Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1481.html (версия для печати)

  Дискуссии

Слуховые галлюцинации

28 апреля 2010 15:09

Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Иллюстрация с сайта www.strf.ru
Слухи о платном среднем образовании разрослись настолько, что из интернета вылезли в эфир радио "Маяк", но разъяснительных комментариев со стороны официальных лиц почему-то до сих пор нет.

О том, что среднее школьное образование станет платным, я услышала от учительницы гимназии более месяца назад. В её лицее на педсовете объявили, что если законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" станет законом, то в школе будет определён набор бесплатных предметов (поговаривают, что он ограничится русским языком, математикой и то ли историей, то ли основами религиозных культур и светской этики). За преподавание остальных предметов будет взиматься плата.

Признаться, я не поверила. Стала расспрашивать коллег — возможно ли? Да вряд ли, отвечали мне. Однако слухи разрослись настолько, что из интернета вылезли в эфир радио "Маяк" и в самые разнообразные печатные СМИ. Надо сказать, знакомые учителя эти слухи воспринимают без удивления и не отрицают того, что педагогический состав готовят к нововведениям. В ответ на моё — и мы проглотим? — слышу: проглотили же ЕГЭ. Мол, всё будет, как обычно: вначале введут эксперимент, потом устроят якобы общественные слушания, на которых чиновники, не слыша возражений этой самой общественности, будут бодро рапортовать об успехах (безусловно, при отдельных недостатках) реформы и необходимости платного образования.

Что ж, слухи слухами, а официальную позицию выяснить надо, решила я и позвонила в Минобрнауки, куда, как стало известно STRF.ru, приходит "масса возмущённых писем". Эту "массу" министерство ответом удостаивать, видимо, не собирается. По крайней мере, в пресс-службе мне сказали, что "запрос получили, но комментировать пока некому". После моего вопроса, осознают ли в министерстве, что в таком случае, вероятно, выйдет "однобокая" публикация, на том конце провода немного посовещались и отправили меня в Госдуму, сказав, что вот как примут закон, так и будем комментировать, а законопроекты, извините, не имеем права (напомню, что документ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ..." уже прошёл третье чтение). В Госдуме мне ответили, что у них "региональная неделя", и все депутаты — не удивляйтесь — "в регионах".

Если слухи распускают, значит это кому-нибудь нужно. А если их сознательно разжигают — хотя бы официальным молчанием — значит это нужно вдвойне. Возможно, логика очевидная: сейчас народ выпустит пар, но к мысли о платном образовании немного "попривыкнет", а заодно посмотрим и на реакцию "ресурса" (пардон, населения). Возможно, за этими слухами стоит что-то ещё, но в очередной раз можно констатировать следующее: школьное образование (а оно во многом определяет будущее страны) разваливается под давлением сверху без какого бы то ни было учёта мнения научного сообщества.

Сколько времени делали домашнее задание вы, уважаемые академики? Держу пари: минут 20—30, а потом занимались своими, детскими, делами: читали, играли, гуляли, словом, успевали жить и развиваться в соответствии со своим возрастом. Сколько времени тратят на подготовку уроков нынешние дети, к уровню образования которых столько нареканий со стороны высшей школы? Когда ваш ребёнок-третьеклассник делал уроки самостоятельно и даже без вашей, взрослой, помощи понял, что от него требуется при выполнении упражнения? Нет, не трава раньше была зеленее, а процесс обучения в советской школе был методически выстроен. Но те, кто сейчас у руля, говорят нам — "вызовы времени"; с руки чиновников от образования учебники младшей школы пичкают заданиями на абстрактное мышление, которое у детей ещё не сформировано; учителя начальных классов вовсю развивают на уроках "конкурентную среду" и "соревновательную атмосферу". Современная школа методически обессилела. Полистайте учебники — во многих из них что ни правило, то тайна, проникнуть в которую непосвящённому невозможно. А если вы и узнали, что "молоко" пишется через о, то на следующей странице вас ждёт сюрприз — фонетический разбор, в котором "молоко" превращается в "малако" (в советской школе этот разбор давался в 9 классе).

С трудом верится, что такое возможно в стране, где работал Лев Выготский (вклад которого в детскую психологию сравним с музыкальным наследием Моцарта), трудились его ученики Алексей Леонтьев, Леонид Занков, Даниил Эльконин и другие замечательные учёные, где педагогика шла рука об руку с психологией и физиологией, где она стремилась научить, а не отсеять, где педагогическое новаторство органично вписывалось в базовые методические принципы педагогики, а не насиловало детскую психику. Но мы решили наплевать на собственное научное педагогическое наследие — одно из лучших в мире! — и по-обезьяньи скопировать западные образцы. "… на Западе сейчас доминирует индустриально-тестовая технократическая система образования (особенно школьного), которое совершенно не соответствует новой постиндустриальной эпохе, где ключевая фигура — мыслящая, творческая, широкообразованная личность. <…> Парадокс, но советская система образования многими чертами полностью соответствовала будущей, постиндустриальной эпохе, которая в СССР ещё не думала начинаться, — пишет доктор культурологии, профессор МГУ Владимир Елистратов. — На Западе же, который экономически был куда ближе к постиндустриальной эпохе, образование сильно отстало и оставалось в целом индустриально-тестовым по духу. Интересно, что в настоящее время одна из модных тем на Западе — советская система школьного и вузовского образования. О ней пишут диссертации. В Россию приезжают многие эксперты, чтобы изучать то, что у нас ещё осталось от советского прошлого". Если так пойдёт и дальше, то изучать у нас скоро будет нечего.

Светлана Синявская

источник: STRF