоба. У Мариинского дворца группа петербуржцев передала депутатам письмо-обращение по поводу нового закона об автономных организациях, в частности – об автономии школ. По мнению авторов письма, закон ведет к платному обучению, которое будет не под силу многим родителям.

Депутаты письмо взяли, а авторы письма разошлись. Их было немного – человек двадцать. Однако родителей, встревоженных перспективами платить за "дополнительные" уроки, гораздо больше, их — тысячи и не только в Петербурге. На 15 мая намечена всероссийская акция протеста...

"Такая реакция на новый закон – ошибочна. Просто люди не понимают, что по новому закону школа сохранит бесплатное образование, но сможет открыто заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно тратить средства. Наконец, вы что, не верите президенту?" — объяснили "Росбалту" в Комитете по образованию правительства Санкт-Петербурга

Действительно, на одном из специальных совещаний профильных министров, которое созвал Дмитрий Медведев, глава государства сообщил, что и ему лично в последнее время приходит масса обращений с просьбами отказаться от нового закона. По его словам, больше всего россиян волнует тот факт, что реформа бюджетных организаций и методики их финансирования сделает среднее образование в нашей стране платным. Дмитрий Медведев заверил, что это не так. "Никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, прежние нормы предоставления образовательных услуг остаются. К тому же, что немаловажно, по сути, эти правила уже действуют в значительной части регионов, где они вводились в экспериментальном порядке на период "Национального проекта", и они ни к чему негативному в этом плане не привели", — заявил президент.

Он также заверил, что с вступлением в силу нового закона директора школ получат возможность самостоятельно распоряжаться денежными средствами и, как следствие, выплачивать дифференцированные заработные платы в зависимости от качества работы учителей. Это должно положительно сказаться на качестве учебного процесса в целом.

В свою очередь, министр Андрей Фурсенко также заверил, что бесплатному среднему образованию в России — а его бесплатность закреплена в Конституции — ничто не угрожает. Более того, законопроект только укрепит эту конституционную норму. "Кроме того, мы абсолютно уверены, что объем бюджетных бесплатных услуг не уменьшится, а увеличится", — добавил министр. И сообщил о том, "что денежные средства, которые остались с прошлого года в учебных учреждениях, не будут списываться, а будут переходить на следующий год".

Однако, несмотря на столь авторитетные мнения, народ встречает депутатов с письмами протеста. А Интернет буквально взорвался от возмущения и недоверия. Почему?

Начальники от образования поясняют, что закон сложен не только для родителей, но и для самих директоров школ. Они, что называется, не понимают пока своего счастья: бюджетные деньги будут поступать в школу одной строкой; учредитель не будет мелочно контролировать расход средств; деньги можно будет "перебрасывать" с одной статьи на другую и так далее. Словом, школам будет дана финансовая свобода.

И вот тут-то и начинается недоверие к закону у родителей. А если эта свобода обернется воровством? Или – неграмотными тратами? Кто будет контролировать директора? Готовы ли школы к такой самостоятельности? Какими услугами они будут зарабатывать деньги — сдавать в аренду свои помещения? Например, классы — под ларьки, а спортзалы – взрослым дядям из соседних домов?

Надо сказать, что недоверие к школьным порядкам и лично ко многим директорам школ появилось не сегодня, и не с новым законом. Слово "поборы" известно всем родителям, которые знакомы со школьной жизнью. Годами они сдавали деньги то "на охранника", то "на шторы", то "дежурному в гардеробе", то "на мытье окон", то "на елку", то "на подарок классному руководителю", то, наконец, "на выпускной вечер". Несмотря на всю святость этих школьных целей, родители привыкли называть очередную сдачу денег не иначе как побором. И вот теперь прошла информация или дезинформация о том, что надо будет платить за "дополнительные" уроки, к числу которых относятся рисование, физкультура, пение и даже – иностранные языки. Что изменяется госзаказ на образование и его стандарты – а это опасно потерей качества образования или, попросту, массовым производством неучей…

Пока никто внятно не объяснил встревоженным родителям, что бюджетные и внебюджетные средства школы останутся, как и прежде, в казначействе. А это – контроль. Что, конечно, не все школы готовы к преобразованиям, но все они имеют право выбора – свобода или бюджет (с прежними поборами). Что для перехода на новые условия школам дается переходный период – два года. Что никто никого не увольняет из школ и не перераспределяет их имущество. Что эти реформы идут уже много лет, но многие директора считали, будто их это не касается. А многие сильные директора сильных школ ждут этого закона, чтобы стать автономными.

"Не верим министрам!", "Когда закончатся эти реформы?" — пишут возмущенные правовой неразберихой родители и потому утром идут не на работу, а на митинг.

Анна Черниговская

источник: Росбалт