Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1426.html (версия для печати)

  Дискуссии

Координация в "грязевой жиже"

22 марта 2010 21:29

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Отчётная коллегия Минобрнауки прошла в расширенном составе. Сергей Иванов, Андрей Фурсенко, Эльвира Набиуллина и другие высокие лица говорили о важности достигнутого взаимодействия, временами демонстрируя его полное отсутствие.

В речи первого вице-премьера запомнилось несколько моментов. Во-первых, по его мнению, Минобрнауки должно стать координатором бюджетных гражданских НИОКР по всем министерствам и ведомствам. Такая работа начнётся с внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство.

Во-вторых, все научные исследования, которые финансирует государство, должны проходить строгую формальную оценку эффективности. Здесь Иванов предложил два механизма: оценку по публикациям в рецензируемых журналах и, "что ещё лучше", оценку по патентам; "и если патент оформлен, он, конечно, должен быть применён в практической экономической жизни".

При этом, говоря о создании малых предприятий при государственных наукоёмких организациях (166 шт.), вице-премьер признал, что среди интеллектуальной собственности сейчас крайне мало коммерчески привлекательных активов. "Не понимаю, почему из списка организаций, которым можно создавать стартапы, исключили РАН", — добавил он. На деле, как установили собравшиеся, академия всё же в списке есть, просто не хватает соответствующих подзаконных актов.

В заключение Сергей Иванов добавил, что сфере НИОКР сейчас как никогда нужны крупные проекты, и привёл в пример Курчатовский институт. Вопрос о том, как такие масштабы сочетаются с формальной оценкой эффективности, остался открытым. Зато госакадемиям дан наказ пересмотреть свои планы развития и найти в них место чему-нибудь крупному. Стоит подумать над сведением фундаментальных исследований в единую общегосударственную программу развития.

Лучше всего совершенствовать инфраструктуру, чтобы привлекать с её помощью молодёжь и иностранных учёных, пояснил Иванов. Как всё это сочетается с суровым сокращением бюджета РАН и запретом снижать зарплаты — непонятно.

Фурсенко

Речь министра представляет собой хронику министерских успехов за последние несколько лет. В числе главных, по мнению Андрея Фурсенко, — создание сети элитных системообразующих университетов. В перспективе свои программы и дипломы будут выдавать не только МГУ и СПбГУ, но и другие ведущие вузы. Их, работающих на мировом уровне, у нас "не один и не два".

Идёт второй этап конкурса Национальных исследовательских университетов, подано полторы сотни заявок, из них отберут 15-16 в добавление к нынешним 12. О том, насколько министерству хочется создать новую университетскую науку, говорит даже опечатка из доклада: "сегодня университеты, конкурирующие с Российской Академией Наук, становятся равноправными участниками научных исследований, конкурируя с институтами РАН".

В формировании национальной инновационной системы "удалось достичь подвижек практически по всем направлениям" — кажется, в России введены уже все известные в мировой практике инструменты поддержки. Но многие из них годами остаются на бумаге. Например, принятая Правительством система оценки результативности НИИ госсектора по сути ещё не заработала, несмотря на грозные заявления Путина об отказе от поддержки "вывесок".

Зато малые предприятия при вузах худо-бедно возникают. По данным министра, их не 166, а уже "около 200". Правда, в докладе речь о 112. Ни о каких двух тысячах, анонсированных ранее, речи не идёт. В целом в России "существует действующая НИС и обеспечен рост производства высокотехнологичной продукции". Приходится добавить, что доля хай-тека в экономике не растёт.

Андрей Фурсенко специально остановился на совершенствовании экспертизы проектов, предлагаемых к бюджетному финансированию. По его словам, образцом здесь служит РФФИ (при этом финансирование фонда в последние годы сокращено). Удалось привлечь иностранцев-соотечественников к экспертизе проектов Роснауки. Правда, есть одна загвоздка: в ходе конкурса одни члены Ассоциации русскоговорящих учёных за рубежом (RASA) оценивали проекты других членов.

Набиуллина

Министр экономики также признала, что институты поддержки инноваций у нас уже созданы. Не хватает спроса, причём не только со стороны частных компаний, но и (около) государственного сектора экономики. Механизмы, которые должны его стимулировать, работают плохо. Например, не действует налоговая льгота по отнесению затрат на НИОКР на затраты предприятия с коэффициентом 1.5. Дело в том, что НИОКР должны соответствовать приоритетным направлениям развития науки и техники. Сейчас Минобрнауки готовит приказ, в котором даст перечень организаций, которые способны выдавать бизнесу справки о достаточной "приоритетности" его разработок.

Названы и стимулы, которые начнут работать со следующего года. Так, организации в области образования, в том числе частные, планируется освободить от налога на прибыль на срок от 8 лет.

Компаниям с госучастием дан наказ утвердить программы научно-инновационного развития. Типовая методика разрабатывается, и уже скоро программы будут представлены широкой публике.

Хороший "спрос" на "инновации" есть только со стороны госбюджета. В 2010 году на гражданскую науку и развитие высоких технологий будет выделено 426 миллиардов рублей. Чтобы эти деньги не проесть как раньше, предлагается перевернуть схему софинансирования. Сейчас для получения государственного контракта вузу или НИИ требуется показать сколько-то процентов "внебюджетки", а в будущем уже частной компании нужно будет показать заказ на НИОКР в вузе или НИИ и получить к нему в довесок государственные деньги. На эти цели в Минобрнауки запланировано 90 миллиардов рублей. Пока, правда, неясно, можно ли будет делать заказы на НИОКР в НИИ РАН, или же всё ограничится вузами. По сути, повторяется история с малыми предприятиями.

Государство в лице Минэкономики, Минобрнауки и ФАС подготовило изменения в законодательство о госзакупках (пресловутый 94-ФЗ). Предполагается, что теперь правительство сможет чётко устанавливать порядок госзакупок инновационной продукции — в части сроков, процедур, квалификационных требований к участникам и т.д. Что считать инновационной продукцией — также установит правительство.

При заказе НИОКР предлагается ввести предквалификационный отбор участников по объективным критериям. Они включают количество патентов и публикаций в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ), количество научных работников высшей квалификации. О международных индексах цитирования упомянуто не было.

Из остальных докладчиков отличился представитель Минкомсвязи, пытавшийся напомнить о существовании технопарков (российские элементы НИС имеют свой жизненный цикл, круговорот неэффективности).

И, конечно, богат на цитаты был доклад Михаила Ковальчука, директора Курчатовского института. Помимо конвергентных НБИК-технологий речь шла о диаспоре. Ковальчук считает, что та стремится "приехать и возглавить", а "письма [учёных-соотечественников] — заявления о коллективном приёме на работу". Нанимаются "на начальников, а это есть аморальная вещь", что "наглядно демонстрируют теледебаты".

"Мы должны смотреть на этот процесс открытыми глазами. Есть люди, которые тут последние полтора десятка лет по-пластунски ползали в грязевой жиже, строили, сохраняли то, что есть, а сегодня им предлагают их возглавить", — негодовал директор Курчатника. С ними ему не по пути. С кем по пути — понятно: "нас мало, и нам надо договариваться", призвал Ковальчук сидящих в зале. Все согласились.

Мне кажется, их слишком много. Минобрнауки уже несколько лет не может скоординировать оценку государственных НИИ с госакадемиями, другими министерствами и ведомствами. Госзакупки координируют тоже давно, и толку пока мало. О технопарках и особых экономических зонах как примере координации лучше вообще не вспоминать. Новый проект силиконового иннограда в Сколково пока отличается лишь гигантским числом координаторов разной степени близости к администрации президента, да грызнёй Чубайса с Сурковым. Интеллектуальную собственность государственных организаций Минфин, Счётная палата и налоговики координируют так, что она просто не возникает.

Очень хорошо, что Фурсенко хвалит Набиуллину, та — Фурсенко, а все дружно — фонд Бортника. Но грязевой жижи меньше не становится.

Иван Стерлигов

источник: STRF